Статья была опубликована в № 5 журнала "Лесная индустрия" за 1934 г.
Статья была опубликована в № 5 журнала "Лесная индустрия" за 1934 г.
Техническая реконструкция лесной промышленности в первом пятилетии вызвала усиленный ввоз различного оборудования из-за границы. Сотни станков лучших европейских, скандинавских и американских заводов были получены на реконструируемые и вновь строящиеся предприятия деревообрабатывающей промышленности, сотни различных механизмов и машин были приобретены для лесозаготовок, сплава и погрузочно-разгрузочных работ.
О своем машиностроении в первые годы говорить не приходилось, слишком мал был удельный вес этого оборудования, очень узка была его номенклатура. Но уже в конце первой пятилетки назрела необходимость создания своего, отечественного оборудования, проектирования и производства станков для лесной промышленности на советских заводах. Первые шаги по этому пути делает бюро станкостроения Наркомлеса, которое явилось пионером в этой области и создало в 1931–1932–1933 гг. ряд проектов оборудования, впоследствии освоенного заводами.
В 1932 г. было организовано объединение Лесобуммашина, которому поручено изготовление лесопильного, деревообрабатывающего, фанерного, лесотранспортного и бумажного оборудования. Лесобуммашине передается ряд небольших машиностроительных заводов, большая часть которых выпускает самую разнохарактерную продукцию, не имеющую отношения к лесной промышленности. В 1932 и 1933 гг. проводится большая работа по специализации этих заводов, между которыми распределяется основная часть потребного для лесной промышленности оборудования.
В результате специализация заводов объединения свелась в настоящее время к следующему: завод им. Чичерина в Москве изготовляет двойные обрезные, диленно-реечные, многопильные, фуганки, рейсмуса, древошерстки, цепнодолбежные станки и торцовки. Завод «Сатурн» в Днепропетровске дает ленточные пилы, рейсмуса 500 мм, станки сверлильные вертикальные и горизонтальные, фрезерные, круглопильные с ручной и автоматической подачей.
Завод «Красный металлист» в Ставрополе освоил круглопалочные станки с автоподачей, 4-сторонние строгальные, ленточные токарные по дереву, шлифовально-ленточные. Завод «Вятский металлист» в 1934 г. имеет в программе балансирные и маятниковые пилы, пильные валики, пилоштампы, концеравнители 3-пильные, ребровые и точильные станки для ножей. Завод «Механик» в Тюмени дает продольно-распиловочные станки, торцовки, фуганки, конвейерно-клеильные ваймы, лесопильные рамы упрощенного типа.
Завод «Северный коммунар» в Вологде еще ранее специализировался на лесотранспортном оборудовании и теперь должен обеспечивать промышленность элеваторами для погрузки бревен на вагоны и тракторные сани, вагонетками, подвесными лесокатками, элеваторами для продольной выгрузки бревен, элеваторами для мелкосортной древесины, амбарными бревнотасками, сбрасывателями бревен и досок, рольгангами, пассовыми скребковыми и поперечными транспортерами, слешерами для раскряжевки бревен и сплоточными агрегатами.
Завод «Пролетарская свобода» в Ярославле почти целиком выделен на фанерное оборудование. Уже в 1934 г. завод выпускает лущильные агрегаты; ножницы моторные и педальные, дыхательные пресса, ножеточки 750 мм, 2-пильные обрезные прирезные станки, ребросклеивающие клевальцы, клеемешалки, дробилки для шпона; пилы «лисий хвост», кромкофуговальные и 4-сторонние строгательные станки.
Что касается завода «Инструментального», то он постепенно переводится на изготовление шарошек по дереву и электрифицированного ручного инструмента, циркулярок, ленточных пил, цепнодолбежных и поперечных цепных пил.
