Девальвация рубля сделала продукцию российских производителей более привлекательной для потребителей по сравнению с иностранными аналогами. Снижение курса рубля существенно сократило рублевые затраты в валютном эквиваленте, что сделало слишком дорогим импорт.
Как считает президент International Paper в России Ксения Соснина, очень важно, чтобы российские предприятия, используя низкий уровень затрат, могли создавать продукты, которые конкурируют на мировом рынке не только по стоимости, но и по потребительским характеристикам, а также по сервису, маркетингу, соответствию передовым стандартам и сертификатам, эффективной дистрибуции и стратегиям продвижения товара.
«Россия имеет ряд очень серьезных преимуществ, но раем для инвестора пока не является. В целом раем для инвестиций являются рынки с высоким ростом, низкими рисками и стимулирующим налогообложением, – считает она. – Такие рынки с устойчивыми названными характеристиками сегодня практически отсутствуют в мире. Планомерным и систематическим созданием такого рынка любой стране надо заниматься и точно так же, как в предыдущем вопросе, – выигрывать в конкурентной борьбе за хорошего инвестора».
Инвестиции в Россию, по мнению Ксении Сосниной, по-прежнему остаются эффективны. «Начиная с момента прихода в Россию в 1998 г., International Paper инвестировала более $700 млн в расширение и модернизацию производства в Светогорске. В России IP также является совладельцем совместного предприятия Группа «Илим» (доля 50%), которое является крупнейшим партнерством с иностранным участием в российской лесной индустрии. За время нашего успешного сотрудничества совместные инвестиции составили порядка $1,2 млрд, которые были направлены на модернизацию производств и повышение эффективности и производительности предприятий Группы «Илим». Все эти инвестиции успешны и эффективны, и предприятия продолжают динамично развиваться».
В мебельном секторе, где в 2014 г. доля ввозимой продукции составила 57% (+5 п.п. по сравнению с 2013 г.), некоторые иностранные производители продолжают рассматривать Россию как выгодное направление для инвестиций. Например, шведский концерн IKEA до 2020 г. планирует вложить в развитие своих торговых центров и производственных предприятий в России $2,28 млрд, благодаря чему продажи компании должны вырасти вдвое.
Несмотря на то, что 2014 г., по словам пресс-службы компании, был очень трудным, IKEA не собирается отказываться от своих планов. «Россия была и остается стратегически важным рынком для компании ИКЕА, и мы планируем развивать здесь все направления нашего бизнеса, – сообщили в пресс-службе компании. – В прошлом году мы приступили к реализации инвестиционного проекта по расширению дистрибьюторского центра и фабрики в деревне Есипово Московской обл., размер вложений в который составит 6 млрд руб.». В январе этого года ИКЕА Индастри объявила о начале строительства мебельной фабрики стоимостью 50 млн евро в Новгородской обл. Завершение проекта запланировано на 2017 г.
«Помимо этого, мы изучаем возможности для строительства магазинов IKEA и торговых центров МЕГА в городах с населением свыше 500 тыс., – сообщила пресс-служба компании. – В конце 2014 г. мы наблюдали рост продаж. Это обусловлено двумя факторами: во-первых, традиционно высокая покупательская активность в предновогодний период, а во-вторых, свою роль сыграло объявление о предстоящем пересмотре цен. Сейчас магазины IKEA работают в обычном режиме. Уровень продаж сравним с прошлогодними показателями за тот же период».
Однако из-за падения рубля, роста цен на сырье и тарифов на транспорт в России цены на продукцию компании в 2015 г. вырастут. В сегменте производства плит OSB ослабление курса рубля не может способствовать развитию российских предприятий. «Никто не будет строить новые заводы при таком курсе рубля и таких финансовых издержках, – делится Валерий Пучков, генеральный директор компании «Калевала». – Что касается замещения импортной продукции отечественной, то на российском рынке практически все плиты OSB отечественного и белорусского производства».
По словам Валерия Пучкова, из-за девальвации рубля спрос на OSB падает. При этом при сохранении цен, которые у компании остались на уровне прошлого года, растет импортная составляющая в себестоимости продукции. «Дело в том, что часть химии, необходимой для производства OSB, закупается у иностранных поставщиков за валюту, – рассказывает эксперт. – К сожалению, российских компаний, способных производить аналогичную продукцию, нет. Часть запчастей для оборудования для производства плит мы также закупаем у иностранных компаний за валюту. Их тоже нельзя заменить, хотя мы сейчас и занимаемся внедрением программы по импортозамещению».

Производители деревообрабатывающего оборудования, напротив, не стремятся локализовать свое производство в России. По словам генерального директора ООО «Диффенбахер» Виктора Стратановского, это обусловлено тем, что даже с учетом произошедшей девальвации рубля для иностранных компаний наладить производство в России обходится в два раза дороже, чем в любой другой точке мира.
Комментарии