В июне 2015 г. Еврокомиссия совместно с консорциумом промышленников (Bio-based Industries Consortium) одобрили программу финансирования десяти научно-исследовательских проектов в области биоэнергетики.
На проведение научно-исследовательской работы в области биоэнергетики будет выделено 120 млн евро. Эта программа является продолжением начатого Европейской комиссией и консорциумом в июле прошлого года масштабного проекта по развитию использования возобновляемых биологических ресурсов в промышленности. В основном речь идет о биотопливе.
Реализация этого проекта рассчитана на 10 лет, а его стоимость составит около 3,7 млрд евро, из которых 975 млн евро выделяет Европейская комиссия. Цель проекта – создание в Европе конкурентного рынка биологических материалов, технологий и биотоплива собственного производства.
В России еще в 2012 г. правительством была утверждена «Комплексная программа развития биотехнологий в РФ до 2020 г.», существенную роль в которой играет развитие биоэнергетики. На ее поддержку в общей сложности будет выделено 367 млрд руб. (чуть более 5,8 млрд евро).Так, согласно программе, в 2015 г. и 2016 г. объем финансирования этой отрасли должен составить по 31 млрд руб., в 2017 г. – 35 млрд руб., в 2018 г. – 50 млрд руб., в 2019 г. – 60 и 70 млрд руб. – в 2020 г. Первый этап реализации программы заканчивается в 2015 г. Пресс-служба Минпромторга не предоставила «Лесной индустрии» информацию о результатах выполнения первого этапа программы.
По мнению опрошенных редакцией экспертов, никакой деятельности в этом направлении не происходило и не происходит. «Никто не отчитывается за освоение этих средств, что сделано, какие мероприятия и программы выполнены, а какие нет и какие трудности с этим возникают», – рассказывает академик Международной академии минеральных ресурсов Александр Балаянц.
По его словам, отсутствует прозрачность в том, куда и в каком объеме были потрачены выделенные государством средства. А запланированное финансирование зачастую остается таким лишь на бумаге, а на самом деле средств выделяется гораздо меньше. «Запланировать можно любую сумму, но в реальности будет направлена только ее небольшая часть. И средства, которые изначально выделялись, скажем, на развитие биотоплива, могут пойти на сельское хозяйство или на борьбу с вредителями», – делится эксперт. Что же касается перспектив развития биоэнергетики в стране, то по словам Александра Балаянца, пока в России основные виды топлива – нефть и газ, биоэнергетика не получит должного развития.
«До 2020 г. в России запланированная доля альтернативного топлива в общей энергетике страны должна составить 4%. Для сравнения: на Западе, по разным оценкам, эта цифра составляет от 20% до 40%. То есть примерно в 10 раз больше, чем у нас», – рассказывает эксперт. По словам генерального директора компании «Лесная сертификация» Павла Трушевского, в России функционирует несколько госпрограмм, которые могли бы использоваться как инструменты развития лесной биоэнергетики. «В первую очередь – это Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики». Подпрограмма №6 так и называется – «Развитие использования возобновляемых источников энергии». Однако, честно говоря, я не знаю примеров, когда средства по этой подпрограмме были направлены на строительство или реконструкцию генерирующих объектов, работающих на древесине», – делится он.

По мнению генерального директора информационно-аналитического агентства «Инфобио» Ольги Ракитовой, в России каких-то глобальных действующих госпрограмм поддержки использования и производства биотоплива нет. «Рынок ждет закона о запрете выбросов древесных отходов, который должны были принять в 2018 г., а теперь сроки перенесли на 2020–2025 гг. Когда будет запрет на вывоз древесных отходов в отвалы, тогда развитие биоэнергетики внутри РФ может и сдвинется с места. Пока же мы работаем на Европу и Южную Корею, поставляя им пеллеты», – подводит итог Ольга Ракитова.
Комментарии