О чем писал журнал "Лесная индустрия" 80 лет назад: статья была опубликована в №12 журнала «Лесная индустрия» за 1934 г.
Среди лесоимпортирующих стран Англия занимает особое положение — ее лесной импорт составляет свыше 14 млн м3 ежегодно, что дает более 25% лесного импорта всего мира. По размерам своего лесного импорта Англия занимает первое место в мире. При этом размеры местных лесозаготовок составляют всего 1,5 млн м3, или менее 8% от всей потребности Англии в древесине (в пересчете на лес на корню). Англия является классическим примером лесоимпортирующей страны, и поэтому ознакомление с ее деревообрабатывающей промышленностью представляет исключительный интерес. Деревообрабатывающая промышленность Англии является весьма развитой отраслью народного хозяйства: количество занятых в этой отрасли промышленности рабочих в среднем определяется в 185 тыс. чел., мощность силовых установок в 275 тыс. л.с., а валовая продукция — 565 млн зол. руб.
По количеству занятых рабочих отдельные виды деревообработки характеризуются следующими данными (по «Боард-оф-Трейд» (табл. 1)).

Таким образом, первое место по количеству занятых рабочих занимает мебельное производство, которое является одним из крупнейших потребителей (к тому же непосредственных потребителей) самых разнообразных лесоматериалов как хвойных, так и лиственных пород, включая и клееную и ножевую фанеру; и в этом отношении английская мебельная промышленность представляет наибольший интерес по сравнению с другими видами деревообработки. Характерным для мебельного производства Англии является первоклассное техническое оборудование большинства предприятий и крупные их размеры. Примерно до 75% рабочих, занятых во всей английской мебельной промышленности, сосредоточено на фабриках, отнесенных цензом к разряду крупных. Наиболее крупные мебельные фабрики находятся в Лондоне, Ливерпуле, Манчестере, Бирмингеме, Бристоле. Мебельная промышленность Англии, как и другие отрасли деревообработки, испытала на себе всю тяжесть последствий мирового экономического кризиса, однако эта тяжесть была в более или менее значительной степени смягчена особенностями переживающего кризис капитализма.
К последним можно отнести, например, стремление имущих кругов населения освободиться от падающей валюты путем приобретения реальных ценностей; это отражается на усилении закупок мебели и других предметов широкого потребления. Сюда же относятся переезды беднеющего населения из относительно богатых квартир в более бедные, что вызывает необходимость перестройки многокомнатных квартир на малокомнатные и замену дорогой мебели более дешевой, и т.д. Лесопильно-строгальное производство Англии, исторически сложившееся главным образом в интересах торгового и финансового капитала, позднее связавшееся к тому же с определенными группами скандинавских лесопромышленников, по своему техническому оборудованию более приспособлено для вторичной разделки пиломатериалов и пиломатериалов импортных, чем для распиловки кругляка. Поэтому большая часть лесопильных и строгальных заводов расположена вблизи больших портов или на каналах — именно в целях более дешевого снабжения их импортным лесом. Наиболее крупные лесопильные и строгальные заводы находятся в окрестностях Лондона, Нью-Кэстля, Ливерпуля, Бристоля, Гримсби. Рассмотрим лесопильное и строгальное производство несколько подробнее. По расчетам, произведенным английским журналом «Тимбер энд Пляйвуд» (3/Ш, 1934, 511 стр.), имеющиеся в наличности в настоящее время в Англии лесопильные рамы, ленточные и циркулярные пилы смогут из круглого леса выпилить максимально следующее количество пиломатериалов хвойных и лиственных пород (количество рабочих дней в году принято за 280) (табл.2).

Таким образом, местная лесопильная промышленность Англии сможет обеспечить переработку кругляка лишь только в размере 8% всей потребности страны в пиломатериалах хвойных и лиственных пород. По цензовым данным 1930 г., пилопродукция английских заводов составила 1 700 тыс. м3, включая строжку и отчасти переработку одних размеров в другие. Между тем значительно большим является количество деревообделочных станков, приспособленных лишь для вторичной разделки лесоматериалов: к числу их относятся так называемые роспускные или делительные станки, служащие для разделки брусьев или толстых досок на более тонкие или более ходовые размеры. Так, по данным того же журнала, количество и годичная производительность делительных станков, имеющихся в настоящее время в Англии, таковы (табл. 3).