Мы имеем, следовательно, достаточную машиностроительную базу, способную снабдить лесную промышленность первоочередным оборудованием. Мы не говорим уже о заводе им. Владимира Ильича в Москве, который, имея у себя первоклассный цех по изготовлению лесопильных рам, дает их в достаточно большом количестве, хотя правда не полностью удовлетворяющем промышленность. Несмотря на отдельные успехи в области машиностроения для лесной промышленности, необходимо признать, что машиностроители не вполне ясно представляют себе всю грандиозность задач, стоящих перед ними, по освоению новых типов и размеров станков и механизмов, потребных для лесной промышленности.
Чтобы наметить конкретные задачи, встающие сейчас перед лесным машиностроением, рассмотрим более подробно, что у нас сделано и что необходимо еще сделать по производству основных групп оборудования. Лесопильные рамы изготовляются заводом им. Владимира Ильича двух типов: 2-этажные с просветом 600 и 750 мм, числом оборотов 290 и 350 в минуту типа «РЛБ».
В 1932 г. заводом были выпущены несколько тяжелых 2-этажных рам «РД» просветом 750 мм на 300 об/мин, ход 600 мм. Эти рамы имеют ряд преимуществ, на них может быть достигнута большая производительность, чем на рамах «РЛБ», но они, к сожалению, заводом теперь не выпускаются. Между тем правильнее было бы сделать необходимые улучшения на основании проведенных опытов и практики работы, после чего пустить их в серийное производство.
Кроме этого, изготовляются очень неплохие лесорамы передвижного типа «РП» с просветом 550 мм, числом оборотов 250 в минуту. Завод им. Владимира Ильича также выпустил оригинальные одноэтажные рамы легкого типа с железной станиной, верхним приводом. Просвет этой рамы 545 мм, ход 300 мм, 200 об/мин. Производство этих рам теперь перенесено на завод «Механик» в Тюмень.
Очередная задача машиностроителей в деле производства лесопильных рам состоит в том, чтобы освоить 2-этажные рамы просветом 500 мм, тяжелые типы с просветом 900 мм и 1050 мм и лучше применить тип рам «РД». Из передвижных рам нужно освоить машины с просветом 700 мм. Параллельно нужно приступить к проектированию коротышевых лесопильных рам, имеющих большое значение для использования коротья. Также должно быть организовано производство 2-поставных и делительных приспособлений к рамам «РЛБ» и «РД».
Завод им. Владимира Ильича изготовляет рамные тележки, простые и механизированные, комлевые и вершинные, последние – быстродействующие. Нужны также легкие тележки для 2-поставных рам, портальные и подвесные. Производство их еще нигде не организовано, хотя потребность есть большая. Из числа станков, имеющих прямолинейно-возвратное движение, освоены только пилы «лисий хвост», которые до сего времени находят спрос только в фанерной промышленности, хотя могли бы с успехом применяться вообще для раскряжевки толстых бревен. Ажурные или прорезные (лобзиковые) пилы еще не освоены, но наличие хорошо спроектированного станка дает право считать, что эта пила получит распространение в некоторых отраслях промышленности.
Перейдем теперь к группе круглопильных станков. Не будем говорить о тех типах, которые уже изготовляются в Союзе (об этом упоминалось выше), а заострим внимание на станках, которые должны быть освоены. Имеются уже проекты и должны изготовляться: торцовые пилы с прямолинейным движением, слешера для реек. Очень нужны станки для точных работ, как, например, прирезные однопильные с гусеничной подачей. Спроектирован двойной обрезной станок малой модели.
К средним обрезным станкам типа завода «Чичерин» в дальнейшем придется применить планитарную подачу. Совершенно позабыты тяжелые обрезные станки, которые, безусловно, понадобятся в значительных количествах для Сибири и Кавказа.
Группа делительных станков требует пополнения ребровыми станками с наклоняющимися вальцами, возможно сдвоенными ребровыми для ящичных дощечек. По концеравнителям имеется очень интересный проект 2-пильного станка с качающейся рамкой, но, к сожалению, еще не освоенного заводами. В дальнейшем, вероятно, потребуется также более сложный тип многопильного 4-пильного концеравнителя с конвейерной подачей. Параллельно должно быть развернуто производство универсальных пил с наклоняющимся столом и валом.
