Индустрия фанеры в России развивается бурными темпами. Строительство новых цехов, модернизация оборудования, постоянное увеличение мощности привели к тому, что за первые шесть месяцев этого года производство фанеры выросло на 13,2% по сравнению с первым полугодием 2004 года. При этом производители столкнулись с проблемой сбыта своей продукции как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В результате цены на рынке фанеры поползли вниз. Отраслевые аналитики утверждают, что такая тенденция продлится недолго: помощь российским фанерщикам окажет самый непредсказуемый фактор влияния на рынок – погодные условия.
Рынок фанеры в России до сих пор не приобрел четкой структуры. Даже самые крупные российские трейдеры не могут гарантировать производителям устойчивой реализации их продукции. В России нет четко выстроенного рынка сбыта, поскольку предприятия отраслей-потребителей – строительной и мебельной, зависят от благосостояния россиян, стабильность роста которого каждый день находится под вопросом.
Тем не менее, незначительный рост потребления фанеры на российском рынке все же происходит, и связан он с увеличением объемов строительства и ростом продаж мебели на внутреннем рынке. Впрочем, российская индустрия фанеры всего около 30% своей продукции поставляет на внутренний рынок, львиная доля оставшегося объема экспортируется в США и Европу.
В конце лета 2005 года производители ощутили падение цен на фанеру на мировом и российском рынке. Менеджер по снабжению трейдерской компании ООО «Риал ресурс» (Екатеринбург) Надежда Мусохранова отмечает, что цена в течение лета упала очень сильно. Факторов, повлиявших на падение, несколько.
По словам коммерческого директора ООО «Сыктывкарский фанерный завод» Виктора Уварова, первая причина заключается в смещении большой доли поставок фанеры с внешнего рынка на внутренний: «Производителей привлекла более интересная цена на внутреннем рынке. По некоторым видам фанеры цена в России выше, чем за рубежом. Например, по квадратной и ламинированной фанере».
Светлана Кочеткова, директор по маркетингу ОАО «Севертара» также считает, что плавное снижение цен связано с тем, что большая часть экспортной продукции попадает на внутренний рынок. При этом масштабы экспортирования, по ее словам, «абсолютно не снизились». «Если взять в чистом виде объем экспорта этого года по отношению к прошлому году, то он вырос примерно на 6%. В некоторой степени к увеличению экспорта привел запуск новых производственных площадей», – говорит Кочеткова. – «По статистике объем выпускаемой фанеры в России в 2004 году по сравнению с другими годами увеличился на 230 тысяч кубометров. И это большая цифра.
Рост объемов производства в первом полугодии этого года зафиксирован на отметке 13,2% по отношению к такому же периоду прошлого года. При увеличении объема производства экспорт остался практически на том же уровне. Оставшиеся 230 тысяч кубометров упали на внутренний рынок, в следствие чего цены плавно пошли вниз».
Работая на одном из самых высокодоходных рынков лесной промышленности, производители фанеры имеют возможность постоянно развивать производство, наращивая мощности. К примеру, за первые шесть месяцев 2005 года объем производства фанеры увеличился на 13,2%. (Таблица 1). По данным аналитиков компании Lesprom Network, к 2010 году производство вырастет на 34% до 2,8 млн куб м (Таблица 2).
В связи с этим в российской индустрии фанеры экспортные поставки растут медленно, зато внутренний рынок начинает переполняться продукцией (Таблица 3) Владимир Свалов, директор по экспорту и маркетингу ТПК «Юнайтед Панел Груп», опасается возникновения «снежного кома», когда крупные российские производители «запаникуют и резко начнут снижать цены на внутреннем рынке». В этом случае, производители фанеры понесут колоссальные убытки.
Однако пока они ведут себя относительно сдержанно, и столь катастрофические последствия в ближайшем будущем не просматриваются.
Производитель фанеры ЗАО «Фанком», в структуре продаж которого поставки на экспорт занимают 90%, в ближайшее время планирует инвестировать в модернизацию производства около 20 млн евро. Фактически модернизация обернется новым заводом по производству фанеры мощностью 80 тыс куб м, общее производство фанеры на предприятии составит180 тыс м куб в год.
Скорей всего дополнительно выпущенная фанера попадает на российский рынок.
Заместитель коммерческого директора предприятия Олег Климин считает, что цена фанеры на американском рынке, который является для компании основным, с начала года значительно выросла. Произошло это по многим причинам, среди которых стоимость морского фрахта, выросшая с января до июня на 15%.