Здесь, однако, нужно отметить, что указанные выше 4 840 тыс. м3 в Англии никогда не перерабатывались (и до кризиса) и 3 1/2 тыс. делительных станков никогда полностью не были (и не могут быть) загружены, так как английское лесопильное производство нередко соединено с розничной продажей пиломатериалов и носит вспомогательный, подсобный для лесной торговли характер. Таким образом, английские лесопильные заводы по характеру своего оборудования, обусловленного, как уже было выше отмечено, главным образом интересами торгового и финансового капитала, связанного к тому же со скандинавской лесопильной промышленностью и отчасти — североамериканской (преимущественно канадской), приспособлены больше к переработке импортного пиломатериала на нужные потребителю спецификации, чем для распиловки кругляка. В послевоенные года, из-за уменьшения спроса на дильсы, падения на них цен и больших запасов дильсовых размеров в стране, английские лесопильные заводы в значительной степени были заняты переработкой диленсов на бордсы и баттенсы. Помимо роспуска досок на более ходовые размеры лесопильные заводы нередко по особому требованию перепродавцов или непосредственных потребителей производят и строжку досок. Переходя к строгальному производству, следует отметить, что оно в Англии разделяется на цеховое — строгальные цехи при различных деревообделочных заводах (см. ниже) — и на заводское — специальные заводы по выработке шпунтованных половых и потолочных досок, перегородок, обшивки и т.д. Максимальная производительность специальных строгальных заводов, по данным указанного выше журнала, является следующей (табл. 4).

Однако, как и лесопильные заводы, строгальные заводы Англии никогда не были (и не могут быть) полностью загружены, ввиду следующих обстоятельств:
1) большой производительности строгальных станков (благодаря большим скоростям строжки ни один капиталистический завод не сможет загрузить полностью своих строгальных станков, особенно, конечно, в условиях мирового кризиса);
2) вспомогательного характера производства, нередко связанного, как и лесопильное производство, с розничной продажей пиломатериалов или с другими отраслями промышленности;
3) относительно высокой стоимости местного производства, не могущего во всех случаях конкурировать, несмотря на наличие ввозных пошлин, с импортным строганым лесоматериалом (ежегодный импорт которого составляет почти 200 тыс. стд.);
4) связанности интересов английского торгового и финансового капитала с интересами скандинавской строгальной промышленности (главным образом шведской и норвежской).
Общее количество лесопильных и строгальных заводов Англии определяется в 2 193 единицы, так что на одно предприятие приходится всего 22 человека. Общее количество станков на этих 2 193 заводах определяется в 19 719 единиц, из которых 6 057 единиц приходится на основные станки (отмеченные выше), а 13 661 единица на вспомогательные станки, не принимаемые в расчет при определении общей производительности лесопильных и строгальных заводов.

Обращает на себя внимание совершенно ничтожное количество обрезных станков и наоборот — громадное количество торцовок, что еще раз подчеркивает тот особый характер английского лесопильного производства, о котором говорилось выше. Ящично-тарное производство, вследствие большой потребности Англии в экспортной и для внутреннего транспорта таре, не только является сильно развитым, но и высоко технически оборудованным. Ящичные заводы работают как на импортном сырье (раундвуд, шпалы, диленсы, доски IV и V сорта), так и на импортных готовых комплектах, которых ввозится около 350 тыс. м3. Главнейшими центрами ящичного производства являются крупнейшие порты — Лондон, Бирмингем, Манчестер, а также Гулль, Гримсби, Ярмутс, Вестгартльпул, Бристоль.

Прочие производства. Из прочих производств отметим производство музыкальных инструментов (рояльные и прочие фабрики технически оборудованы весьма хорошо, многие работают на экспорт); повозочное производство (кузовы автомобилей, автобусов, колясок и т.д.); бочарное (главным образом кустарного типа), щеточное, паркетное, фанерное (представленное всего 3 относительно крупными заводами и 20 мелкими) и т.д.
Комментарии