• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Для развития лесной промышленности необходима частная собственность на лес
Менеджмент

ЕГАИС по учету древесины работать не будет

Новый закон, «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ…», а вместе с ним и система ЕГАИС – это очередная попытка контролировать лесную отрасль и собрать всю мыслимую информацию о коммерческом обороте необработанной древесины.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Алексей Ярошенко
Март 2014, № 3 (71)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии
    3

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

Новый закон, «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ…», а вместе с ним и система ЕГАИС – это очередная попытка контролировать лесную отрасль и собрать всю мыслимую информацию о коммерческом обороте необработанной древесины.

Новый закон, «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ…», а вместе с ним и система ЕГАИС – это очередная попытка контролировать лесную отрасль и собрать всю мыслимую информацию о коммерческом обороте необработанной древесины.


Организации

  • ОМННО «Совет Гринпис»

Лесной кодекс Российской Федерации, принятый в 2006 г., стал самым переменчивым лесным законом в истории российского государственного лесоуправления. За первые семь лет его действия были приняты 23 изменявших его федеральных закона и еще 17 законов, изменивших закон о введении Лесного кодекса в действие. Некоторые поправки были мелкими, несущественными. Но были и крупные, менявшие или вводившие целые статьи и даже главы, так что в общей сложности текст кодекса поменялся уже более чем наполовину.

Один из самых крупных наборов поправок был внесен в Лесной кодекс Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Этот закон существенно повлияет на работу российских лесопромышленников, поскольку предусматривает создание принципиально новой системы контроля над вывозкой древесины, ее транспортировкой и сделками с ней. Главные его нововведения – это внедрение системы учета и маркировки древесины; введение требований к транспортировке древесины и учету сделок с ней; создание Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней.

Федеральный закон №415-ФЗ не является законом прямого действия и для того, чтобы он начал работать, уполномоченным федеральным органам исполнительной власти придется разработать и утвердить большое количество подзаконных актов. Их, если исходить из текста самого документа, должно быть по меньшей мере 11 штук. Пока готовы лишь первые несколько проектов этих документов, и надо сказать, что их качество не внушает особого оптимизма.

Ясно лишь то, что разработчики собираются распространить действие закона на все мыслимые категории необработанной древесины и даже на некоторые категории обработанной (например, на колотые дрова). Кроме того, они намерены предъявить максимально возможные, в рамках этого закона, требования к предоставлению информации о каждой конкретной сделке с древесиной и о каждом случае ее перевозки.

Закон будет вступать в силу постепенно. Основная его часть уже действует, но для некоторых важных положений предусмотрены отсрочки. В частности, новые требования к перевозке древесины (в части сопроводительных документов) вступят в силу с 1 июля 2014 г., основные требования к учету и маркировке древесины – с 1 января 2015 г., декларирование сделок с древесиной – с 1 июля 2015 г., а ответственность за нарушения при декларировании сделок с древесиной наступит только с 1 января 2016 г.

Закон «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ…» наглядно отражает общую ситуацию в сфере государственного управления лесами и тенденции ее развития. Принятие в 2006 г. Лесного кодекса отделило государственное управление лесами от собственно лесного хозяйства, разорвало связь между органами управления лесами, особенно федерального уровня, и реальной жизнью лесного сектора.

За первые годы действия кодекса сформировался обширный круг организаций и людей, имеющих полномочия по регулированию, надзору и контролю, но не связанных с практической работой в лесу и не несущих непосредственной ответственности за результаты такой работы. Поскольку именно в их руках оказались практически все механизмы управления отраслью, она, отрасль, быстро перестроилась именно под контрольно-надзорные нужды. В итоге если до введения нового кодекса руководители и специалисты лесного хозяйства тратили на поддержание отраслевого документооборота примерно одну десятую часть своего рабочего времени, то сейчас – более трех четвертей.

В результате того, что сегодня лесным хозяйство управляют не производственники, а контролеры, практически любую проблему руководство пытается решать ужесточением контроля, разработкой новых форм отчетности, введением автоматизированных информационных систем. Примеров того, как более интенсивный контроль и увеличение количества собираемой информации помогли бы решить ту или иную проблему, пока нет, но это никого не останавливает. Новый закон 415-ФЗ, а вместе с ним и ЕГАИС – не исключение. Это очередная попытка все контролировать и собрать всю мыслимую информацию о коммерческом обороте необработанной древесины. Однако можно с уверенностью заявить, что работать система ЕГАИС толком не будет.

