Большая часть лесных ресурсов в России является транспортно не доступными. Сокращение дефицита ресурсов в ряде регионов не удастся избежать, снизив только возраст рубок древостоев.
Большая часть лесных ресурсов в России является транспортно не доступными. Сокращение дефицита ресурсов в ряде регионов не удастся избежать, снизив только возраст рубок древостоев.
Для развития рынка требуется создание резервных факторов производства (строительство новых дорог, актуальная информация о лесном фонде) и развитие производства тепловой энергии из низкосортной древесины. В 2013 г. объем лесозаготовки в России составил 193 млн м3, это 0,23% от всего лесного запаса страны (83 млрд м3). Ведущими регионами по заготовке древесины являются Иркутская обл., Красноярский край, Архангельская и Вологодская обл. В период с 2009 по 2013 г. в 54 субъектах РФ наблюдалось увеличение объемов заготовки, сокращение произошло в 27 субъектах. Глобальные модели заготовки древесины показывают, что к 2020 г. в России ее объемы останутся на том же уровне либо сократятся. Несмотря на большой потенциал для заготовки леса в Российской Федерации, в 2013 г. расчетная лесосека использовалась лишь на 27,7%. Картографирование объемов заготовленной древесины, выполненное сервисом www.forestrycloud.com, показало, что основной причиной сокращения объемов заготовки в ряде регионов в 2001–2013 гг. является ограничение транспортной инфраструктуры.
В результате транспортной недоступности большого количества участков возможностей для полного освоения расчетной лесосеки не существует. В результате компании, реализующие приоритетные инвестиционные проекты, сталкиваются с рядом проблем, связанных с получением древесного сырья. В ряде регионов европейской части России уже сейчас наблюдается дефицит древесного сырья, что способствует поднятию цен на него. Новые подходы к оценке лесных ресурсов позволили вычислить транспортно доступный объем установленного допустимого изъятия древесины. Этот объем в разы ниже существующей расчетной лесосеки. Дефицит ресурсов и значительное увеличение затрат на получение древесного сырья приводит к поиску альтернативных подходов к ведению лесного хозяйства. В июне 2014 г. на совещании в Архангельске, в присутствии президента Владимира Путина, председатель совета директоров акционерной компании Группа «Илим» Захар Смушкин предложил резко снизить возраст рубки, который сегодня в среднем составляет 100 лет. Он заявил, что достаточно, чтобы возраст рубки был 40 лет, что резко увеличит оборачиваемость в лесах, снизит затраты на инфраструктурное оформление.
При этом ни представители бизнеса, ни сенаторы не указали, в древостоях каких пород предлагается снижение возраста главной рубки. Предложение о снижение возраста рубки привлекательно для бизнеса, но так как возраст рубки планируется снизить в экономически доступных лесах с развитой сетью дорог, то эта инициатива коснется прежде всего лесных участков в непосредственной близости к населенным пунктам. Освоение этих территорий связано с рубкой ценных насаждений в прошлом, сильной фрагментацией лесного покрова, снижением биологического разнообразия. В этой ситуации возникает вопрос, как может отразиться идея снижения возраста рубки на развитии устойчивого лесопользования в России? При поддержке проекта «Партнерство WWF-IKEA по лесам» для оценки возможных последствий снижения возраста рубки было выполнено исследование. Его результаты показали, что снижение возраста рубки не приведет к значительному долгосрочному увеличению объемов заготавливаемой древесины.
При этом за краткосрочное увеличение объема заготовки придется заплатить в будущем сокращением потребления и закрытием перерабатывающих мощностей. Для развития рынка древесного сырья в России нужно создание резервных факторов производства – строительство дорог, наличие информации о лесном фонде, новые формы использования низкосортной древесины. Строительство лесных дорог необходимо проводить собственникам лесного фонда, основанном на стратегическом планировании. По данным Рослесинфорга, в 2014 г. на 74% территории лесного фонда Российской Федерации давность лесоустройства составляет более 11 лет. Это делает информацию непригодной для использования лесопользователями. Таким образом, стратегическое планирование строительства дорог возможно только после проведения инвентаризации лесов. Для этого необходимы малозатратные методы быстрой и качественной оценки состояния лесов.
Анализ структуры лесного фонда в транспортно доступной зоне показывает сокращение доли высококачественного сырья и увеличение доли низкокачественной древесины. Наиболее ценные насаждения вырубаются, а выполняемые объемы рубок ухода не способствуют повышению коммерческой стоимости насаждений. Остается нерешенным вопрос, что делать с низкосортной древесиной, образующейся в ходе выполнения рубок ухода. Существующий опыт Скандинавских стран показывает, что наиболее перспективным подходом утилизации низкосортной древесины является перевод котельных на работу со щепой и пелетами. При этом дополнительными эффектами является создание новых рабочих мест, использование местных ресурсов, использование бюджетных средств в регионах. Проведенные исследования показывают наличие ряда возможностей для развития лесной биоэнергетики в России. Это – наличие собственно древесины.
А существующая в большинстве населенных пунктах инфраструктура делает возможным использование централизованного теплоснабжения и одновременное производство тепловой энергии и электроэнергии (когенерация). В России сектор производства энергии из древесного сырья еще не развит, что позволяет использовать последние проверенные технологии и создает рынок для «ноу-хау». При конверсии существующих котельных, работающих на угле и нефти, в котельные, работающих на биомассе и древесине, происходит сокращение выбросов парниковых газов, что может быть использовано при инвестициях в конверсию. В ряде регионов России энергия ископаемого топлива уже не предоставляется по низкой цене и в долгосрочной перспективе цены на ископаемое топливо будут увеличиваться. В регионах, где внутреннее потребление древесного сырья не развито, можно развивать производство топливной щепы и пеллет для экспорта, в связи с высоким неудовлетворенным спросом за пределами Российской Федерации.
Комментарии