Одна из основных проблем лесопромышленного комплекса России – это износ основных фондов и большая нехватка оборотных средств. Гораздо лучше выглядит ситуация в отраслях, связанных с продуктами глубокой переработки древесины, в частности, упаковочной. Однако и предприятия этих отраслей развиваются не так динамично, как хотелось бы. Причиной тому является нехватка средств, которые могли бы быть направлены на предоставление клиентам более выгодных условий сотрудничества, а также на модернизацию производственных мощностей. В дополнение ко всему с 1 января 2006 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, вносящие изменения в порядок начисления и уплаты ряда налогов. Наиболее болезненно на российских предприятиях отразятся изменения, устанавливающие новый порядок определения момента базы по налогу на добавленную стоимость.
Если товар произведен, то он должен быть продан – это аксиома бизнеса. Но продавать с приемлемой нормой доходности становится все сложнее и сложнее. Конкуренция на рынке леса и лесопереработки усиливается очень быстрыми темпами, и обстановка становится по-настоящему накаленной. Снижение цен, улучшение качества производимой продукции, расширение товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т.п. – лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать поставщик, стремясь найти и удержать покупателя своей продукции. К перечисленному ряду можно отнести также предоставление поставщиком отсрочек платежа при реализации товаров или оказании услуг. Пожалуй, в настоящее время это становится одним из важнейших инструментов в борьбе за клиента. Но этот широко распространенный сегодня способ построения взаимоотношений с покупателями имеет свои побочные негативные эффекты для самого поставщика, с которыми, однако, ему приходится мириться. Предлагая отсрочки и становясь, таким образом, кредитором для покупателя, любой поставщик сталкивается с проблемой кассовых разрывов и нехватки оборотных средств. Кроме того, возникает вероятность неоплаты осуществленных поставок в установленный срок, что неизменно ведет к дополнительным издержкам и увеличению рисков поставщика.
Одним из основных инструментов высвобождения средств, замороженных в дебиторской задолженности, является факторинг. Основная функция факторинга – предоставление финансовых средств поставщику продукции (работ, услуг) сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день под уступку денежных требований к дебитору. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после отгрузки или в иной момент по своему усмотрению, не дожидаясь платежа от своего покупателя. При этом появляется возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка.
Согласно статье 842 ГК РФ факторингом является договор финансирования под уступку денежного требования, когда одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования (клиента) кредитора к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Кроме финансирования, финансовый агент (фактор) может оказывать ряд сопутствующих услуг, как то: покрытие рисков (кредитных, валютных, процентных, ликвидных), административное управление дебиторской задолженностью (учет состояния дебиторской задолженности, предоставление отчетов клиенту о состоянии задолженности, контроль своевременности оплаты должниками).
В настоящее время российские банки и факторинговые компании предлагают своим клиентам следующие факторинговые продукты: факторинговое обслуживание с правом регресса; факторинговое обслуживание без права регресса; реверсивный факторинг (финансирование закупок); факторинг-гарант; конфиденциальный факторинг, который, однако, предлагают лишь наиболее «прогрессивные» участники рынка факторинговых услуг. Факторинг с регрессом являет собой возможность для компании-клиента снизить уровень риска при поставках с отсрочкой платежа. В рамках данного продукта факторинговая компания финансирует каждую поставку, произведенную с отсрочкой платежа в размере до 90% от суммы отгрузки в день предоставления клиентом отгрузочных документов (или на следующий день). Остатки средств по поставкам (за вычетом факторинговой комиссии) зачисляются на расчетный счет клиента по мере их фактической оплаты покупателем. При этом факторинговая компания принимает на себя риск неполучения в установленный срок платежа от покупателя (риск потери ликвидности). Регресс – это право фактора осуществить обратную уступку денежного требования по поставке и востребовать с поставщика (клиента) сумму перечисленного по этой поставке авансового платежа.
