На сегодняшний день в России спрос и предложение в сегменте древесно-волокнистых плит средней плотности, по мнению экспертов, находятся в балансе.
«Основная часть MDF на внутреннем рынке страны отечественного производства, – рассказывает директор по продажам компании Kronostar Александр Ушаков. – В России изготавливаются все форматы плит MDF, но преимущественно размером 2800×2070 мм». Основными производителями являются компании Kronostar, Kronospan, «Юнайтед Панел Груп», «Лесплитинвест», «Плитспичпром», «Шекснинский КДП», ЛПК «Партнер-Томск».
Помимо этого, в мае 2014 г. ожидается запуск крупного производства ПДК «Апшеронск» мощностью 300 тыс. м3 плит MDF в год, а в июне планируется отгрузка первой продукции с завода Kastamonu Entegre, заявленная мощность которого составляет 550 тыс. м3 плит в год.
«Говоря о вводе новых крупных мощностей по производству MDF в России, я считаю, что лет пять назад это было бы довольно перспективно, – рассказывает начальник отдела продаж плит MDF компании «Лесплитинвест» Игорь Степанов. – Тогда рынок деревообработки в стране активно рос. Были успешно введены в эксплуатацию ЛПК «Партнер-Томск», завод компании «Римбунан Хиджау Групп». Что касается намечающегося запуска ПДК «Апшеронск», то его можно назвать немного несвоевременным».
По мнению эксперта, ситуация на рынке ЛПК с момента разработки бизнес-плана комбината за годы реализации проекта изменилась: уменьшились темпы развития предприятий по переработке MDF, стабилизировался спрос на плитную продукцию. «Нет сомнений, что вывод на рынок таких объемов MDF приведет к резкому снижению цен и отсутствию какого-либо дефицита на рынке, – считает пресс-секретарь ООО «Жешартский фанерный комбинат» Денис Казаков. – Цена может опуститься до 130–150 евро (без учета НДС) на шлифованную плиту МДФ и 150–170 евро – на ламинированную».
По данным аналитической службы Lesprom Network, в феврале 2014 г. средняя цена МДФ составляла 12 788 руб. за 1 м3. Перенасыщение рынка, по мнению коммерческого директора группы предприятий «Юнайтед Панел Груп» Андрея Журавлева, будет наблюдаться в сегменте шлифованной и односторонней ламинированной плиты MDF.
«Акционеры заводов, особенно новых, увидят резкое снижение маржинального дохода в сегменте шлифованной плиты и будут вынуждены максимально быстро уходить в производство продуктов с добавленной стоимостью, то есть заниматься диверсификацией, а внутри продуктовых групп выводить новые линейки. По оптимистичным прогнозам, ситуация может нормализоваться к концу 2015 г., а к концу 2016 – началу 2017 г. произойдет стабилизация рынка шлифованных и ламинированных плит MDF», – добавляет эксперт.
В целом доля зарубежной продукции на внутреннем рынке России, по оценке Игоря Степанова, составляет около 30%. На протяжении последних двух лет в России наблюдается нехватка ламинированных древесно-волокнистых плит средней плотности, за счет чего импорт плит MDF толщиной от 9 мм достиг около 15% объема российского рынка.
Основными странами – экспортерами MDF в Россию на данный момент являются Украина, Турция, Германия и Испания. Также растет объем поставок MDF из Китая, но преимущественно на Урал и Дальний Восток. Помимо этого, недавно в Россию начал поставлять MDF белорусский завод Kronospan. В целом, по мнению экспертов, импортозамещение обеспечит российским производителям хороший спрос на MDF на внутреннем рынке.
«Однако экспортировать плиты в страны Европы российским производителям сейчас невыгодно, так как там данная продукция дешевле», – добавляет Игорь Степанов. Помимо вытеснения зарубежной продукции, успех конкурентной борьбы каждого из запускаемых предприятий, по мнению Дениса Казакова, будет зависеть от того, как быстро они введут мощности по ламинированию и покраске.
«Еще есть огромные резервы, которые приведут к импортозамещению в сегменте полов и синтетических покрытий, например линолеума», – добавляет эксперт. Также перспективным для российских производителей древесно-волокнистых плит эксперты называют сегмент HDF (древесно-волокнистые плиты высокой плотности), так как основная доля данной продукции на внутреннем рынке России сейчас импортная.
Так, о возможном выпуске HDF уже заявляет ПДК «Апшеронск». Однако увеличение спроса на HDF сейчас незначительно, так как основной сферой применения данного вида плитной продукции является загородное малоэтажное строительство. Заметным толчком для увеличения производства HDF в России, по мнению экспертов, может стать активный рост деревянного домостроения.
Как считает Игорь Степанов, при увеличении объемов выпуска производители HDF способны потеснить с внутреннего рынка фанеру. В целом развитие рынка древесных плит и, в частности, MDF в России будет зависеть от темпов развития ЛПК и роста экономики. По мнению Антона Журавлева, перспективы роста переработки MDF отечественными производителями оцениваются в 5–8% в год.

Однако после запуска предприятия Kastamonu Entegreи, ПДК «Апшеронск», как считают эксперты, ввод новых мощностей по выпуску MDF в России будет чрезмерным и станет причиной серьезной дестабилизации внутреннего рынка.
Комментарии