Ленточнопильные станки – весьма серьезная группа оборудования, далеко не достаточно освоенная отечественными заводами. Изготовляются приводные столярные ленточные пилы с дисками в 700 и 800 мм. В текущем году заводом «Красный металлист» будут изготовляться первые образцы электрифицированных пил 700 мм с встроенным мотором флянцевого типа. Имеется проект пилы «лилипут» с диском 350 мм, но еще не освоен Вятским заводом.
Весьма серьезно обстоит дело с ленточными пилами тяжелого типа. Еще до сего времени за отсутствием машиностроительной базы не намечено производство делительных пил, например типа «Фанго», ленточных делительных горизонтальных, ленточных пил американского типа для бревен с кареткой, специально горизонтально-ленточных пил для щитов и для тонких дощечек ценных пород. В этой области предстоит еще очень много поработать как проектировщикам, так и машиностроителям.
Громадная потребность в строительных станках ни в коей мере не удовлетворяется в настоящее время. Разрыв между спросом и удовлетворением настолько велик, что необходима срочная организация производства как легких, так и средних строгально-калевочных станков.
Проекты этих станков уже выполнены и представляют собой очень удачно конструктивно оформленные современные машины, у которых применены исключительно встроенные электромоторы специального типа. Кроме того, пора приступить и к освоению тяжелых 4-сторонне-строгальных станков со скоростями подачи до 110–150 м/мин, с питающими столами и специальными встроенными электромоторами. Однако такие станки могут быть выполнены только весьма мощным и квалифицированным машиностроительным заводом, которым еще не располагает Лесобуммашина. Необходимо освоить далее различные размеры рейсмусов как односторонних, так и 2-сторонних с шириной строгания до 1300 мм, автошпунтавальные, 4-стороннестрогальные для паркета, то же для ящичной заготовки, рейсмуса и фуганки «лилипуты».
Особо следует выделить циклевальные станки для фанерных и деревообрабатывающих производств. Группа строгальных станков в настоящее время освоена нашими машиностроительными заводами еще в очень незначительной степени. Простые вертикальные фрезерные станки изготовляются заводом «Сатурн». В текущем году завод приступает к освоению весьма оригинального унифицированного фрезера тяжелой модели с электромотором. Станок может быть выполнен в трех вариантах – с неподвижным столом, наклоняющимся столом и шипорезной рамкой.
Еще не освоены 2-шпиндельные фрезера, спрос на которые есть. Возможно, следует также изготовлять 2-шпиндельные фрезерные станки с автоподачей. Модельщиками поставлен вопрос ребром об изготовлении универсального фрезерного станка примерно типа ф. Вадкин. Модель очень серьезная, проект ее готов, и она, безусловно, должна в ближайшее время быть пущена в производство.
Шипорезные станки – это пока еще пустое место в нашем машиностроении. Но в текущем году уже сделан большой сдвиг в деле освоения односторонних и 2-сторонних шипорезов средней мощности. Завод им. Чичерина в этом году выпускает первые шестимоторные односторонние и 14-моторные двусторонние шипорезы. В дальнейшем нужно наладить выпуск тяжелых шипорезов для деталей вагоностроения, многошпиндельных шипорезов «ласточкин хвост» для ящичных и мебельных производств. Необходимы также шипорезы для прямого шипа, паркетные и специальные шипорезы.
Сверлильные станки изготовляются простейшего типа: вертикальные одношпиндельные, 3-шпиндельные и горизонтальные для гнезд. В 1934 г. выпускаются уже электрифицированные горизонтально-сверлильные станки. В дальнейшем должно быть налажено производство специальных многошпиндельных сверлильных станков.
