Министр предлагает сократить административные расходы в регионах.
– Минприроды России направило в Правительство РФ для утверждения «дорожную карту» развития лесной отрасли. Что представляет собой этот документ?
– Говоря о «дорожной карте», нельзя не сказать о ее ключевой составляющей – «Стратегии развития лесного комплекса до 2030 г.». Документы обширные, поэтому выделю главное. Первое – Рослесхоз наделяется функцией «сквозного» надзора в лесах. Это позволит возбуждать дела об административных правонарушениях в лесной сфере в отношении региональных властей и подведомственных им учреждений. Второе – предусмотрено увеличение штата сотрудников парашютно-десантной пожарной службы. Третье – предполагается совершенствование ценообразования на лесные ресурсы, а точнее – изменение подходов к определению ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.
В 2015 г. была проведена большая работа по подготовке к такому переходу, разработана концепция интенсификации и воспроизводства лесов, прорабатываются нормативы ухода за лесами, лесовосстановления, заготовки для каждого лесного района. Кроме того, «дорожная карта» охватывает мероприятия, направленные на поддержку и развитие деревянного домостроения, биоэнергетики, формирование лесопромышленных кластеров, импортозамещение в лесном машиностроении.
– Этот вариант учитывает интересы всех участников рынка или в нем еще есть узкие места, требующие дополнительных обсуждений?
– Нужно четко понимать, что «дорожная карта» – это в первую очередь правила, единый свод мер, составленный с учетом пожеланий всех заинтересованных сторон. И то, насколько эффективно они будут реализованы, зависит от участников – государства, бизнеса и общественных организаций.
Работая над «дорожной картой», мы учитывали все поступившие предложения. Однако с рядом федеральных ведомств – Минфином, Минпромторгом – у нас имеются концептуальные разногласия, которые попробуем снять при доработке. Мы рассчитываем, что меры по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, реализуемые в одно и то же время в разных регионах России, позволят заложить крепкий фундамент экономических преобразований в лесном комплексе.
– Какие предполагаются меры для увеличения эффективности государственного управления в области интенсификации использования и воспроизводства лесов?
– Системная проблема лесного сектора – низкая эффективность. Так, при сопоставимых лесорастительных условиях и характеристиках лесов, экономический эффект от их использования в пересчете на 1 га в России составляет $38, а в Швеции и Финляндии – $508 и $512, это в 13 раз выше.
Наша проблема в том, что в ряде регионов, в том числе лесных, снижается доля хвойных насаждений в составе лесного фонда. Решить эту проблему поможет переход на модель интенсивного использования и воспроизводства лесов. Мы отобрали по ряду критериев семь пилотных регионов России, в которых проведем апробацию и внедрим интенсивную модель лесопользования. Это Иркутская, Архангельская, Ленинградская и Вологодская обл., республики Карелия и Коми, а также Пермский край.
– В чем заключается принятая «Концепция интенсификации использования и воспроизводства лесов»?
– «Китов», на которых держится Концепция, пять. Во-первых, это баланс трех основных элементов – экономики, экологии и социального развития территории. Во-вторых, экономическое обоснование исчисления расчетной лесосеки и лесохозяйственных мероприятий на всех уровнях лесного планирования. Третий фактор – система рубок, ориентированная на полное изъятие прироста древесины за цикл хозяйства. Четвертый – экономическая эффективность лесохозяйственного цикла, получение сортиментов, востребованных предприятиями. И, наконец, пятое – переход к контролю результатов лесовосстановления – перевод в покрытые лесом земли.
– За организацию сельхозпалов в России введут административное и уголовное наказание. Чем вызвана такая строгая мера?
– За последние годы у нас резко возросло количество лесных пожаров, которые возникли из-за перехода огня с территории земель сельхозназначения на лесные земли. Это происходит главным образом из-за элементарной человеческой безответственности, а также недостатка контроля над проведением сельхозпалов и низким качеством профилактических противопожарных мероприятий. Ужасно, что халатность должностных лиц в регионах ежегодно приводит к непоправимым последствиям – гибели людей. Кроме того, огонь уничтожает населенные пункты и объекты экономики. Статистика показывает, что за последние пять лет от сельхозпалов ежегодно возникало свыше 160 крупных лесных пожаров, которые привели к серьезным экологическим последствиям и потребовали больших финансовых вложений для ликвидации.
– Какие регионы России наиболее горимые?
– Согласно статистическим данным за последние пять лет, самые горимые регионы – Красноярский, Забайкальский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, республики Бурятия, Тыва и Саха (Якутия), Иркутская и Амурская обл.