При этом в стоимостном выражении цена фанеры на внешних рынках традиционно ниже, чем внутри страны, и потому прибыль и без того невысока. И все же продавать фанеру за океан для российских производителей выгоднее, поскольку за рубежом имеются крупные заказчики, готовые в отличие от российских покупателей подписывать долгосрочные контракты.
Впрочем, с наступлением осени динамика цен стала медленно менять направление. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что к концу года цена на фанеру все же поднимется. Рост прогнозируется в пределах 5%. По их мнению, в числе прочего развитию рынка фанеры будут способствовать производители мебели. Менеджер по маркетингу компании «Свеза» Алла Поздеева напоминает, что осенью традиционно после летнего затишья активизируется мебельная отрасль. Особенно это актуально для европейского рынка. «На экспортных рынках и у нас в России цены на фанеру будут расти до конца года», – говорит она.
По мнению Климина, рост рынка также будет продолжаться до конца года в России: «Основными потребителями на внутреннем рынке являются строители, а они обычно стремятся закончить работу до нового года. Соответственно, будет расти спрос. Кроме того, выросли цены на сам круглый лес – лесозаготовки в фактическом объеме не растут, а потребление сырья увеличивается. Потому с началом лесозаготовительного сезона цены на сырье вырастут, и как следствие, в начале октября все производители будут пересматривать цены на готовую продукцию в сторону повышения».
Аналитики отмечают, что на снижение объема лесозаготовки в России влияли внешние и внутренние негативные экономические факторы, такие как январский ураган в Европе, летний трудовой конфликт в Финляндии. Продолжившаяся инфляция повлияла на рост стоимостиперевозок, горюче+смазочных материалов и затрат на электроэнергию. Рост цен на фанеру в большей степени происходит и в связи с ростом цен на сырье.
Надежда Мусохранова также уверена, что к концу года цена фанеры вырастет: «Цены вырастут в связи с ростом затрат на круглый лес, ГСМ, транспортировку и тому подобное. Я полагаю, что к концу сентября произойдет увеличение цен на фанеру примерно на 5%. А к концу года эта цифра вырастет приблизительно на 7–10%».
Тем временем европейский рынок, еле переваривший поваленную ураганом древесину, для российских производителей фанеры в этом году не преподносил никаких сюрпризов. Цены остановились и практически весь текущий год держались на одном уровне с небольшими увеличениями.
Виктор Уваров оценивает рынки стран северной Европы, например Германии, более активными, чем южные рынки, например, как итальянский. По его мнению, «до нового года больших изменений на внешних рынках не будет».
«Цены, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, останутся на одном уровне», – считает он.
Еще одной причиной, из+за которой предполагается рост цен на фанеру, станут ураганы «Катрина» и «Рита». Нет сомнений, что они сильно повлияют на экономику США.
После того, как в начале сентября «Катрина» пронеслась по югу США, цены на пиломатериалы и древесные плиты в Северной Америке резко выросли в ожидании массового строительства. Как отметил представитель Canadian Lumber Reporter, от 12 до 18 лесопильных комбинатов, расположенных в пострадавших от урагана регионах, были остановлены из+за наводнений, недостатка электроэнергии или из+за того, что подъезды к ним заблокированы.
Несомненно, что фанера – один из самых распространенных конструкционных материалов, также в течение нескольких следующих месяцев будет остро востребована на американском рынке. «По крайней мере, кратковременный всплеск цен, который происходит на рынках плитных материалов США, может иметь место», – считает Алла Поздеева.
В то же время, изменения на рынке самой экономически стабильной страны мира не могут не вызвать изменения на мировом рынке. Ожидается, что внутрироссийские цены на фанеру будут находиться под влиянием цен на фанеру в Америке.
С начала года рост российской лесной промышленности происходил не так интенсивно, как в предыдущие годы. Сказались негативные макроэкономические факторы. Стоящее особняком в структуре отрасли производство фанеры отличается высокой ликвидностью, и потому производители имеют возможность развиваться более стремительными темпами. В результате резкого повышения мощностей фанерная индустрия России в этом году выпустила дополнительные объемы продукции, на что рынок отреагировал падением цен.
Однако, как полагают отраслевые аналитики, в дальнейшем цены будут расти.
Комментарии