Из долбежных выпускается электрифицированный цепнодолбежный станок с автоподачей. Станок обладает значительной сложностью и, безусловно, является большим достижением как наших конструкторов, так и завода им. Чичерина. Дальнейший путь освоения долбежных станков должен идти по линии других размеров и типов. В частности, должен быть поставлен вопрос об изготовлении сверлильно-долбежных машин и различных приспособлений.
Токарные станки с электромотором изготовляются уже с прошлого года. В текущем году завод «Красный металлист» выпускает станки размером 300 х 1000 и 300 х 1756 мм. Позднее должны изготовляться станки более мощные, с расстоянием между центрами 2500 и 3250 мм. Станки могут иметь лобовое приспособление. Параллельно должно быть налажено производство мощных лобовых станков для модельных цехов.
По-видимому, встанет вопрос также о производстве специальных токарных станков, как, например, для царг, для ступиц колес, шаров колец и пр., но потребность в них так мала, что вопрос о том, кто должен изготовлять такие станки (индивидуальные), требует специального обсуждения.
Что касается выпуска металлических комплектов для токарных станков, имеющих деревянную станину и требующихся для леспромхозов, колхозов, совхозов и пр., то, по-видимому, производство таковых может наладить промкооперация.
Круглопалочные станки с автоподачей также изготовляются нашими заводами, хотя и не всех требуемых размеров. Изготовление станков с ручной подачей, так же как и специальных станков, требующихся по 1–2 шт. в год на весь Союз, можно было бы наладить в промкооперации.
Вопрос об изготовлении копировальных станков не сдвинулся с мертвой точки. В настоящее время в Союзе станки подобного рода почти не изготовляются, хотя налицо потребность в копировальных станках для спиц, топорищ, ручек, ножек для стульев, колодок и пр. Кому-то нужно начать изготовление этих станков. Проекты на кое-какие машины уже имеются.
Шлифовальные станки с лентой и подъемным столом изготовляются заводом «Красный металлист», но не освоены еще 2-ленточные, однои двухдисковые, комбинированные с диском и цилиндром, шлифовальные для палок.
Не разрешен вопрос о выпуске 3-вальцовых шлифовальных станков как с гусеничной, так и роликовой подачей. Эти станки очень нужны для фанерной и мебельной промышленности и производства столярных изделий. Однако до сего времени еще нет завода, которому можно было бы поручить изготовление таких сложных станков.
Производство универсально-комбинированных и автоматических станков также еще совершенно не налажено. Необходимо теперь же выяснить потребность в станках такого рода, как, например, соединение сверлильного, фрезерного, круглопильного и фуговочного в одном станке или ленточной пилы и фрезера и т.д. Необходимо, чтобы производственники высказались о том, насколько целесообразно применение таких станков в лесной промышленности и не найдут ли они больший спрос в колхозных, совхозных и вообще в мелких мастерских.
Производство сложнейших автоматических станков, как, например, шпунтовально-клеильных, щитовых автоматов, может быть налажено только при наличии соответствующей машиностроительной базы.
Производство клеемазочных устройств и прессов не вызывает особого беспокойства. В настоящее время изготовляются: клеемешалки, клеевальцы, механические сборочные ваймы. Индивидуальным порядком могут изготовляться пресса для мебельного и обозного производства. Клеевые гидравлические пресса выпускает завод «Красный гидропресс» в Таганроге.
Производство гнутарно-сушильных прессов для брусков, мебели, спортинвентаря, обозного производства и пр. должно быть организовано также индивидуальным порядком, например, в подсобном тресте Наркомлеса или мастерских отдельных заводов.
О специальных станках фанерного производства уже говорилось выше. Для них выделен отдельный завод, который в дальнейшем должен осваивать все новые и новые типы и размеры этого оборудования, стремясь удовлетворить потребности фанерной промышленности всего Советского Союза. Полное разрешение этой задачи упирается в малую мощность завода «Пролетарская свобода», который в своем настоящем виде, конечно, не может выполнить этого задания. Необходимы реконструкция и расширение завода в три – три с половиной раза.
