Китай наращивает импорт хвойных пиломатериалов из России. В I квартале текущего года объем поставок этой продукции вырос на 9%, такие данные приводит китайская таможенная служба. При этом общий объем импорта пиломатериалов хвойных пород древесины в Китай за первые три месяца 2015 г. снизился в годовом исчислении на 6,5%, составив 3,6 млн м3, а его стоимость сократилась на 7,5% до $772 млн.
– У «Лесозавода 25» в 2015 г. поставки пиломатериалов в Китай выросли по сравнению с 2014 г., хотя в общем объеме экспорта эти увеличения незначительны. Рост поставок в эту страну связан со следующим фактом: наши постоянные партнеры, которые представляют нас на рынках Европы и Северной Африки, расширяют свой бизнес и предложили нам попробовать освоить китайское направление. Мы, естественно, согласились, так как у завода есть резерв для увеличения поставок.
Алексей Ипатов, управляющий партнер «Лесной инновационной компании»:
– Китайский рынок для нашей компании был всегда интересен, и он может составить вполне приличную конкуренцию Европе. На сегодняшний день мы экспортируем в Китай небольшие партии пиломатериалов, однако планируем увеличивать объем поставок пиломатериалов практически вдвое, то есть до 25% всего объема произведенной продукции мы можем отправлять в Китай.
Я не думаю, что китайский рынок будет сильно расти, хотя все факторы говорят об обратном. Китайский рынок характеризуется огромным количество потребителей, развивающимся жилищным строительством, высокой потребностью в мебели. Все это говорит о том, что должно быть увеличение поставок древесной продукции из России. Но последнее наше посещение выставки в Гуанчжоу оптимизма мне не прибавило. Китайцев больше интересуют полуфабрикаты типа мебельного щита, чем просто доска. Но я рассчитываю, что все-таки китайский рынок, несмотря ни на что, будет расти.
Андрей Сухов, директор по коммерческим вопросам компании «ТМ-Байкал»:
Наша компания поставляет небольшие объемы пиломатериалов в Китай – порядка 500 м3 ежемесячно. Однако в ближайшем будущем мы планируем увеличить объем экспорта этой продукции до 3000 м3 в месяц.
Рост китайского импорта хвойных пиломатериалов из России можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, в январе традиционно происходит сокращение поставок пиломатериалов в Китай, что обусловлено спадом на строительном рынке и длительным празднованием Нового года в феврале, после чего также традиционно наступает увеличение закупок, вплоть до ноября. Кроме того, в этом году в Китае на двух крупнейших деревообрабатывающих заводах произошли пожары, что тоже повлияло на потребление. Но главная причина спада заключается в том, что в Китае в IV квартале 2014 г. и I квартале 2015 г. наблюдался низкий темп роста экономики, что очень сильно влияет на строительную отрасль. Сейчас идет рост китайской экономики, и это отразилось на поставках пиломатериалов.
Андрей Коноплев, директор дивизиона «ВЛП-Пиломатериалы» ГК «Вологодские лесопромышленники»:
– В I квартале 2015 г. ГК «Вологодские лесопромышленники» поставила в Китай около 40% пиломатериалов, произведенных на двух заводах компании. Поставки в Европу составили 50% от общего объема выпуска, а 10% – все остальные рынки (Ближний Восток, арабские страны, Индия). Мы планируем и дальше увеличивать экспорт пиломатериалов в Китай, однако это будет зависеть от цен и условий, которые нам смогут предложить покупатели. В этом случае будет происходить наращивание объемов поставки пиломатериалов в Китай с одновременным сокращением экспорта в Европу.
Емкость китайского рынка очень большая, и наращивать поставки есть куда. Основным фактором, сдерживающим рост экспорта пиломатериалов в Китай, на сегодняшний день является необеспеченность контейнерами для их перевозки. Импорт продукции в Россию в связи с общей экономической и политической обстановкой сократился на 30%. А львиная доля этой продукции завозилась именно контейнерами. С сокращением импорта поток контейнеров в Россию уменьшился. Это в значительной степени влияет на возможность увеличения экспорта пиломатериалов в Китай. Ведь нужно не только продать товар, но и доставить его покупателю.
Анастасия Богдан, ведущий аналитик ГК «Русская лесная группа»:
– Китай – один из ключевых рынков реализации продукции всех заводов, входящих в состав ГК «Русская лесная группа». Компания выработала стратегию укрепления своих позиций на этом рынке. В результате, несмотря на то, что по итогам I квартала 2015 г. суммарный объем продаж пиломатериалов на большинстве рынков находился на уровне аналогичного периода прошлого года, мы увеличили продажи на рынок Китая.

Серьезный потенциал для роста спроса на российскую древесную продукцию создает принятое ограничение коммерческой вырубки естественных лесов и искусственных лесов в ведущих районах Китая к 2020 г. Таким образов, в долгосрочной перспективе Китай останется самым крупным в мире потребителем, что обеспечит сохранение высокого спроса на российскую древесную продукцию. Но ожидать серьезного прироста спроса, аналогичного динамике последнего десятилетия, оснований нет.
Комментарии