Министерство промышленности и торговли России в начале 2014 г. предложило внести новые положения в постановление Правительства РФ №419 от 30 июня 2007 г. «О приоритетных инвестпроектах в области освоения лесов», ужесточающие отбор приоритетных инвестиционных проектов в лесной отрасли.
Министерство этим хочет заставить лесопромышленников комплексно использовать выделяемые им лесные ресурсы. На данный момент приоритетным инвестпроектом в ЛПК считается строительство промышленных мощностей по созданию и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры объемом капиталовложений не менее 300 млн руб. Со стороны государства таким проектам без аукциона предоставляются права на аренду участка лесного фонда, при этом ставка платы за единицу объема добываемой древесины и за единицу площади лесного участка идет с коэффициентом 0,5. «Посредством приоритетных проектов в лесную отрасль должны прийти, во-первых, инвестиции, во-вторых, высокоэффективные технологии заготовки и глубокой переработки древесины, способные обеспечить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью», – считает Николай Петрунин, генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования.
Однако до сих пор для инвестпроектов в ЛПК не сформированы критерии комплексного использования выделяемого государством сырья. В силу этого менеджмент некоторых компаний, реализующих проекты, стремится получить для них статус приоритетных лишь по той причине, что это позволит выгодно реализовывать круглый лес в условиях пониженной ставки арендной платы за лесной участок. Чаще всего такие предприятия не идут дальше создания лесопилки. Подобная неоднозначная ситуация сложилась с ОАО «Ангара Пейпа», созданном в 2006 г. для возведения Енисейского ЛХК, который включает в себя лесопильный завод мощностью 380 тыс. м3 пиломатериалов, целлюлозный завод мощностью 900 тыс. т хвойной беленой целлюлозы и 300 тыс. т растворимой целлюлозы, а также завод по производству мелованного картона и санитарных бумаг.
На данный момент реализация этого проекта остановилась на возведении завода по лесопилению. К строительству основных цехов лесохимического комплекса «Ангара Пейпа» пока так и не приступила. При этом красноярские власти в судебном порядке требуют расторжения договоров аренды лесных участков с компанией, уже задолжавшей 150 млн руб. за аренду выделенных ей лесных участков. С точки зрения Минпромторга подобные ситуации являются примером крайне неэффективного использования лесных ресурсов страны. В целом, по словам Николая Петрунина, в перечне приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов в России сейчас значится 119 проектов с суммарным объемом инвестиций более 408 млрд руб. Однако с большим отставанием от графика идут 34 проекта, с допустимым отставанием – 26, из-за чего уровень освоения плановых инвестиций в 2013 г. составляет 48%.
«За последние пять лет Минпромторгом России исключено из перечня приоритетных 28 проектов, в том числе в 2013 г. – 12 проектов с общим объемом инвестиций более 10,3 млрд руб. В частности, это Осетровский ЛДК (Иркутская обл.) с объемом вложений более 1,9 млрд руб., предусматривавший производство 100 тыс. м3 клееной фанеры в год; проект ООО «Байкал-Нордик» (Республика Бурятия) по производству пиломатериалов (объем инвестиций по нему предусматривался в размере 1,5 млрд руб.). В Калужской обл. перестал существовать приоритетный инвестиционный проект по строительству деревообрабатывающего комбината в г. Сухиничи, объем капитальных вложений по нему составлял 1,1 млрд руб., и ряд других», – добавил Николай Петрунин. Минпромторг, в свою очередь, предлагает инициатору инвестпроекта уже на этапе разработки концепции подготовить поквартальный график реализации с указанием объема инвестиций, сроков и видов выполняемых работ. Кроме того, компании, реализующие инвестпроекты, будут обязаны предоставлять отчет о проделанной работе не дважды в год, а каждые три месяца.
«С моей точки зрения, это абсолютно нормальные требования, направленные на качественное улучшение системы планирования и реализации бизнеса, – рассказывает Николай Петрунин. – Возможно, это позволит компаниям не заявлять проекты, изначально не имеющих перспектив для успешного развития хотя бы потому, что у них нет собственной лесосырьевой базы. Сегодня каждый десятый инвестпроект, включенный в перечень приоритетных, имеет уровень обеспеченности сырьем в размере от 2,5 до 48% от фактической потребности». Помимо этого, при отборе инвестпроектов, по словам экспертов, необходимо оценивать конкурентные преимущества создаваемых производств, а также насыщенность рынка той продукцией, которую планируется производить на новых мощностях. Так, например, по словам коммерческого директора ОАО «Югра-плит» Дмитрия Старкина, на рынке MDF и ДСП в России сейчас наблюдается перенасыщение.
«И говорить об инвестициях в это направление сегодня нужно очень осторожно. Например, после запуска Апшеронского ПДК многие эксперты прогнозируют профицит MDF, который приведет к падению цен на эту продукцию, даже при сохранении прежнего спроса». Со своей стороны, многие лесопромышленники опасаются, что ужесточение отбора инвестпроектов снизит инвестиционную привлекательность ЛПК, которая и так не отличается стабильностью. «Частые реорганизационные, структурные изменения в лесной отрасли, курирование лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса огромным количеством ведомств формируют у инвесторов неуверенность в перспективах развития, а также вызывают сомнения в надежности и динамичности развития бизнеса, в серьезности каких-либо государственных гарантий для него», – полагает Николай Петрунин. По словам Натальи Пинягиной, директора по взаимодействию с государственными органами власти Архангельского ЦБК, чтобы построить крупное лесоперерабатывающее предприятие в России, необходимы огромные затраты для создания инфраструктуры.
«По расчетам экспертов, строительство крупного ЦБК сейчас оценивается в $1 млрд, а создание инфраструктуры – в $3 млрд, – считает Наталья Пинягина. – Таким образом, дополнительные расходы при строительстве лесопромышленного предприятия очень сильно снижают инвестиционную привлекательность ЛПК России. При этом ни один инвестор не станет строить магистральные дороги, подстанции, газораспределительные станции, дополнительные линии электропередачобщего пользования». В таких условиях, по словам директора по связям с общественностью Группы «Илим» Артема Савко, принятие проекта Минпромторга может снизить и так невысокую инвестиционную привлекательность лесной отрасли. «В частности, подготовить поквартальный график реализации проекта еще на этапе разработки его концепции будет крайне проблематично, а порой и просто невозможно, поскольку в реализации крупных проектов задействовано большее количество сторонних подрядчиков и не все договоры на поставку оборудования и выполнения работ на данном этапе могут быть заключены, – рассказывает Артем Савко. – На наш взгляд, вполне достаточно существующей системы предоставления ежеквартальной отчетности по объему вложенных инвестиций и своевременному пуску объектов».
В целом, по словам экспертов, принятие проекта Минпромторга, возможно, и уменьшит количество сомнительных инвестпроектов в числе приоритетных. Однако заметное улучшение инвестиционного климата в ЛПК России возможно лишь в условиях частно-государственного партнерства при строительстве инфраструктуры.
Комментарии