Факторинг без регресса – схема работы, при которой покрываются риски, связанные с несвоевременной или полной неоплатой поставок дебитором в размере выплаченного финансирования по поставке. При этом клиент самостоятельно избирает дебиторов, по которым заинтересован получить защиту от убытков и (или) финансирование. Реверсивный факторинг нацелен на финансирование закупок клиента, то есть является модификацией классического факторинга для удовлетворения потребностей в оборотных средствах тех предприятий и организаций, которые хотят получить отсрочку платежа при осуществлении закупок сырья, комплектующих, готовой продукции и т.д. По сути реверсивный факторинг – это факторинг для покупателя, который является инициатором заключения договора. Факторинг-гарант (maturity) – это финансирование кассовых разрывов с возложением риска неисполнения дебитором своих обязательств (кредитный риск) на факторинговую компанию. В рамках продукта факторинг-гарант факторинговая компания финансирует каждую поставку с отсрочкой платежа в размере до 90% от суммы отгрузки в предпоследний день оплаты дебиторской задолженности. Остатки средств по поставкам (за вычетом факторинговой комиссии) зачисляются на расчетный счет клиента по мере их фактической оплаты покупателем в адрес факторинговой компании.
С клиента также взимается страховой сбор. Факторинг-гарант специально разработан для управления коммерческими рисками и наиболее полно отвечает требованиям крупных компаний с широкой сбытовой сетью, ведущих активное развитие и заинтересованных в постоянном увеличении оборотов, пополнении клиентской базы и расширении географии собственной деятельности. Главное преимущество, которое дает использование данного продукта, – предсказуемость денежных потоков. Какую выгоду извлекают компании от использования факторинга? Обычно поставщики обращаются к факторинговым компаниям для получения помощи в решении трех основных вопросов: нехватки денежных средств, построения системы продаж в кредит и страхования рисков.
В аспекте нехватки денежных средств факторинг предоставляет компаниям следующие преимущества:
– расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент или объем товара на складе и, как следствие, увеличить оборот и прибыль;
– повышение ликвидности дебиторской задолженности. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж;
– ликвидация кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования «под свою компанию»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент;
– возможность своевременной уплаты налогов. В соответствии с 21 и 25 главами Налогового кодекса РФ уплата налогов должна осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоить «расчеты» с государством. Компания-поставщик имеет гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов (в том числе государственных органов) при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом. Дополнительной возможностью является получение финансирования к дате налоговых платежей;
– своевременная оплата по контрактам. Сокращение сроков отсрочки платежа при закупках товаров ведет к лучшим ценовым условиям на закупаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков.
Кроме того, при факторинговом обслуживании поставщик, как уже упоминалось ранее, защищен от целого комплекса рисков.
Отличия факторинга от других банковских продуктов
Иногда факторинг пытаются сравнивать с кредитом, но это неверно, так как факторинг и банковский кредит имеют различную природу и предназначены для удовлетворения разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Особенностью кредита является необходимость предоставления залога для его получения. Принципиальное отличие факторинга от кредита заключается в том, что кредит ориентирован на успехи, достигнутые компанией в прошлом. Именно прошлые успехи компании – основные факторы, определяющие саму возможность получения кредита, а также его основные условия. Факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и, даже если продажи вырастут в пять раз, это не станет ограничением для финансирования в рамках факторинга: объемы финансирования будут только увеличиваться.
Дополнительные преимущества факторинга
Помимо пополнения оборотных средств при использовании факторинга поставщик получает целый комплекс дополнительных услуг.
1. Страхование рисков, связанных с отсрочкой платежа.
Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой своей продукции в кредит: риск неполучения платежа от покупателя в срок; риск неоплаты товара; риск резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов; риск изменения курса доллара в период отсрочки платежа по поставке.
2. Эффективная работа с дебиторской задолженностью.
Начиная работать с банком или факторинговой компанией, у поставщика появляется независимый контролер, который позволяет свести потери от продаж в кредит к минимуму. Организация сбыта продукции, при которой менеджер по продажам отвечает и за продажи, и за своевременный приход денег на расчетный счет содержит в себе противоречие. Закономерен вопрос: а не испортит ли факторинговая компания отношения между поставщиком и покупателем? Практика показывает, что те покупатели, которые изначально настроены на обман поставщика, отказываются от перехода на факторинговое обслуживание. Те же покупатели, кто оплачивает свои поставки в соответствии с договорными условиями, в большинстве случаев даже не замечают присутствия факторинговой компании.
