Октябрьская революция 1917 г. изменила развитие лесной промышленности в России. И прежде всего произошла смена формы собственности на лес – все лесные владения перешли в ведение государства.
Декрет о земле, принятый II съездом Советов, отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов. В мае 1918 г. был принят Декрет о лесах, согласно которому Лесной департамент реорганизовывался в Центральное управление лесами (ЦУЛ), которое вошло в структуру Народного комиссариата земледелия (Наркомзем). Одновременно в губерниях создавались лесные подотделы, подчиненные ЦУЛ, основной обязанностью которого являлось определение норм лесистости каждой отдельной части республики, наблюдение за учетом, лесовозобновлением и техническим устройством лесов; контроль за сохранностью государственного лесного фонда, за правильностью использования лесных площадей и древесины и т.д. ЦУЛ постановлением Совнаркома от 27 декабря 1918 г., оставаясь в ведении Наркомзема, в деле заготовок древесины и лесного транспорта подчинялся учрежденному Главному лесному комитету (Главлеском).
В условиях гражданской войны и возникшего топливного голода организация заготовок возлагалась на лесничих, так как на местах не было специальных подразделений, занимавшихся лесозаготовками. Для вывода страны из топливного кризиса были предприняты чрезвычайные меры – мобилизация людей и тягловой силы для лесозаготовительных работ.
Народное управление
В 1923 г. начал действовать Лесной кодекс РСФСР, который состоял всего из семи разделов. В разделе «Основное положение» впервые было юридически закреплено понятие «государственный лесной фонд». Лесной фонд подразделялся на леса местного и общегосударственного значения.
В разделе «О лесах местного значения» определялся их состав. Сюда были включены бывшие крестьянские, общественные и переселенческие лесные наделы, которые отныне передавались в бессрочное пользование бывшим владельцам. В разделе «О лесах общегосударственного значения» устанавливалось разделение на леса общегосударственного и особого назначения. К лесам особого назначения относились защитные, горнозаводские, городские леса; леса, эксплуатируемые по концессии, а также предоставляемые государством отдельным предприятиям и объединениям. В разделе «Обращение лесных площадей в другой вид угодий» регламентировался порядок передачи земли из государственного лесного фонда.
Управление государственным лесным фондом осуществлялось органами Народного комиссариата земледелия. Государственный лесной фонд разделялся на лесничества, объезды и обходы. Ведение хозяйства и управление лесами по лесничествам возлагались на лесничих. Ревизии в лесничествах, руководство хозяйственной деятельностью лесничих осуществляли инспектора лесов. Для охраны лесных владений была учреждена лесная стража, состоявшая из лесных объездчиков и обходчиков. Полномочия лесничих прописывались в разделе «Об охране лесов» Лесного кодекса РСФСР. Центральным органом, осуществлявшим руководство лесным хозяйством, оставалось Управление лесами в структуре Наркомзема. Это законодательство и структура управления оставались неизменными до конца 1920-х гг.
Первая пятилетка
С конца 1920-х гг. развитие лесной отрасли шло под влиянием процесса индустриализации. Рост промышленности требовал значительных финансовых затрат, в том числе валютных. Одним из источников валютных поступлений стал экспорт лесной продукции, что напрямую способствовало активному развитию лесного хозяйства. Первый пятилетний план развития народного хозяйства (1928–1933 гг.) предусматривал динамичный рост объемов лесохозяйственных работ и лесоэксплуатации. В начале пятилетки годичный прирост покрытой лесом площади в РСФСР составлял более 500 млн м3 древесины, а ежегодный отпуск – 170 млн м3, то есть 28% прироста.
На тот момент одной из главных задач было создание лесохозяйственной системы, способной обеспечить заготовку древесины в необходимом объеме. А потому в связи с увеличением объемов лесозаготовок и вовлечения в них новых лесных массивов Европейского Севера возникла необходимость в таких способах рубок, которые способствовали бы более интенсивной лесоэксплуатации. Узколесосечные рубки с шириной лесосек 50–100 м уже не удовлетворяли потребности лесной промышленности в древесине. Профессор Ленинградской лесотехнической академии М.Е. Ткаченко предложил внедрить в производство концентрированные рубки, площадью до половины квартала – 500 га при размерах квартала 1х1 км.
Для повышения уровня механизации лесосечных работ к концу пятилетки планировалось довести тракторный парк до 1263 единиц техники (в 1929–1930 гг. он составлял 563 единицы), а также приобрести 670 моторных пил «Ринко». Заготовленную древесину вывозили с делянок в основном лошадьми и преимущественно в зимнее время. На тот момент в собственности лесозаготовительных предприятий в общей сложности было только 55 тыс. лошадей, что составляло лишь 10% потребности. Недостающую тяговую силу предоставляла деревня. Для выполнения годового плана по лесной промышленности и лесному хозяйству в 1930–1931 гг. требовалось 1 млн 575 тыс. рабочих, из них на лесохозяйственные работы необходимо было привлечь 665 тыс. человек. Планировалось освоение новых, почти не изученных лесных территорий северо-восточных регионов. Для этого создавалась сеть лесных опытных станций, лесничеств и научно-исследовательских институтов. Однако в результате Первой мировой и гражданской войн возник дефицит лесных специалистов. С наступлением мирного времени в лесной отрасли началась работа по подготовке специалистов, которых, по подсчетам Управления лесами, требовалось не менее 15 тыс. человек.
