Внедрение правительством России «зеленого тарифа» на покупку энергии, полученной из возобновляемых источников, обеспечит допуск биотопливных мини-ТЭЦ к обмену электроэнергией с сетями.
Колоссальным резервом энергоэффективности и энергосбережения среди прочих технических и организационных решений является расширение использования альтернативных видов топлива. В России эффективность использования геотермальной, солнечной и ветряной энергии не высока. При этом вполне доступны значительные объемы древесины и торфа.
Говоря о биоэнергетике, основным резервом в увеличении спроса на оборудование для котельных, работающих на биомассе, представляется прежде всего сфера ЖКХ. Кажется аксиомой, что в лесных регионах страны на котельных должно использоваться древесное топливо. Однако привозное минеральное сырье – уголь и мазут – там не отдает своих позиций. Основным препятствием для перехода на использование дешевой биомассы является местное лобби, защищающее закупку более дорогого топлива.
В отличие от России, в Беларуси президент Александр Лукашенко еще в 2002 г. объявил о реализации «Программы по использованию местных видов топлива». Рядом с каждым газовым котлом коммунальщики были просто обязаны поставить котел, работающий на местных видах топлива (МВТ), а при превышении использованного лимита природного газа (когда котел на МВТ не работает) плата за этот внелимитный газ увеличивается для теплоснабжающей организации в разы.
В России пять лет назад был принят похожий Федеральный закон №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». Согласно ст. 24 этого закона, с 1 января 2010 г. должен быть снижен объем потребленных бюджетными учреждениями энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%. Законом даже предусмотрена ответственность должностных лиц за неисполнение этой статьи. Однако в России строгость законов, как известно, нивелируется необязательностью их исполнения.
Инициаторами использования нетрадиционного топлива по-прежнему остаются предприятия малого и среднего бизнеса. Они на свой страх и риск пытаются решать этот вопрос. Например, в 2013 г. наши заказчики смогли ввести в эксплуатацию несколько объектов – котельные в Иркутской и Тверской обл., Алтайском и Приморском краях. Уже несколько лет на объектах ЖКХ работают наши биотопливные котельные в Архангельской, Нижегородской, Тверской обл., в Пермском крае. А одной сингапурской компании мы поставили мини-ТЭЦ, работающую на отходах бамбука и масличной пальмы.
Подобные мини-ТЭЦ, работающие на биомассе и производящие не только тепло, но и электричество, используют по всему миру. В России внедрение этой практики тормозит существующее законодательство. На сегодняшний день отсутствует нормативная и законодательная база для подсоединения малого энергоисточника к электрическим сетям.
В странах ЕС много лет эффективно работает «зеленый тариф», по которому государство покупает энергию, полученную из возобновляемых источников: биомассы, солнечной или ветряной энергии. В США, где добыче нефти уделяется большое внимание, этот тариф был введен еще в 1978 г. Этот же механизм уже действует и на Украине. В нашей нефтегазовой стране возобновляемая энергетика, к сожалению, не является приоритетом. Например, в Германии предприятие может продать по «зеленому тарифу» даже 1 кВт излишек своей электроэнергии.
На московской энергетической бирже с лотом даже в тысячи раз больше не примут в торги и после прохождения сложной аккредитации. А потому небольшим предприятиям, работающим не по трехсменному графику, нет смысла ставить свою электростанцию, даже имея излишки древесного топлива. Тепловую энергию предприятие еще может производить из древесных отходов и использовать для отопления и обеспечения технологических процессов – сушки пиломатериалов, работы фанерных прессов и т.д.

Что же касается малой энергетики, то законодательство по ней практически отсутствует. Для того чтобы исправить ситуацию, активнее замещать биотопливными ставшие анахронизмом угольные и мазутные котельные и допустить к обмену электроэнергией с сетями биотопливные мини-ТЭЦ, необходимы решения не на уровне муниципалитетов, а на уровне государства. Решения эти лежат в законотворческой плоскости и должны обсуждаться Государственной Думой.
Комментарии