Онежский тракторный завод, входящий в концерн «Тракторные заводы», намерен к 2016 г. выпустить первую партию форвардеров «Онежец КС-8» и харвестеров «Онежец КХ-8».
Это не первая попытка со стороны российских производителей создать собственную лесозаготовительную технику. В 2008 г. на заводе «Краслесмаш» совместно с компанией Silvatec был изготовлен первый опытный образец форвардера Forest Chetra КС 421. Вскоре прошла презентация российского харвестера «Четра КХ451» – многооперационной машины, предназначенной для лесозаготовок. «Онежский тракторный завод (ОТЗ) в этой работе не участвовал. Проведенные испытания показали ненадежность ряда узлов машины, поэтому в дальнейшем было принято решение взять за основу отработанную конструкцию компании Silvatec и выпускать эти машины на ОТЗ», – объяснил представитель департамента стратегических коммуникаций ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Альберт Ксенофонтов.
Позднее производство ряда моделей лесозаготовительной техники, перенесенных с мощностей Красноярского завода лесного машиностроения, таких как колесные харвестер и форвардер 6х6 и 8х8, а также колесный скиддер 4х4, стал осуществлять Онежский тракторный завод. Но как показывают отзывы лесозаготовителей, эта техника также не отличалась высоким качеством. «Несколько лет назад мы брали на испытание харвестер Silvatec, сборка которого проходила на Онежском тракторном заводе. К сожалению, эта техника наших испытаний не прошла. Она не давала даже половины объемов лесозаготовки, которые удавалось достичь с помощью харвестеров John Deere, Volvo или Komatsu. Несмотря на то, что он был на 2–3 млн руб. дешевле импортной техники, мы были вынуждены вернуть его обратно», – объяснил генеральный директор ЛХК «Череповецлес» Валерий Писарев.
За основу новых опытных образцов форвардера «Онежец КС-8» и харвестера «Онежец КХ-8» взяты также машины датской компании Silvatec, входящей, как и ООО «ОТЗ», в состав концерна «Тракторные заводы». При этом в машины внесен ряд доработок, учитывающих технологические возможности завода, а также некоторые комплектующие иностранного производство заменены на российские аналоги, что позволило снизить стоимость готовой продукции. На машинах стали использовать двигатели ОАО «Алтайский моторный завод» и некоторые другие узлы отечественного производства.
Выпуск первой пары харвестера и форвардера колесной формулы 8х8 запланирован на 2015 г. В настоящее время, как рассказал Альберт Ксенофонтов, на заводе изготовлены рамы машин, ведется закупка необходимых изделий как импортного, так и российского производства. Серийное производство машин должно начаться в 2016 г. Параллельно с этим на заводе будет налажено производство харвестерных головок. В дальнейшем предусмотрено расширение линейки выпускаемых форвардеров и харвестеров, а также выпуск новых типов машин, например, колесных скидеров и лесопогрузчиков. «Маркетинговые исследования показывают, что для успешного внедрения на существующий рынок необходимо, чтобы цена на вновь изготавливаемые машины была на 30% ниже, чем у зарубежных аналогов, при сохранении качественных и потребительских свойств. Такая задача и стоит перед коллективом завода», – рассказал Альберт Ксенофонтов. Создатели новых машин «Онежец КХ-8» и «Онежец КС-8» уверены, что применение ряда узлов российского производства позволит снизить зависимость потребителей от импортных запасных частей и сэкономить на ремонтах и техническом обслуживании.
Вопрос в том, смогут ли разработчики добиться тех же технических характеристик без финансовой поддержки государства? Ведущие мировые компании, производящие лесозаготовительную технику, тратят на НИОКР десятки миллионов долларов ежегодно. «В среднем затраты Komatsu на развитие составляют ежегодно 3–3,5% от оборота, то есть порядка $70 млн», – объяснили в компании. А расходы на НИОКР Ponsse, по словам представителя компании Таисы Марченко, за последние пять лет достигли 43,3 млн евро. Как разъяснили в компании Komatsu, большие инвестиции делаются в развитие двигателей, чтобы соответствовать строгим мировым требованиям к выбросам CO2, в том числе для уменьшения расхода топлива и увеличения срока службы. Автоматизация, развитие харвестерных агрегатов требуют больших ресурсов на НИОКР.
По мнению специалиста по продуктовому маркетингу John Deere Никиты Назарова, наиболее затратной частью программы по созданию новой модели харвестера является разработка системы автоматизации и измерения. «В современных харвестерах обе системы представляют собой единую программу, устанавливаемую на бортовой компьютер. Она управляет всеми узлами и системами, являясь своеобразной нервной системой всей машины. Производители колесных сортиментных машин используют собственные уникальные системы, являющиеся их интеллектуальной собственностью», – объясняет эксперт. Также много ресурсов требует разработка харвестерной головки, ее систем и компонентов. В остальном же большинство агрегатов и узлов производится сторонними компаниями, имеющими узкую специализацию в отрасли. Основной задачей инженеров является адаптация имеющихся решений от поставщиков или же разработка новых.