Лесной институт в Петрограде и Петровская сельскохозяйственная академия в Москве уже не могли обеспечить выпуск такого количества инженеров. И в 1923 г. к Московскому лесотехническому институту, открытому в 1919 г., был присоединен лесной факультет Петровской (позднее – Тимирязевской) академии. Высшее лесное образование в 1920-е годы было представлено лесными факультетами в Воронежском сельскохозяйственном институте, Сибирском и Казанском институте хозяйства и лесоводства, Уральском политехническом институте, Саратовском и Донском институтах сельского хозяйства и мелиорации, Дальневосточном государственном университете. В 1929 г. начал работать Архангельский лесотехнический институт, а в 1930 г. – Уральский. В этом же году были организованы Воронежский, Поволжский, Брянский, Красноярский, Дальневосточный, Гомельский институты лесного профиля. Среднее лесное образование было представлено 25 лесными техникумами. В первые годы советской власти совершенствовалась теория и практика лесоустройства.
Тогда было положено начало применению авиации при устройстве и обследовании лесов методом аэрофотосъемки. Были заложены основы лесоводства, проведения рубок ухода для различных географических районов. Интенсивно развивается теория и практика защиты лесов от пожаров и вредителей. Развивается сеть учебно-опытных лесных дач.
Советская реформа
В 1931 г. Постановлением Совнаркома СССР все лесные массивы были разделены на зоны лесопромышленного и лесокультурного значения. А уже в январе 1932 г. был создан Наркомат лесной промышленности, занимающийся лесозаготовительной, деревообрабатывающей, лесохимической промышленностью и лесным хозяйством (Наркомлес СССР). Новому ведомству предстояло решать задачи технического перевооружения лесной отрасли, рационального размещения предприятий, увязанного с мощностью и качеством лесосырьевых баз, подготовки инженерно-технических кадров, перестройки аппарата управления. Тогда же для всех лесозаготовителей, кроме основных (Наркомзем, Наркомлес, Наркомат путей сообщения), была введена плата за лес на корню, а также отменен льготный и бесплатный отпуск древесины местному населению.
В 1933 г. был разработан план второй пятилетки, согласно которому объем вывозки деловой древесины планировалось довести до 170 млн м3 и 83,2 млн дров в год. Объем лесовосстановительных работ должен был составить в среднем 124 тыс. га в год. Органы лесного хозяйства в этот период находились в ведении Наркомлеса (Главлесупр) и Наркомзема (Главлесхоз). В 1936 г. при СНК СССР было создано Главное управление лесоохраны и лесонасаждений (Главлесоохрана). На новое ведомство возлагалось проведение лесокультурных мероприятий в лесных массивах водоохранной зоны; организация лесного хозяйства; охрана лесов от нарушений и соблюдение правил ведения лесного хозяйства; борьба с лесными вредителями и лесными пожарами. В том же году лесной главк Наркомзема был ликвидирован. Лесозаготовительные предприятия передавались Наркомлесу, а лесохозяйственные – Главлесоохране.
Во второй половине 1930-х гг. в системе Гослесоохраны были организованы областные и межобластные управления. Низовая сеть лесоохраны в 1930-е гг. строилась на основе организации лесхозов. К 1939 г. в СССР действовало 698 лесхозов и 3306 лесничеств. Из-за постоянного увеличения запланированных объемов лесозаготовок лесосечные работы представляли собой сплошные концентрированные рубки, которые впоследствии резко изменили природную среду, ландшафты, характер лесовозобновления и привели к образованию вторичных лесов. В 1928 г. объем вывозки заготовленной древесины составлял 61,7 млн м3, в 1929 г. – 95,5 млн м3, в 1930 г. – 147,7 млн м3, в 1933 г. – 173,3 млн м3, в 1940 г. – 246,1 млн м3. При этом оснащение лесной промышленности техническими средствами шло медленно из-за слабого развития отечественного лесного машиностроения. К 1940 г. трелевка была механизирована всего на 5,6%, а валка и погрузка леса велись практически вручную, двуручными и луковыми пилами. Бензиномоторные и электропилы применяли лишь на отдельных предприятиях, их широкое использование началось только в послевоенный период. Бездорожье в многолесных районах серьезно усложняло лесозаготовку. Применялись снежные, а затем ледяные дороги, а в летний период прокладывали лежневые дороги из древесины. В 1932 г. в России насчитывалось 600 км тракторных ледяных дорог, по которым было вывезено 1,2 млн м3 древесины.
Тогда же началось строительство узкоколейных железных дорог. В 1932 г. по ним было вывезено 2 млн м3 древесины. Однако в общем объеме вывозки механизированный способ занимал не более 2%. В 1930-е гг. в лесной промышленности насчитывалось 2,6 тыс. тракторов, 5,9 тыс. автомашин, 335 паровозов и мотовозов. Основным способом вывозки леса на протяжении всего предвоенного десятилетия оставалась гужевая трелевка.
Комментарии