Для сохранения конкурентных позиций на европейских рынках пиломатериалов компании должны быть способны поставлять небольшие объемы, часто и в сжатые сроки.
Дистрибуция пиломатериалов напрямую зависит от изменений в логистике. В середине 1990-х гг. Россия увеличила импорт европейской продукции, доставлявшейся автотранспортом. В результате количество свободных машин, возвращавшихся в Европу из России, возросло. Этим воспользовались прибалтийские производители пиломатериалов для отправки своей продукции небольшими партиями напрямую европейским конечным потребителям. В итоге необходимость в посредниках стала меньше.
В течение последних полутора лет, из-за введения экономических санкций и запрета России на поставку целого ряда продукции, сократилось количество грузового автотранспорта из Европы в Россию. Затраты на доставку груза из Европы в Россию всегда были больше, нежели затраты на логистику прибалтийских компаний, экспортирующих пиломатериалы в Европу. Однако с конца 2014 г. впервые наблюдалась обратная картина. И в ближайшие несколько лет из-за снижения цен на нефть и, как следствие, падения рубля ситуация вряд ли изменится. Если доступность грузовых машин в Прибалтике будет и дальше ухудшаться из-за снижения поставок в Россию, то доставка этой продукции вернется на уровень 1990-х гг., когда грузы из Прибалтики доставлялись судами. Это может негативно отразиться на конкурентоспособности прибалтийских производителей, поставляющих свои товары в Европу, поскольку доставка водным транспортом является процессом более сложным и дорогим и при этом менее быстрым. Однако после введения новых норм, регулирующих содержание серы в корабельном топливе, количество грузовых морских перевозок возрастает.
До недавнего времени водный транспорт для доставки грузов на малые расстояния использовался крайне редко из-за того, что способности кораблей превышали потребность рынка. Но сейчас перевозки водным транспортом становятся более доступными. Например, в 2013 г. суда шведской корабельной компании DFDS, курсирующие между г. Готтенгем (Швеция) и г. Иммингхэм (Великобритания), стали перевозить лесопильную продукцию шведских компаний. Корабли смогли обеспечить доставку продукции в пятидневный срок, и компании могли гарантировать точность доставки. В результате, если компании в течение недели требовалось получить небольшой объем пиломатериалов, например один грузовик, ей не нужно было обращаться к импортерам, она могла заказать необходимый объем продукции напрямую у производителя в Швеции. Это привело к тому, что роль оптовых покупателей в Великобритании стала снижаться.
Первые центры продаж пиломатериалов в Европе были созданы в 1970−1980-х гг. скандинавскими лесопильными компаниями, после чего последовало открытие центров дистрибуции. Некоторые из них проработали совсем недолго, так как стратегия развития компании полностью изменилась. Организация «Экспортлес», занимавшаяся экспортом российских и прибалтийских пиломатериалов, прекратила свое существования после распада СССР. На ее месте в странах Европы появилось много частных компаний, которые в некоторой степени заменили старые каналы сбыта. В этот же период началась активная вертикальная интеграция в индустрии, обусловленная желанием лесопильных компаний лучше управлять дистрибуцией пиломатериалов и контролировать пути доступа к конечному клиенту.
В результате скандинавские лесоперерабатывающие предприятия стали объединяться с дистрибьюторами пиломатериалов. Например, компания Metsaliitto Cooperative (Финляндия) приобрела Hunter Timber (Великобритания). Иногда такая интеграция была успешной, иногда – нет, поскольку компании столкнулись с тем, что распространение и производство пиломатериалов – это разные виды бизнеса. За последние 20 лет мы наблюдали снижение маржи у дистрибьюторов и импортеров пиломатериалов, что оказывало давление на их бизнес. Не всегда дистрибуция пиломатериалов была прибыльным направлением бизнеса для лесопильных компаний. В выигрыше оказались организации, не ограничивавшие дистрибьюторов в выборе каналов поставок и поощрявшие внешнюю торговлю. Одновременно они развивали собственные продажи, что стало серьезной поддержкой в периоды рыночной нестабильности.
Одним из факторов, повлиявших на развитие дистрибуции пиломатериалов в Европе, стало географическое расположение рынков. Из-за увеличения объема поставок пиломатериалов из Скандинавских стран и Прибалтики в континентальную Европу роль крупных импортеров на европейском рынке стала менее заметной. Исключением является только Бельгия, где позиции крупных импортеров по-прежнему сильны. Также они сильны и в Великобритании, что обусловлено островным географическим расположением государства.
Большие изменения в дистрибуции пиломатериалов на протяжении длительного времени происходили в Швеции. В стране еще 40 лет назад 25% экспорта пиломатериалов приходилось на долю посреднических оптовых компаний, а средний годовой объем производства лесопильных заводов составлял 35 тыс. м3 пиломатериалов. На сегодняшний день объем производства возрос до 125 тыс. м3 в год, а оптовые покупатели контролируют очень ограниченный объем экспорта. Основным видом доставки пиломатериалов из южных областей Швеции в Европу на сегодняшний день является автомобильный транспорт. Эффективность этого способа доставки зависит от наполняемости грузовых машин на обратном пути. Однако ослабление шведской кроны и сокращение объема импорта в Швецию может привести к тому, что стоимость транспортировки пиломатериалов автомобильным транспортом возрастет.
На данный момент драйвером развития дистрибуции пиломатериалов в Европе являются принципы «бережливого производства» и поставка продукции точно в назначенное время, принятые большинством компаний-импортеров и конечными потребителями пиломатериалов. Принцип «бережливого производства» впервые был внедрен в автомобильной промышленности более 20 лет назад. Компании, работающие согласно нему, стремятся оперировать меньшими запасами материалов и готового продукта, так как это замораживает капитал. Такой подход сказывается и на работе поставщиков, которые вынуждены находить решения для доставки продукции меньшими объемами, чаще и в сжатые сроки. В итоге преимущества получают те лесопильные компании, которые могут оперативно реагировать на изменения рынка. Стоит отметить, что производители пиломатериалов в Скандинавских странах и Сибири, работающие с сырьем высокого качества, в силу своей удаленности от Европы до сих пор в большинстве случаев вынуждены работать через посредников.
Конкурентоспособность европейских производителей пиломатериалов в Азии также зависит от объемов продукции, доставляемой в страну из Европы в контейнерах, которые используются для доставки пиломатериалов. Глобальные потоки экспорта пиломатериалов могут измениться, если Китай перейдет с экономики малозатратного производства на экономику потребления и экспорт продуктов и контейнеров из КНР в Европу уменьшится.
Еще одной проблемой в дистрибуции пиломатериалов сегодня является растущий поток беженцев и мигрантов из Сирии, пытающихся пересечь границы европейских государств, что привело к усилению контроля на границах. И в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится. Введение более жестких ограничений и правил для пересечения государственных границ будет способствовать росту стоимости автоперевозок.

Независимо от того, будут ли европейские производители пиломатериалов интегрироваться с дистрибьюторами или станут развивать прямые поставки продукции конечным потребителям, лесопильная промышленность будет зависеть от логистических потоков. Их не всегда получается контролировать, но компании, для того чтобы быть успешной, нужно оставаться мобильной и готовой к новым возможностям и изменениям на рынке.
Комментарии