Долгое время в России на федеральном уровне не предпринимались попытки развития биоэнергетики. С 2014 г. Минприроды начинает реализацию сразу в десяти регионах РФ программ по системному использованию биотоплива.
На территории Российской Федерации сосредоточено огромное количество лесных ресурсов – запас древесины составляет порядка 83 млрд м3, размер расчетной лесосеки – порядка 672 млн м3. Полностью освоить расчетную лесосеку нереально, да и незачем. За 2013 г. по всем видам пользования по данным Рослесхоза было заготовлено порядка 193 млн м3 древесины, из них на лесных участках, арендуемых с целью заготовки древесины, выборочными и сплошными рубками было заготовлено порядка 116 млн м3 ликвидной древесины.
Учитывая, что по самым скромным подсчетам в лесу остается около 30% заготовленной древесины, а на предприятиях лесопереработки процент образования древесных отходов составляет в среднем 40%, в переработку не вовлекается минимум 65–70 млн м3: в лесу в виде малоценной древесины на корню и порубочных остатков, на нижних складах – в виде отходов.
Учитывая значительные возможности для лесной промышленности по повышению рентабельности за счет вовлечения в производство этих объемов древесины, многим экспертам биоэнергетика представляется чуть ли не единственным реальным способом решения топливно-энергетических проблем.
Таких, как высокая себестоимость тепло- и электроэнергии, полученной при сжигании мазута и угля в отдаленных районах, представляющих из себя замкнутые энергосистемы, постоянно растущая потребность в компенсации из федерального бюджета сверхтарифов, а также потребность в комплексном развитии отдаленных лесных территорий.
Кроме того, использование пораженной древесины является одним из инструментов для решения ряда задач по улучшению санитарного состояния лесов. Почему же при всех положительных аспектах биоэнергетика до сих пор продолжает оставаться в России в зачаточном состоянии? И что понимать под самим понятием «биоэнергетика» – строительство предприятий по производству пеллет, топливных брикетов или жидкого биотоплива, или это сжигание древесного топлива в любом виде с целью получения тепловой и электрической энергии и реализации этой энергии потребителю?
Я думаю, создание предприятий по производству пеллет/брикетов является стандартной инвестицией для лесоперерабатывающего предприятия с целью реализации конечного продукта потребителям за рубеж или на внутренний рынок, который, к слову, развивается достаточно динамично за счет домохозяйств, окружающих крупные города.
Второй же путь позволяет подойти к проблеме более комплексно и направлен не только на вовлечение в переработку дополнительных объемов неиспользуемой древесины, но и на замещение традиционных неэффективных источников тепла и электроэнергии.
До 2013 г. системных попыток развития биоэнергетики в России на федеральном уровне не предпринималось. Были успешные проекты в ряде регионов, которые продолжают работать до сих пор и показывают тем самым свою эффективность. В 2013 г. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предприняло серьезную попытку обратить внимание первых лиц государства на эту проблему. Эта попытка имела успех, и 31 мая 2013 г. правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по созданию благоприятных условий для использования возобновляемых древесных источников для производства тепловой и электрической энергии. Менее чем за год было сделано немало нового и интересного. Был проанализирован значительный объем информации о том, что происходит в регионах и насколько каждый из регионов перспективен с точки зрения дальнейшего развития биоэнергетики.
В итоге было отобрано десять субъектов Российской Федерации, которые могли бы стать пилотными по системному развитию биоэнергетики в России. На заседании президиума Совета при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию России, которое состоялось 4 февраля 2014 г., под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева было решено создать межведомственную рабочую группу федерального уровня по разработке и реализации комплекса мер по использованию древесного топлива и торфа в качестве возобновляемых источников энергии.
Основной деятельностью данной рабочей группы должно стать активное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (прежде всего тех, которые были отобраны как пилотные), государственными корпорациями, банками с государственным участием, технологическими платформами и организациями по реализации комплекса мер по развитию биоэнергетики.
Однако деятельность этой рабочей группы будет успешной только в том случае, если сами регионы активно включатся в эту работу. Как показала многолетняя практика, именно от заинтересованности руководителей муниципальных образований и при поддержке первых лиц субъектов возможен эффективный перевод муниципальных котельных на древесное топливо.
На первом этапе необходимо оценить регионы по многим параметрам, в том числе по наличию лесных ресурсов, кластеров по переработке древесины и структуре производства, логистике, существующих видах топлива и их стоимости, стоимости их доставки, изношенности котельных, планам развития населенных пунктов, отсутствию планов по их газификации и многим другим параметрам.
На мой взгляд, идеальным проектом по переходу от угля и мазута на древесное топливо может стать тепловая котельная мощностью до 40–45 МВт, единственная для отдаленного населенного пункта, не подлежащего газификации, которая размещается на площадке среднего или крупного деревообрабатывающего завода.
Древесным топливом в этом случае может быть топливная щепа, поступающая от нескольких лесоперерабатывающих заводов, работающих в округе. Такие проекты могут стать очень интересными для инвесторов при условии поддержки на региональном и федеральном уровне.

Проектов с подходящими начальными условиями можно найти достаточно много, особенно в некоторых регионах Северо-Запада, Восточной Сибири и Дальнего Востока. И даже если получится в ходе реализации плана по развитию биоэнергетики в ближайшие два-три года перевести на древесное топливо 10–15 объектов энергетики общей мощностью 300–500 МВт, можно будет говорить, что этот процесс наконец сдвинулся с мертвой точки.
Сергей Арефьев 05.10.15 06:23
Есть ли информация какие десять регионов выбраны?