В силу метеоклиматических условий, пиковые значения по горимости лесов ежегодно приходятся на три-четыре региона, в которых происходит серьезное ухудшение лесопожарной обстановки, и в связи с этим – резкая нехватка региональных сил и средств пожаротушения.
По итогам 2015 г. на долю Забайкальского края, Иркутской обл., а также республик Бурятия и Тыва пришлось свыше 90% площади всех лесных пожаров в Российской Федерации. В 2014 г. к таким субъектам относились Республика Саха (Якутия), Красноярский край и Амурская обл.
– Каковы были затраты на тушение пожаров в 2015 г.?
– Затраты на тушение лесных пожаров превысили 2 млрд руб.
– Как вы оцениваете выполнение противопожарных мер и мероприятий по предупреждению лесных пожаров в регионах страны?
– Рослесхоз еще в начале 2015 г. выделил необходимое финансирование в полном объеме, однако в ряде регионов противопожарные мероприятия не были проведены или проведены некачественно. А к началу пожароопасного сезона соответствующие работы были выполнены только на 7–15%.
Кроме того, крайне слабо сработали сводные планы тушения лесных пожаров – в ходе пожароопасного сезона выяснилось, что необходимая для этого техника либо отсутствует, либо находится в плохом состоянии, либо ее нельзя использовать, так как нет соглашений с владельцами.
К примеру, сводный план Иркутской обл. в период чрезвычайной горимости в 2015 г. предполагал привлечение к тушению пожаров 7 375 человек. Однако на деле было привлечено чуть более 900 человек, из них арендаторов лесных участков – всего 230 человек. Получается, что руководство региона не смогло привлечь 80% сил и средств, которые были запланированы, дефицит сил пожаротушения составлял около 6 тыс. человек. Аналогичная ситуация происходила и в Республике Бурятия.
– Чем было вызвано ваше решение о введении в регионах, не справляющихся с профилактикой лесных пожаров, внешнего управления? Как это поможет улучшить ситуацию с пожарами?
– Внешнее управление было вызвано недостаточными действиями должностных лиц региона, направленными на принятие необходимых мер по организации тушения лесных пожаров.
Механизмы внешнего управления и упреждающего тушения опробованы на территории Забайкальского края и Республики Саха (Якутия). Под руководством представителя Рослесхоза, который был назначен временным координатором сил и средств по итогам совещания в Чите заместителем председателя Правительства Российской Федерации Александром Хлопониным, удалось ликвидировать пожары в Забайкальском крае на площади более 200 тыс. га.
Кроме того, на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 г. в экспериментальном порядке было опробовано привлечение сил Парашютно-десантной пожарной службы. Силы федерального резерва ввели из-за увеличения класса пожарной опасности. Результатом этих действий стало уменьшение в 58 раз площади, пройденной огнем, и более чем в 10 раз – уменьшение затрат на тушение лесных пожаров в сравнении с 2014 г.
В 2016 г. запланирован переход на заключение соглашений с регионами, в которых нужно детально зафиксировать соответствующие права и обязанности сторон, порядок и условия передачи оперативного управления силами и средствами пожаротушения, региональные особенности проведения профилактических мероприятий и финансирования мероприятий по охране лесов от пожаров.
– Чем вызвана разработка концепции «Инвестиционных соглашений»? Почему в качестве пилотного региона выбрали Дальний Восток?
– Дальний Восток не случайно выбран пилотным регионом, на территории которого будет внедряться механизм инвестиционных соглашений в области освоения лесов. Эта территория чрезвычайно богата лесными ресурсами – площадь лесного фонда Дальневосточного федерального округа (ДФО) составляет 497 млн га, или 43% от всей площади лесного фонда России. Запас насаждений региона – 20,1 млрд м3, или 25% от общероссийского запаса леса. При этом на долю хвойных насаждений приходится 81%.
Кроме того, на территории региона сосредоточено много лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. Сегодня в ДФО реализуется 11 приоритетных инвестпроектов с общим объемом вложений 35,8 млрд руб. Для их реализации в ДФО в аренду переданы лесные участки с ежегодным объемом заготовки древесины 7,6 млн м3.
На территории Дальнего Востока отсутствуют предприятия по переработке и утилизации низкотоварной древесины, а развитие переработки крупномерной древесины усугубляет сложившийся в регионе дисбаланс заготовки и потребления низкокачественной древесины. Это свидетельствует о перспективах развития лесного комплекса ДФО.
Решить проблемы поможет создание механизма инвестиционных соглашений в области освоения лесов. Предполагается, что на его основании лесные участки будут предоставляться в аренду без проведения торгов. Планируется также предусмотреть механизмы снижения арендной платы в зависимости от полноты выполнения инвестпрограмм в рамках соглашений.