3. Информационно-аналитическое обслуживание.
Предполагает ежедневную отчетность о движении денежных средств, аналитику по состоянию дебиторской задолженности (отгрузки, платежи и пр.), интеграцию с бухгалтерскими системами компании.
4. Консалтинг.
Рекомендации по бухгалтерскому учету факторинговых операций, по управлению рисками при товарном кредите, проведение совместных PR-акций и рекламных кампаний и др.
Финансовый механизм факторинга предоставляет поставщикам принципиально иные возможности для своего развития, чем те, которые имеет поставщик, самостоятельно обслуживающий товарный кредит. Финансирование при факторинге, в отличие от собственных средств и кредита, не ограничено никакими суммами. Предположим, компания-поставщик начинает программу кредитования своих покупателей. Первоначальный анализ выявил необходимость вложения в товарный кредит 10 млн рублей. Однако компания имеет собственных средств в размере 3 млн рублей и может привлечь кредит на ту же сумму. Соответственно, 4 млн рублей остаются непрофинансированными, и поставщик будет вынужден ограничить продажи в кредит. В случае же использования факторинга общая нагрузка на оборотные средства составила бы не более 10% от объема товарного кредита (при условии получения 90% от фактора), т.е. суммы 1 млн рублей, которая могла быть покрыта из собственных источников. Остальной объем средств был бы профинансирован факторинговой компанией, что позволяет поддерживать товарный ассортимент и остатки, осуществить дополнительные поставки, не испытывая недостатка в денежных средствах. Изменение порядка уплаты НДС С 1 января 2006 года в связи с внесением изменений в 21 главу НК РФ изменился порядок определения момента налоговой базы по НДС, что еще больше осложнило ситуацию с нехваткой оборотных средств. Большинство предприятий до 1 января 2006 года определяли момент для целей налогообложения «кассовым» методом, что позволяло платить налог с фактически полученных от покупателей денежных средств.Теперь в обязанность компаний вменяется уплата НДС не с объема реально полученных денег, а с объема отгруженной продукции. Иными словами, обязанность по уплате налога может возникнуть раньше момента получения денежных средств от покупателя. Такой порядок определения момента начисления налоговой базы ставит в невыгодное положение компании, реализующие свою продукцию на условиях отсрочки платежа. Возникает потребность в дополнительных оборотных средствах для выполнения своих обязательств не только перед поставщиками, но и перед государством в части уплаты налогов. Если срок предоставляемой отсрочки платежа находится в пределах одной–двух недель, то компания может самостоятельно исполнить свои обязательства перед бюджетом, не прибегая к привлечению дополнительных ресурсов. Но в последние несколько лет сформировалась тенденция к увеличению сроков предоставляемых отсрочек. А при отсрочке в 60–90 дней немногие компании могут безболезненно для текущей деятельности мобилизовать достаточно значительные ресурсы для уплаты налогов. Факторинговая схема пополнения оборотных средств позволяет без сокращения объема реализации на условиях товарного кредитования управлять дефицитом оборотных средств таким образом, что предприятие сможет своевременно и в полном объеме рассчитываться с контрагентами и государством. Перспективы развития рынка факторинговых услуг в России В 2005 году объем дебиторской задолженности, уступленной основным участникам факторингового рынка (а это всего лишь двадцать банков), составил около $4,5 млрд. За 2004 год объем факторинговых сделок утроился и стал составлять 0,5% от ВВП. По данным международной факторинговой ассоциации Factors Chain International, этот показатель в 2001 году равнялся лишь 0,1%. Никто не сомневается в том, что рынок факторинговых услуг в России в ближайшие несколько лет покажет значительные темпы роста. Прогнозы специалистов на 2006–2008 годы выглядят достаточно оптимистично. Предполагается, что к 2008 году объемы факторинговых операций достигнут 2,5–2,8% ВВП, а потенциальный спрос на факторинг в России может достигать $40–45 млрд в год.
Комментарии