Запуск производства LVL-бруса позволил индонезийскому производителю фанеры Samko Timber обеспечить рост бизнеса на ближайшие три года.
Производство фанеры – одно из основных направлений деятельности деревообрабатывающих предприятий. Это обусловлено тем, что в стране сохраняется устойчивый спрос на эту продукцию, драйвером роста которого выступает увеличение потребности населения в жилье и мебели. Компания Samko 60% произведенной фанеры реализует на внутреннем рынке, а 40% – экспортирует. Несмотря на стабильный спрос на фанеру, чтобы сохранить прибыльность бизнеса и конкурентные позиции на рынке, компания постоянно ведет исследовательские работы по созданию новых продуктов.
Samko Timber была образована в 1978 г., и за это время из предприятия с годовым объемом выпуска фанеры в 12 тыс. м3 выросла в компанию, чьи акции торгуются на Сингапурской бирже (SGX). Компания является лидером в Индонезии по объемам производства клееной доски (выпускается под брендом Heveatech) и бруса LVL (Laminated Veneer Lumber). Такой рост стал возможен благодаря введенному правительством Индонезии в 1986 г. запрету на экспорт необработанной древесины. В результате Samko Timber пришлось переориентироваться на изготовление фанеры. И вот уже на протяжении 40 лет это направление остается для компании приоритетным, занимая 80% в общем объеме производства.
Первоначально компания выпускала фанеру из тропической древесины. Однако позже в качестве сырья стала применяться древесина Albizia falcataria (альбиция серповидная, семейство бобовых), выращенная на собственных плантациях компании. Из-за того что у этой древесины меньший диаметр, компании пришлось модернизировать оборудование и обучить персонал работе с этим сырьем. «Мы стали первыми, кто начал использовать древесину Albizia falcataria в качестве сырья для изготовления фанеры. На тот момент все на рынке привыкли к тому, что фанера из тропической древесины тяжелая и темная, – рассказывает Юнайди, коммерческий директор направления новой древесины компании Samko Timber. – Albizia falcataria легче, и у нее более интересный оттенок. Компания стала изготавливать фанеру из этой древесины, так как мы были уверены, что такой подход позволит компании выжить». Япония стала первым рынком, куда компания экспортировала новую фанеру. Выбор этой страны был обусловлен тем, что цвет древесины Albizia falcataria похож на цвет японского кедра. Кроме того, в Японии знают о строительных возможностях этого материала. Сегодня перспективными экспортными направлениями для компании являются Китай и Индия, где велика потребность в фанере в домостроении.
Пока у Samko Timber нет торгового представителя в Китае, так как в стране высока конкуренция с местными производителями. По данным International Tropical Timber Organization (ITTO), в 2014 г. объем выпуска фанеры в Китае достиг 149,7 млн м3, что составляет 55% всей древесной продукции, выпущенной в стране за этот период. Чтобы выйти на этот рынок, компании придется конкурировать с местными производителями в цене на сырье и на трудовые ресурсы.
Рост продаж продукции LVL у Samko Timber начался в 1997 г., когда значительные объемы этой продукции были экспортированы в Южную Корею, Австралию и Японию. 100% продукции было изготовлено из леса, выращенного на собственных плантациях компании. Плантационное выращивание древесины позволяет компании поддерживать стабильность поставок и качество сырья. Поскольку у Samko Timber основное направление – выпуск фанеры, то такой подход является разумным. Однако производство новых продуктов деревообработки требует применения другой бизнес-модели, подталкивает компанию к внедрению инноваций и увеличению эффективности производства.
Брус LVL используется как строительный материал. Хотя рынок LVL в Индонезии небольшой, этот продукт в портфеле компании будет драйвером роста за следующие три года. «Возможности использования доски Heveatech широки: она применяется в строительстве, при производстве грузовых автомобилей и в судостроении. Этот материал может использоваться везде, где только можно представить, – говорит Юнайди. – Мы уже получили заказы на поставку этой продукции в Северную Америку, Европу, Австралию и Японию». Однако с продвижением доски Heveatech в Юго-Восточной Азии возникают трудности из-за жесткой конкуренции с пластиком, цементом, цельным деревом. На сегодняшний день Heveatech применяется для наружной отделки зданий.
Чтобы продемонстрировать механические, технологические и эстетические свойства Heveatech, Samko Timber сотрудничает с региональными проектными организациями в рамках различных проектов. На ежегодном фестивале дизайна, который проводится во время Международного мебельного салона в Сингапуре, была представлена детская площадка, выполненная из этого материала.
Тем не менее, для того чтобы знакомить потребителей с этим продуктом, требуется большое количество времени, нужно создавать этот рынок, приучая к этому материалу архитекторов и проектировщиков. «В конце концов, потребители следуют за рынком. Так что мы должны сформировать спрос на эту продукцию и обеспечить ее присутствие на рынке, продемонстрировать ее потенциал», – считает Юнайди. Чтобы развивать бизнес, компании надо быть открытой для новых идей и технологий. Это сложно, однако, когда кажется, что компания дошла до своего предела, появляются новые возможности, а значит – новые рынки.
Комментарии