Концентрация кросс-функциональных знаний позволит возродить разработку нового оборудования и технологий для ЛПК.
Общая проблема отечественного ЛПК – это низкая эффективность практически всех его составляющих: съем древесины с 1 га лесопокрытой площади в России составляет около 0,2 м3, а в развитых лесопромышленных странах – 2,5–3,5 м3 с 1 га. Сегодня доля ЛПК в ВВП России менее 5%, в экспорте менее 2%. В то же время при рациональном подходе этот вклад может составлять $100–120 млрд в год, что сопоставимо с доходами от нефти и газа.
Причин у этой проблемы достаточно много, одна из основных – практически полное отсутствие отечественного лесного машиностроения. Сегодня заготовка древесины в России выполняется пилами и машинами импортного производства. Мощностей для производства этого оборудования в России практически нет. Это же можно сказать и о дерево-обработке. Если по каким-либо причинам США, Евросоюз и Япония введут мораторий на поставку в Россию лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники, а также расходных материалов, мы очень скоро вернемся к технологиям 40-х годов двадцатого века.
Развал крупных лесозаготовительных предприятий привел к закрытию отечественных заводов лесного машиностроения и обслуживающих их научных и проектных организаций.
Превратившись в акционерные общества, лишившись государственных заказов и заказов машиностроительных предприятий, прекратили свое существование отраслевые НИИ и КБ. А оставшиеся являются призраками известных в прошлом брендов – логотип на блан-ках и печати есть, а зданий, оборудования и кадров – нет.
Создание при ведущих отраслевых вузах научных школ позволит возродить разработку нового оборудования и технологий для ЛПК. В качестве примера можно привести научную школу «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства», созданную профессором СПбГЛТУ Василием Патякиным. Школа включена в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. За последние 10 лет ее работы было получено более 50 патентов на изобретения и полезные модели. Костяк школы составляет коллектив лесоинженерного факультета Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета (СПбГЛТУ) – преподаватели, аспиранты, студенты старших курсов.
Для проведения научных работ привлекаются коллеги и смежники из других вузов. На сегодняшний день в сотрудничестве со специалистами в области автоматизации Вятского университета ведутся работы в области автоматизации древесно-подготовительных цехов. Другая разработка научной школы – повышение энергоэффективности лесных машин и оборудования – получила развитие в сотрудничестве с коллегами Вологодского университета. Сегодня работы в этом направлении продолжаются совместно с учеными Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Кроме того, в области модификации древесины был разработан новый концепт лесных машин, производство которых достаточно быстро организовать в рамках содружества БРИКС. Есть и другие перспективные разработки. Сегодня мы начали работу в области модульных систем машин непостоянных лесопромышленных складов, по советской классификации 4 НС, способных на временных площадках перерабатывать низкотоварную древесину и недревесную продукцию леса.
Однако разработка концептов ведется на основании теоретических расчетов. А потому принципиально важной является возможность доработки и внедрения проектов в реальное производство. Для воплощения концептов в металл необходимо пройти долгий путь – нужно подключать конструкторов, опытно-механические мастерские, на опытных образцах определять слабые места новых технических и технологических решений. Ведь инновации – это внедренные новшества.
Владимир Опарин 26.07.16 14:20
Уважаемый Игорь Григорьев, нам надо срочно связаться по вопросу новых прорывных технологий обработки. Они уже есть! С уважением, Владимир Опарин, г. Киров. 8-953-688-1515, 8-909-929-5081, скайп: volchok1954