– Почему Минприроды отклонило законопроект о строительстве капитальных зданий в лесах?
– Внесенный в Государственную Думу рядом депутатов законопроект № 743288-6 неоправданно широко разрешал строительство в лесах и распространялся на несколько регионов России. Данный подход не поддержан ни федеральными органами исполнительной власти (Минприроды совместно с Минстроем, Минздравом, Минюстом подготовили отрицательный отзыв), ни Администрацией Президента РФ, ни профильным комитетом Государственной Думы, ни природоохранными организациями. В итоге этот законопроект вернули на доработку.
Для решения уже накопившихся вопросов по использованию лесов в качестве рекреационных зон в Минприроды России создана рабочая группа. Законопроект допускает размещение в лесах только узкого перечня объектов туристской инфраструктуры. При этом их строительство возможно в ограниченной зоне – не более 3% от территории лесничества. Эти зоны установят в лесных планах субъектов Российской Федерации после прохождения ими процедур общественного обсуждения, открыто и гласно.
Кроме того, планируется, что размещать соответствующие объекты разрешат только на 20% от площади арендуемого лесного участка – это позволит на оставшейся площади выполнять полный комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Законопроект уточняет и правовое регулирование огораживания таких объектов для создания необходимых условий их эксплуатации и обеспечения безопасности граждан.
Отмечу и то, что законопроект не вносит изменений в статью 11 Лесного кодекса РФ, которая гарантирует гражданам свободный и бесплатный доступ в леса и запрещает огораживание лесных участков. Он только уточняет порядок исполнения положений других федеральных законов, обязывающих собственников ограничивать доступ к таким объектам – детским оздоровительным лагерям, горнолыжным спускам, объектам электроэнергетики, включая гидроэнергетику, местам проведения взрывных работ и т.д.
Кроме того, чтобы соответствующий законопроект «заработал», нужны надежные законодательные механизмы, обеспечивающие как привлечение цивилизованных инвестиций в лесной туризм, так и защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе от массовой застройки земель лесного фонда, их необоснованного огораживания и иных злоупотреблений.
– В 2015 г. заработала система ЕГАИС. Сократилось ли количество нелегально заготовленной древесины?
– Официальный портал Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины (ЕГАИС) запустили 1 января 2015 г. Главная задача системы: сбор, систематизация и контроль достоверности данных о лесопользователях, договорах аренды лесных участков, договорах купли-продажи лесных насаждений, а также о сделках, связанных с древесиной, и о маркировке древесины из дуба, бука и ясеня, поставляемой на экспорт.
В ЕГАИС хранится свыше 2 млн документов: договора аренды – 116 тыс., договора купли-продажи – 1,52 млн, лесные декларации – 123 тыс., отчеты об использовании лесов – 378 тыс., государственные контракты – 31 тыс. и др. Для вывоза древесины из Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в портал внесены сведения по породе, сортименту и объему 110 224 поштучно маркированных бревен ценных древесных пород (дуб, бук и ясень).
Реализованный в ЕГАИС функционал охватывает весь оборот круглых лесоматериалов в стране, включая сведения о продавце и покупателе, породном, сортиментном составе древесины и ее объемах, переходящих от одного собственника к другому. Обращаю внимание на то, что ответственность за нарушение порядка учета древесины, непредоставление данных в ЕГАИС наступила только с 1 июля 2015 г. При этом уже заведено 1226 административных дел.
– Как вы оцениваете качество лесовосстановительных работ, проводимых арендаторами?
– Согласно Лесному кодексу, невыполнение лесовосстановительных работ – это основание для расторжения договоров аренды лесных участков. Это стимулирует арендаторов к добросовестному исполнению своих обязательств в этой сфере. А власть – к их контролю.
Подчеркну, что качеству проведения лесовосстановительных работ уделяется пристальное внимание со стороны органов госвласти в рамках проверок договорных отношений с арендаторами лесных участков. Один из инструментов контроля над качеством лесовосстановительных мероприятий – государственная инвентаризация лесов. Кроме того, с 2014 г. проводится государственный мониторинг воспроизводства лесов с использованием наземных, авиационных и космических средств.
Для привлечения всестороннего внимания к проблемам восстановления и увеличения лесных ресурсов нашей страны, а также изменения отношения общества, лесопользователей и органов власти к этим вопросам 2016 г. решили объявить Годом воспроизводства лесов. Уже сформирован план основных мероприятий с участием лесопользователей, научно-образовательных и общественных организаций. В минувшем году лесные культуры заложены на площади 169,2 тыс. га (97,6% плана), в том числе арендаторами лесных участков – 110,1 тыс. га (101,8%). Так что в плане лесовосстановления 2015 г. можно с уверенностью назвать успешным.