На станках бондарного производства несколько лет тому назад начал специализироваться завод в Баку, который, безусловно, и в дальнейшем должен продолжать это дело. Нужно обязательно освоить все необходимые типы и размеры цилиндрических пил, строгательных, фуговальных, торцовочных сшивных и других станков, а также сборочных форм и прессов.
Станки карандашного производства требуются в столь малых количествах, что производство их должно проводиться особым порядком как путем кооперирования, так и целостного изготовления в подсобных трестах. К таким специальным станкам приходится отнести фрезерно-пропускные автоматы, станки для обрезки торцов, шлифовальные и автоматы, шлифовальные станки для цилиндрических и граненых карандашей, станки для покрытия карандашей красителями, станки для штампования надписей на карандашах.
Специальные станки катушечного производства также требуются весьма редко и в количествах, исчисляемых единицами.
Но все же, по-видимому, тем или иным путем нужно организовать изготовление в Союзе автоматов для нарезки округленных болванок, сверлильных автоматов 2-сторонних для болванок, автоматов для рассверливания ватерных и уточных катушек, 2-шпиндельных сверлильных автоматов, сверлильно-горизонтальных автоматов для цилиндрических отверстий, наклонно-сверлильных 2-шпиндельных станков для фланцев сновальных и других катушек, различных автоматов, токарных станков, шлифовальных прессов и пр.
Оборудование для ухода за инструментом в настоящее время частично изготовляется, но настолько некомплектно и бессистемно, что совершенно не удовлетворяет потребностей лесной промышленности. Завод им. Ильича в Ленинграде изготовляет только автоматы для точки круглых и рамных пил, завод «Вятский металлист» – автоматы для точки строгальных ножей длиной до 600 и 800 мм, пилоштампы и приборы для точки цепей долбежных станков и поперечных пил.
Завод «Пролетарская свобода» выпускает точильные станки для ножей лущильных машин, длиной до 1750 мм и простейшие ручные станки для точки круглых и рамных пил. Этим и исчерпывается в основном список изготовляемого оборудования.
В то же время совершенно не изготовляются автоматы для точки ленточных пил, ножеточки для ножей до 1300 мм и свыше 1750 мм, автоматы для точки фрез, профильных ножей, станки для точки и правки циклей циклевальных станков, выверочные точильные станки для строгальных ножей, приборы для фрезерования зуба и правки ленточных и рамных пил, паяльные аппараты для ленточных пил, вальцовка для рамных пил, приборы для плющения зуба и эгализаторы для боковой формовки плющеного зуба.
Все эти виды основного оборудования для ухода за инструментом должны в ближайшее время изготовляться в Союзе.
Теперь коротко остановимся на лесотранспортных и подъемных приспособлениях. Скребковые транспортеры в количестве, достаточном для удовлетворения всех потребностей Союза, изготовляются Вологодским заводом.
Основные типы с кругло-плоской цепью двух размеров на 12 и 16 мм как с конической, так и цилиндрической передачей в данное время являются достаточными для промышленности. В дальнейшем понадобятся транспортеры с 19-миллиметровой цепью. Пассовые транспортеры разных размеров удовлетворительной конструкции изготовляются тем же заводом в количестве, которое должно обеспечить потребность нашей промышленности.
В достаточном количестве выпускаются и роликовые транспортеры с передачей цепью Галля длиной ролика 700–1000 мм с автоматической остановкой и без нее, ролики разные, погонялки, ролики для сортировочных площадок, роликовые шины. Необходимо наладить производство специальных роликов для лесопильных рам.
Что касается транспортеров для бревен, то изготовляемые в настоящее время амбарные бревнотаски, биржевые продольные элеваторы, лесокатки, элеваторы для мелкосортной древесины вполне удовлетворяют промышленность как по типу, так и по количеству. Благополучно обстоит дело с поперечными цепными транспортерами для реек, горбов и досок.