Задача форвардера значительно проще, но это не означает, что его создание требует меньших ресурсов. «При разработке новых моделей уделяется особое внимание повышению надежности и долговечности конструкции новой машины, ее основных узлов и агрегатов. Также производители не могут обойти стороной ужесточившиеся в Европе и Северной Америке нормы содержания вредных веществ в отработавших газах, – отмечает Никита Назаров. – Внедрение новых элементов очистки выхлопных газов вынуждает вносить изменения в конструкцию машины, а также в связи с возросшим потреблением топлива искать пути повышения топливной эффективности. Необходимость создания единой платформы для различных двигателей является дополнительной статьей затрат при разработке нового поколения харвестеров и форвардеров».
При годовой выручке 822,7 млн руб., чистом убытке в 45,4 млн руб. и задолженности по кредиту в 13,86 млрд руб. перед банками концерн «Тракторные заводы» вряд ли может позволить себе столь внушительные вложения в научно-исследовательские и опытно-конструктивные разработки, равные затратам иностранных компаний. К тому же, как разъяснил Альберт Ксенофонтов, в настоящее время проект выпуска колесных машин осуществляется в рамках плана по НИОКР за счет собственных средств и государственной поддержкой не пользуется. «При этом концерном проводится определенная работа по включению проблемы освоения производства колесных лесозаготовительных машин в различные программы, пользующиеся государственной поддержкой, в том числе и по импортозамещению», – сообщает Альберт Ксенофонтов. В принципе привлечь финансирование из госбюджета кажется возможным, так как в марте 2015 г. Онежский тракторный завод был включен в список системообразующих предприятий Республики Карелия. А с учетом того, что 4 июня Правительство России приняло федеральную целевую программу «Развитие Республики Карелия на период до 2020 г.», направленную в том числе на повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств, господдержка ОТЗ выглядит еще более реалистичной.
Однако существует ряд других факторов, способных негативно сказаться на производстве лесозаготовительной техники. Даже если технические характеристики новых опытных образцов будут соответствовать иностранным аналогам, могут возникнуть препятствия, связанные с рынком сбыта. «Чтобы иметь достаточный объем продаж и быть конкурентным, необходимо быть глобальным игроком на рынке лесозаготовительной техники. Следовательно, мировые тенденции в лесном машиностроении должны быть также учтены», – объяснили в компании Komatsu. А мировые тенденции показывают, что большие затраты на НИОКР не могут покрываться за счет продаж в одну страну. «Спрос на нашу технику в России хоть и стабильный, но не настолько большой, чтобы ради этого строить новое производство», – рассказала менеджер компании Ponsse Таиса Марченко.
К тому же локализация производства перестала давать производителям дополнительные преимущества. По словам Никиты Назарова, в период с 2011 по 2012 г. на заводе John Deere в г. Домодедово было налажена сборка форвардеров. За это время было собрано порядка полусотни машин. В связи с изменениями в таможенном законодательстве и снижением ввозных пошлин на форвардеры производство было свернуто. «На данный момент вопрос локализации рассматривается, но без какой-либо конкретики. Слабый интерес к этой тематике обусловлен малым объемом рынка сбыта лесозаготовительных машин по сравнению с дорожно-строительными и сельскохозяйственными», – отметил Никита Назаров.
В таких жестких условиях новому производству будет крайне сложно занять свою нишу. «Производство лесных машин – это долгосрочный бизнес и краткосрочные негативные ситуации на рынке не должны сильно на него влиять. Наиболее трудной будет конкуренция на российском рынке с глобальными поставщиками. Покупатели хотят приобретать лучшее качество, высокую производительность, надежные машины», – объяснили в Komatsu.

Таким образом, в условиях жесткой конкуренции и отсутствия высокого спроса на лесозаготовительную технику в России новые опытные образцы будут востребованы только в том случае, если их технические характеристики будут действительно не хуже импортных аналогов, а стоимость более низкой. «Если сейчас нам предложат отечественный харвестер, который может заготавливать 80 тыс. м3 в год, то мы с удовольствием рассмотрим этот вариант», – заверил Валерий Писарев. Но достигнуть таких показателей без финансовой поддержки государства вряд ли удастся – слишком большие затраты требуются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, чтобы встать в один ряд с мировыми производителями лесозаготовительной техники.
Комментарии