– На Всероссийском совещании, посвященном подведению итогов работы лесного хозяйства в 2014 г., вы говорили о необходимости увеличения инвестиций в лесную отрасль страны. Что сделано за прошедшее время?
– Разработанные Минприроды поправки в Лесной кодекс РФ создают условия, благоприятные для развития ЛПК страны. Субъекты малого и среднего предпринимательства получили право на заготовку древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Законом также вводится типовой договор купли-продажи лесных насаждений, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Кроме того, закон освобождает компании малого и среднего бизнеса от проведения лесохозяйственных мероприятий на лесных участках. При этом при определении начальной цены лесных насаждений будет применяться повышающий коэффициент, а средства, поступившие в бюджеты разных уровней по итогам заключения договоров купли-продажи, поступят на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Принятым законом создается и порядок безаукционного заключения договора аренды лесного участка на новый срок с добросовестными арендаторами. Арендатор должен будет только уведомить органы власти о желании заключить договор аренды на новый срок не ранее чем за три месяца, но не позднее чем за два месяца до окончания действующего договора.
– Как вы оцениваете реализацию госпрограммы РФ «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 гг.»?
– Главная цель государственной программы – увеличение эффекта от использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, стабильное удовлетворение общественных потребностей в лесных ресурсах – так или иначе достигается. Однако при выполнении программы ежегодно приходится преодолевать немало трудностей, в том числе в части охраны лесов от пожаров.
Однако на реализацию госпрограммы и ее подпрограмм в жизнь серьезно влияет недостаточное финансирование отрасли. Стоит отметить и факторы природно-климатического характера.
Нельзя забывать и о результативности осуществления регионами переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, что напрямую влияет на выполнение государственной программы. Несмотря на то что из пяти основных показателей два не достигли планового значения, нам удалось сохранить значение показателя «Лесистость территории Российской Федерации» на прежнем уровне 46,5%, а значение показателя «Отношение фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины» повысить до 29,2%.
В 2015 г. выполнение государственной программы происходило в условиях сокращенного финансирования. В настоящее время в рамках исполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ, Минприроды России вносит коррективы в государственную программу, в том числе в соответствии с предусмотренными на 2016 г. объемами финансирования.
– Как отразится на лесной отрасли снижение финансирования?
– В нынешних условиях сокращения объемов финансирования, которое для любой отрасли является нежелательным, мы выделяем для себя принципиально важные, приоритетные направления для реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 гг.».
Учитывая заметное снижение финансирования на 2016 г., нами принято решение о сокращении на 31,3% средств, выделяемых на приобретение специализированной лесопожарной техники. Финансы перераспределены на другие направления лесного хозяйства, в том числе на субвенции, предусмотренные на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений, включая охрану лесов от пожаров.
К сожалению, сегодня свыше 70% субвенций идет на содержание органов управления и лишь 30% тратится на выполнение лесохозяйственных мероприятий. Нам необходимо самым серьезным образом проанализировать расходы регионов с точки зрения оптимизации затрат на проведение лесохозяйственных мероприятий. Кроме того, следует внести ограничения в части расходов субъектов на содержание органов управления.
Биография
Сергей Донской родился 13 октября 1968 г. в г. Электросталь Московской обл. В 1992 г. окончил Государственную академию нефти и газа имени И.М. Губкина по специальности «автоматика и телемеханика». В 1992–1993 гг. – инженер лаборатории микропроцессорных автоматизированных систем СКБ «Газприборавтоматика». С 1993 по 1995 г. работал в компаниях «Ваши ценные бумаги», «Инвестиционно-промышленная компания «СИНТ», «Расчетная фирма «СИНТ», «Инвестиционная фирма «СИНТ». С 1996 по 1998 г. – дилер-аналитик Управления финансовых инструментов, руководитель информационного аналитического сектора, ведущий аналитик компании «Према-Инвест». В 1999–2000 гг. – советник департамента по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции, замначальника отдела, начальник отдела Департамента по подготовке и реализации СРП Министерства топлива и энергетики РФ. С 2000 по 2001 г. работал в главном управлении по финансовой и инвестиционной деятельности и в главном управлении по корпоративному финансированию и инвестициям «Лукойл». В 2001– 2005 гг. – начальник отдела «Зарубежнефть». В 2005–2008 гг. – директор Департамента экономики и финансов Министерства природных ресурсов РФ. С 2008 по 2011 г. – замминистра природных ресурсов и экологии РФ. С 2011 по 2012 г. – генеральный директор «Росгеология». С 2012 г. – министр природных ресурсов и экологии РФ.
Комментарии