В нашей стране есть огромная площадь никак не учтенных лесов, которые даже не признаны лесами в рамках действующего законодательства. Это прежде всего леса и бесхозные лесополосы на землях сельскохозяйственного назначения. Сколько их в нашей стране, точно никто не знает: по разным оценкам, от 40 до 100 млн га. В большинстве случаев это леса, расположенные на самых богатых, продуктивных, доступных и удобных землях – именно такие обычно и осваивались под сельское хозяйство.

Многие ныне заросшие сельхозземли были заброшены десятки лет назад, и сейчас они служат источником довольно большого количества древесины, вовлекаемой в коммерческий оборот. Федеральный закон №415-ФЗ не определяет, что делать с этой древесиной, каким образом отчитываться о сделках с ней и о ее перевозке. Это означает, что специально ради нее придется отыскивать какую-то лазейку, позволяющую обходить новые требования. Когда эту лазейку получится отыскать, ее начнут использовать и для древесины незаконного происхождения.

Новый закон создал ситуацию, при которой лес как ресурс будет учитываться с принципиально разной точностью на разных этапах его использования. Лес, который государство передает пользователям, представляет собой условно учтенный ресурс: средний возраст материалов лесоустройства, являющихся основой этого учета, составляет сейчас около 20 лет, а иных источников данных о лесах у государства пока нет.

Однако именно этот условный учет служит основой для определения платы за пользование лесными участками. Это значит, под него приходится в той или иной степени подгонять и всю последующую документацию, вплоть до актов осмотра лесосек и отчетов об использовании лесов. А вот по закону №415-ФЗ древесину надо будет учитывать точно. Как будут стыковаться эти две системы учета – приблизительная при передаче леса пользователям и точная при перевозке заготовленной древесины, – непонятно. Закон этого не определяет.

Контроль за оборотом древесины, который предусматривается новым законом, в реальности можно будет обеспечить только на больших дорогах, в пунктах приема древесины крупными предприятиями или на пунктах пропуска через государственную границу. Обеспечивать контроль повсеместно просто некому – страна слишком велика для этого, а людей, работающих в лесном хозяйстве и имеющих возможность хотя бы временами отрываться от бумаг и компьютеров, осталось слишком мало.

Так что на существующие механизмы легализации ворованной древесины закон «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ…» практически не повлияет. Легализация эта происходит, как правило, еще до вывоза древесины на крупные магистрали – проводившиеся на протяжении многих лет операции «Лесовоз» и им подобные приучили даже самых незаконопослушных лесозаготовителей обеспечивать свою продукцию комплектами необходимых документов.

Наконец, введение деклараций о сделках с древесиной и специальных документов на ее перевозку приведет к появлению по меньшей мере 20 млн новых документов в год. Если же документы начнут плодиться и множиться (например, если декларации о сделках придется подавать каждой из сторон сделки, если внесение данных в ЕГАИС придется сопровождать составлением специальных актов, и т.д.), то их станет гораздо больше, и дополнительный документооборот, возможно, поглотит почти все оставшиеся живые силы лесного хозяйства. Если у работников леса совсем не останется времени на то, чтобы бывать в лесу, то лес станет совсем беспризорным, и красть его будет даже легче, чем сейчас.

Тема этой статьи Менеджмент
Отслеживать
Тема Стратегии
Вам древесного сырья хватает?
Тема Технологии
Ткань из древесины
Тема Инвестиции
Итоги конференции «Лесной комплекс России»

Комментарии

3 Комментария

  • Владимир Пикало 22.03.18 20:40

    Да, статья не актуальна. Актуально то, что системы лесной охраны юридически не существует и воссоздавать её не собираются.


  • Иван Хохлачев 22.03.18 13:18

    Не актуально. Старая статья! Сейчас 2018г.


  • Геннадий Резников 07.10.15 10:19

    Согласен с автором статьи .но все идет к тому чтобы все разрушить до основания .А затем от "разбитого корыта" кто захочет поднимать отрасль ? Интервенты ? Обидно!


Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_n71/EGAIS_po_uchetu_drevesini_rabotat_ne_budet_828/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте