Акционеры и руководители компании, решившись на выпуск облигационного займа, предварительно должны понять, насколько они готовы выполнить требования рынка. В этой статье я попытаюсь дать несколько практических советов компаниям, которые чувствуют в себе силы и желание приступить к выпуску облигационного займа.
В последнее время у инвестиционного сообщества отмечается повышенный интерес к лесопромышленным компаниям, поскольку лесная отрасль – это единственная на сегодня неконсолидированная сырьевая отрасль, которая не сгруппировалась в руках узкого круга владельцев. Кроме того, интерес инвесторов к российскому леспрому подогревают растущая капитализация отраслевых компаний за рубежом. В последнее время иностранные инвесторы активно проявляют себя на российском рынке.
Постепенно снижаются и главные требования к основным финансовым показателям эмитентов. Эта тенденция просматривается на всем рынке, проецируясь и на лесную промышленность. Год назад на рынок облигационных займов могли с успехом выйти только крупные консолидированные лесопромышленные предприятия, в основном из целлюлозно+бумажной промышленности, например, такие гиганты, как «Илим Палп».
Но размещенный в конце лета этого года займ «Национальной Лесоиндустриальной Компании» показал, что инвесторы теперь готовы идти на уступки. Дебютный выпуск облигаций отраслевой не целлюлозной компании «НЛК» был хорошо принят, что открыло дорогу на фондовый рынок и другим отраслевым компаниям «третьего эшелона».
Совет первый. Убедиться в собственных силах.
Первый совет для компании - точно определиться с целями выпуска облигаций, реально оценить свои возможности по погашению кредита. Желательна хорошая кредитная история, наличие завершенных удачных проектов. Владельцы должны постоянно стимулировать развитие компании.
Решение о выпуске облигаций должно быть сформировано на стадии выстраивания стратегии дальнейшего развития компании. От того, насколько готовы акционеры к выходу на публичный рынок, зависит судьба будущего займа, размер ставки,по которой он будет размещен и количество потенциальных инвесторов, заинтересованных в приобретении облигаций компании.
Расскажу подробнее, что обусловило успех размещения облигаций «НЛК». Во+ первых, компания предоставила неплохие финансовые показатели. При этом они могли быть лучше, но сказался ряд негативных макроэкономических факторов, произошедших в первом полугодии 2005 года.
Однако это мало повлияло на успех эмиссии. Инвесторы, которые в первую очередь смотрят на финансовую и кредитную историю, обнаружили, что «НЛК» достаточно агрессивно и эффективно развивалась в последнее время, у компании постоянно рос объем продаж, расширялся перечень входящих в группу предприятий. Они смогли сделать прогнозы того, что будет с их деньгами дальше и приняли решение о покупке. Кроме того, инвесторам в целом понравилось управление компании, как акционеры, так и менеджмент.
Они также видели, что компания готова к тому, чтобы погасить свои долги, что акционеры заинтересованы в росте капитализации компании, в ее стоимости.
Группа «Спутник», держатель контрольного пакета акций «НЛК», известна тем, что она всегда готова сделать из компании довольно приличный бизнес, и этот бизнес будет стоить дорого. Во время road show (мероприятия, связанные с презентацией займа – прим. ред.) инвесторы осознали, что через год или полтора компания сможет выйти либо на IPO, либо найти стратегического инвестора, что значительно повысит ее финансовую привлекательность.
Совет второй. Финансовые потоки компании должны быть прозрачными.
Важно, чтобы у компании, которая собирается выпустить займ, была в порядке финансовая отчетность. Большинство инвесторов, решая вопрос о кредитовании, ориентируется на финансовые показатели компании+эмитента. В этом случае желательно, чтобы отчетность компании велась не только в российской форме, но и в МСФО. Сегодня многие компании, потенциально способные выпустить займ, существуют в виде групп, состоящих из разрозненных леспромхозов, лесоперерабатывающих предприятий. Правильно и хорошо консолидировать отчетность они не умеют. В результате большинство инвесторов просто не могут в ней разобраться. Но даже те, которые способны это сделать и имеют соответствующий штат сотрудников, скорей всего не захотят этим заниматься, потому что высокие затраты на исследования финансового состояния эмитента вряд ли окупятся в последствии. Процесс упрощается, если эмитент – крупная интегрированная компания – оформлен в одно юридическое лицо. Отчетность такой компании легче анализировать, и она будет достовернее отражать все показатели.
Наличие МСФО также существенно влияет на круг заинтересованных инвесторов и на уровень процентных ставок по займу. Сам факт того, что компания ведет международную отчетность, означает, что у нее хорошо поставлены системы внутреннего учета и анализа, на высоком уровне ведется учет издержек и доходов.
Совет третий. Выбрать оптимальный размер займа.
Компания должна генерировать прибыль, достаточную для того, чтобы обслуживать все свои долги и при этом оставлять прибыль для собственного развития и выплаты дивидендов акционерам. В абсолютных показателях процентные платежи и обслуживание своего финансового долга у компании не должно превышать 30% от суммы балансовой прибыли. Адекватные процентные ставки по займу на рынке в том состоянии, в котором он существует сегодня, компания получит, если ее годовая выручка составляет не менее $80 млн. В этом случае она в течение 2–3 лет без особых усилий будет способна выплачивать $23–25 млн платежей по кредитам, либо найдет возможности для рефинансирования.
Компания, планирующая выпустить облигационный займ, должна быть в состоянии в любой момент покрыть примерно половину суммы займа за счет собственных средств и продажи собственных активов.
Сегодня на российском фондовом рынке хорошо воспринимается займ от 1 млрд рублей. Займ большим объемом более охотно воспринимается инвесторами, с точки зрения их оценки будущей ликвидности облигаций. Тем не менее, эта цифра не является пороговой, вполне можно выходить и на меньшие суммы.
Совет четвертый. Правильно выбрать организатора выпуска.
Можно назвать порядка десяти компаний, успешно размещающих облигационные займы в России. Чтобы выбрать для себя организатора займа, нужно понимать, какими возможностями он обладает. Организатор должен иметь несколько качественных отличий, совокупность которых должна складываться в способность охватить как можно большее число инвесторов.
Сегодня в России достаточно много специалистов, способных подготовить займ к выпуску. Однако только немногие из них в состоянии правильно составить «инвестиционный меморандум» – информационный документ, который должен наиболее полно и в нужном ключе раскрывать информацию о компании. Чаще всего вместо меморандума организаторы выпускают документ, похожий на рекламный буклет. Он не всегда способен заинтересовать и убедить инвестора так же, как неспособен достоверно отобразить положение дел в компании.
Также при выборе организатора выпуска нужно учитывать размер его клиентской базы. В России очень популярен выпуск займа «под себя», когда банк – стратегический партнер эмитента выступает организатором и выкупает весь выпуск или часть облигаций. Естественно, это не улучшает кредитную историю компании.
Нужно понимать, что очень малая часть компаний+организаторов может позволить себе держать штат дорогих специалистов по продажам, способных обеспечить предложение займа большому количеству инвесторов. Чтобы успешно разместить займ, организатор должен четко представлять, кому его можно продать, иметь достаточно большой лист инвесторов, знать особенности и требования каждого, должен уметь заострить внимание инвестора на эмитенте.
Опыт показывает, что работа с одним инвестором занимает порядка пяти+шести звонков и встреч в период road show. Компания+организатор должна все время держать контакт с потенциальными инвесторами, в случае чего дать необходимые разъяснения риск+менеджменту, убедить топ+менеджеров купить облигации. В таком тесном режиме работа должна вестись одновременно с сотней потенциальных инвесторов. Как правило, большинство из них в период переговоров отсеиваются, и остаются те, кто согласен с условиями выпуска облигаций, обеспечивающих приемлемую стоимость привлеченных средств для эмитента. Например, в окончательном списке заявок на покупку облигаций «НЛК» после всех согласованийи road show из списка более чем ста инвесторов осталось около сорока. Они выставили свои заявки на аукцион от имени двадцати двух брокеров, торгующих на ММВБ. Это достаточно неплохой результат для займа в 500 млн рублей.
Один очень хороший специалист по продажам способен охватить максимум двадцать+тридцать инвесторов. Соответственно, при выборе организатора займа, эмитент должен понимать, какой штат сотрудников выделит организатор для работы с займом.
Совет пятый. Выбор благоприятной ситуации на рынке.
Сегодня рынок находится на подъеме. Даже традиционное снижение деловой активности летом в этом году практически не отразилось на фондовом рынке. А с наступлением осени активность инвесторов выросла.
Несмотря на то, что кредитное качество «НЛК» на момент размещения облигаций было не лучше, чем у подавляющего большинства эмитентов, займ был размещен достаточно успешно. Основными инвесторами выступили управляющие компании, паевые инвестиционные фонды и страховые компании, что само по себе говорит о том, что интерес рынка к этой эмиссии был очень высок. Эта категория инвесторов, в отличие от банков, хороша еще и тем, что не зависит от сезонных скачков ликвидности на рынке. Они ориентируются в меньшей степени на финансовые показатели компании и в большей степени на качество менеджмента, корпоративное управление, перспективы развития бизнеса и тому подобное.
Банки, наоборот, очень восприимчивы к состоянию рынка. Службы риск+ менеджмента банков определяют качество эмитента по некоторому набору финансовых коэффициентов, которые сами для себя определяют. Увидев не очень стабильные финансовые показатели компании за последнее полугодие, банки не очень активно отреагировали на эмиссию облигаций «НЛК».
Но даже если решение собственника компании о выпуске займа было принято в период спада на рынке, не стоит откладывать эмиссию надолго. Российское законодательство позволяет в любой день в течение года после регистрации займа в ФСФР разместить его на фондовом рынке.
Хотя абсолютно точно никто не может сказать, каким будет рынок завтра, все же лучше готовить займ заблаговременно, поскольку его подготовка в среднем занимает не менее трех месяцев.
В последнее время облигационный рынок переходит из разряда чисто банковского кредитования в разряд настоящего фондового рынка, где инвесторами выступают и другие финансовые институты. Структура инвесторов в России начала приобретать те же формы, что и на фондовых рынках во всем остальном мире. Выпуск облигаций можно назвать лакмусовой бумажкой, показывающей рынку реальное состояние компании. И если у компании есть потребность в крупных инвестициях, то эмиссия облигационного займа – это очень хороший способ взять в долг, а в дальнейшем привлечь инвестиции непосредственно в основной капитал.
Комментарии