Из транспортного оборудования отметим еще сбрасыватели бревен и досок. Если еще два года тому назад они ввозились из-за границы, то теперь завод «Северный коммунар» полностью снабжает ими промышленность.
Переходя к рассмотрению других механизмов для транспорта и укладочных операций, следует сказать, что, к сожалению, в этой области еще не все сделано, что можно было бы сделать. Изготовляются только штабельеры для укладки досок. Необходимо организовать изготовление электрифицированных траверсных тележек на 20 и 35 т, грузоподъемников на 10, 20 и 35 т, стаккерных и анстаккерных устройств, загрузочных треков для сушил, штабельеров с наклоняющейся стрелой и др.
В отношении специальных прессов, насосов и аккумуляторов, по-видимому, опасений нет, так как завод «Красный гидропресс» освоил эту категорию оборудования и в дальнейшем полностью сможет снабдить им лесную промышленность.
Дробилки для щепы изготовляются в Союзе. В дальнейшем следует подумать над выпуском дробилок со встроенными электромоторами на валу.
Корообдирки – очень интересные станки, конструкции которых еще окончательно не выявлены, но уже есть предположения, на основании которых можно говорить о серийном производстве этих машин (например, Сазонова, Дешевича и т.д.).
Не менее важен вопрос о ручном электрифицированном инструменте. В настоящее время уже изготовляются на отечественных заводах ручные циркулярки, ленточные пилы, цепнодолбежные, поперечные цепные пилы. Необходимо начать производство электрорубанков, шлифовальных, электросверлилок по дереву и др.
С режущим инструментом у нас не вполне благополучно. Правда, уже сделаны попытки организовать изготовление шарошек по дереву на Инструментальном заводе, но в таких небольших количествах, которые ни в коей мере не удовлетворяют потребности деревообрабатывающей промышленности.
Вопрос о серийном производстве шарошек разных профилей и размеров в количествах около двух-трех тысяч комплектов в год настолько серьезен, что следует теперь же вплотную подойти к его разрешению. Если до последнего времени изготовление режущих цепей для поперечных пил и цепнодолбежных станков шло кустарным путем, то дальше этого терпеть нельзя. В последнее время сделаны попытки организации производства их заводским путем.
О ножах к строгальным станкам говорить не приходится, так как завод им. Кагановича в Горьком наладил массовый выпуск. Теперь только должен быть разрешен вопрос со стандартизацией их по размерам.
Забытый участок инструмента – это фрезы для многошпиндельных шипорезов «ласточкин хвост», различные сверла, специальные диски, ножи к ним, головки и ножи к фрезерным станкам, шипорезам и пр. Следует установить номенклатуру, размеры их, профиля и пр. и наметить место изготовления.
Совершенно особо приходится выделить вопрос об автолесовозах. Эти машины до последнего времени ввозились из Америки в довольно больших количествах. Несмотря на то что эти чрезвычайно удобные и экономные во всех отношениях машины используются у нас сравнительно недавно, лесная промышленность настолько ассимилировала их и спрос на них так растет, что совершенно естественно встал вопрос об изготовлении их в Союзе.
В настоящее время производство автолесовозов налаживается на заводе «Северный коммунар», но вопрос реконструкции завода упирается в отсутствие четких данных о ежегодной потребности машин. В то время как Экспортлес уже дал совершенно обоснованные цифры ежегодной потребности в автолесовозах, Наркомлес – самый крупный потребитель этого вида транспорта – ничего не сделал в этом направлении.
Параллельно должен быть выяснен также вопрос о размерах применения автолесовозов в других отраслях промышленности.
В заключение наметим несколько основных задач советского лесного машиностроения.
1. Нужно чрезвычайно серьезно подойти к более или менее точному определению типов и размеров оборудования, на которых должна остановиться наша промышленность. В этом случае пример заграничных заводов с их многокалиберностью оборудования не может быть нами использован без серьезного критического подхода.
2. Вторая, не менее важная задача – это определить действительную потребность в оборудовании. Задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд, и требует большой совместной работы всех заинтересованных учреждений.
3. Третьей задачей является четкое распределение номенклатуры оборудования, подлежащего изготовлению, между отдельными заводами с установлением сроков первоочередности их выпуска.
4. Разрешение вопросов, связанных с организацией новых мощных машиностроительных баз, могущих производить все тяжелые и сложные станки для лесной промышленности.
5. Проведение больших работ по проектированию новых станков и оборудования и правильная организация научно-исследовательских работ в этой области.
Если 2–3 года тому назад советская машиностроительная промышленность при организации производства станков и механизмов для лесной промышленности упиралась в полное отсутствие необходимых рабочих чертежей, то теперь положение резко изменилось. За этот сравнительно малый промежуток времени в этой области проделана громадная работа, в результате которой составлено достаточно большое количество проектов советских деревообрабатывающих машин с лучших образцов заграничной техники.
Попутно следует указать на недостаточное привлечение научно-исследовательских институтов к испытанию новых типов советских машин.
Вот основные моменты, освещающие положение с оборудованием для лесной промышленности и пути, по которым нужно идти в дальнейшем в целях подведения собственной машиностроительной базы в лесной промышленности Советского Союза и освобождения от иностранной зависимости.
От редакции
Отмечая большую актуальность поставленного автором статьи вопроса о состоянии отечественного машиностроения для лесной промышленности, редакция печатает данную статью, несмотря на свое несогласие с рядом утверждений автора, в целях проведения на страницах нашего журнала широкой дискуссии по изысканию правильных путей дальнейшего развертывания лесного машиностроения.
Редакция считает нужным отметить неубедительность приведенного автором обоснования отказа Лесобуммашины от изготовления металлических комплектов для токарных станков, имеющих деревянную станину, так как независимо от того, заводы или мастерские промкооперации будут их строить, Лесобуммашина должна быть застрельщиком в налаживании их массового производства. Рассуждение автора о том, кому нужно начать изготовление копировальных станков для спиц, ножек и т.д., указывает на то, что по ряду необходимых станков в Лесобуммашине до сих пор нет четких установок, несмотря на наличие проектов этих станков.
Указание автора на необходимость выяснить потребность в комбинированных станках подтверждает отсутствие необходимой увязки в работе между Лесобуммашиной и лесной промышленностью. Редакция особо подчеркивает несостоятельность жалобы автора на то, что реконструкция завода «Северный коммунар» задерживается отсутствием данных от лесной промышленности о ежегодном количестве потребных автолесовозов.
Автору должно быть известно, что автолесовоз является универсальной автомашиной большой грузоподъемности, в отличие от грузового автомобиля, не требует разгрузки, погрузки и производит эти работы автоматически в несколько секунд. Автовоз является универсальной машиной для перевозки леса и других грузов (швеллера, рельсы, сыпучие тела, грунты и т.д.). Отсюда потребность в автовозах должна исчисляться нуждами растущего народного хозяйства страны.
Ежегодно требуемое количество автовозов во много раз превысит возможную производительность завода «Северный коммунар» даже после самой большой его реконструкции. Поэтому на сегодня, безусловно, назрел вопрос о строительстве специального автовозного завода с ежегодной производительностью от 8 до 10 тыс. машин. Ссылки автора по этому вопросу указывают на наличие тенденции прикрыть различными объективными причинами затягивание этого важнейшего дела. Как видно из данной статьи, вопросы машиностроения для механизации лесотранспорта и лесозаготовок из планов работ Лесобуммашины почти совершенно выпали, несмотря на их чрезвычайное значение, и до сих пор находятся в беспризорном состоянии.
Комментарии