В XIX в. впервые было организовано управление лесами на местах – в губерниях появились лесничества, а для охраны леса был учрежден Корпус лесничих.
В XIX в. впервые было организовано управление лесами на местах – в губерниях появились лесничества, а для охраны леса был учрежден Корпус лесничих.
В 1802 г. Александр I утвердил новый «Устав о лесах», который должен был способствовать развитию управления лесами, их сбережению и эффективному использованию. Устав определял обязательные правила ведения лесного хозяйства в казенных лесах, которые делились на годовые лесосеки. Число лесосек зависело от свойств лесов и местности. По свойствам леса делились на три статьи: лес лиственный, черный и твердый; лес лиственный, белый и мягкий; лес хвойный, красный и высокий. Территория государства подразделялась на три полосы: северная, средняя и полуденная. Для каждой статьи в каждой полосе назначался максимально возможный годовой объем вырубки леса, обеспечивающий постоянство лесопользования, то есть годичная лесосека.
Первые основы неистощимого лесопользования были заложены в начале XIX века, во время царствования Александра I. Лесосеки тогда предписывалось вести против сильных ветров, а в гористых местах располагать по косогору снизу вверх. По возможности их закладывали «несколько поперек и деревья рубили сряду или чересполосно», оставляя на лесосеке от 20 до 25 лучших деревьев – семенников. В заводских лесах было установлено делать лесосеки в разных местах, а не рядом, чтобы сплошной рубкой не истребить насаждения на большом пространстве.
По Уставу все леса, за исключением собственности дворянства, находились в непосредственном управлении и распоряжении Лесного департамента, созданного в 1799 г. Таким образом, департаменту были переподчинены заводские леса, находившиеся с 1800 г. в ведение Берг-коллегии. Лесному департаменту были предоставлены полномочия наравне с Государственными коллегиями. Глава департамента – главный директор государственных лесов «избирался и определялся Императорским Величеством» и подчинялся императору, Сенату и министру финансов. Директор был обязан ежегодно представлять Сенату и министру финансов сведения о состоянии лесов, их разведении, а также о лесных доходах. Управление Лесного департамента состояло из директора государственных лесов, шести советников и трех членов, по одному от Адмиралтейств-коллегии, Берг-коллегии и Коммерц-коллегии. Первый – по делам, относящимся к лесам корабельным, второй – к лесам заводским и третий – по экспорту леса. Сотрудники департамента занимались сбором данных о состоянии леса, составлением планов и генеральных карт с подробным описанием массивов (удаленность их от рек, заводов, фабрик, населенных пунктов). Также в обязанности ведомства входила охрана лесов, получение с лесов доходов, лесовосстановление и контроль за соблюдением закона всеми подчиненными департаменту службами и лицами.
Кроме того, в обязанности Лесного департамента входило обеспечение лесоматериалами безлесных районов, внутренняя и внешняя торговля древесиной, разведение государственных лесов (преимущественно корабельных) близ рек, морей, портов и пристаней. В 1803 г. были созданы Лесные комиссии, которые отделили крестьянские леса от казенных. В 1805 г. были выделены леса для Пермских соляных заводов. После учреждения в Министерстве финансов в 1806 г. Горного департамента все леса, прилегающие к казенным и частным заводам, были переведены под его управление. А в 1808 г. при организации Департамента уделов для управления удельными землями, имуществом и крестьянами императорского двора из Лесного департамента были переданы в его ведение лежащие в тех местах леса. Лесная дача, расположенная в окрестностях Москвы, в 1809 г. была отдана в ведомство Экспедиции Кремлевского строения. Перейдя в ведомство Министерства финансов, Лесной департамент вплотную занялся организацией лесного управления в губерниях. К 1805 г. органы местного самоуправления были созданы только в четырех губерниях, а в восьми находились на стадии формирования.
В соответствии с царским Указом от 12 марта 1798 г. штат местного лесного управления состоял из 40 обер-форстмейстеров 6-го класса, по одному в каждой губернии (с жалованием в 6 крупнейших губерниях по 750 руб., в остальных 34 – по 650 руб. в год). При каждом обер-форстмейстере состояли: секретарь (с жалованием 250–450 руб.), два канцеляриста (80–100 руб.), четыре копииста (50–60 руб. в год). На канцелярские расходы каждому обер-форстмейстеру отпускалось по 100 руб. в год. При казенных лесах во всех губерниях работало 160 форстмейстеров девятого класса с жалованием 250–300 руб. Каждый форстмейстер имел двух учеников с содержанием 80 руб. в год. В 31 губернии временно «до тех пор, пока леса будут описаны, сняты на план и положены на генеральные карты» в штатах числилось 124 землемера (300–400 руб. в год). Кроме этого, каждому землемеру ежегодно выделялось 120 руб. на приобретение краски, бумаги и необходимых инструментов. Обер-форстмейстерам и форстмейстерам сверх окладного жалования полагались деньги на содержание лошадей – четырех и двух соответственно.

В начале XIX в. особое внимание уделялось подготовке лесных чиновников. Было предложено посылать молодых людей за границу. Кроме того, Лесной департамент приступил к организации специальных школ. Первая такая школа – Практическое лесное училище – была основана в 1803 г. в Царском селе. Курс обучения длился три года, количество обучающихся составляло 20 человек. Их предполагалось набирать из числа вольноопределяющихся (людей, поступивших на военную службу рядовыми по своей воле, из свободных сословий), гимназистов и студентов Московского университета не моложе 18 лет. Царскосельское лесное училище в 1811 г. было переведено в Санкт-Петербург и переименовано в Форст-институт. В 1804 г. в г. Козельске Калужской губернии было открыто новое училище – Лесной институт с трехлетним курсом для обучения лесоводству 30 воспитанников. В 1813 г. это учебное заведение было присоединено к Форст-институту в Санкт-Петербурге.
По мере развития экономики и внутреннего рынка финансовое значение казенных лесов существенно возрастало. Начали появляться лесные таксы и правила продажи леса не только в центральных, но и в отдаленных губерниях. В 1810 г. были изданы правила «для нового порядка продажи леса и казенных дач за попеченные, посаженные или поштучные деньги». В Москве, Санкт-Петербурге и Казани были открыты магазины лесной торговли. В качестве поощрения лесным чиновникам выплачивалось по 5% со всех доходов, поступающих в казну. Продажа леса за границу по-прежнему была запрещена, за исключением валежника из приграничных с Пруссией лесов. Взимание попенной платы за лес, вырубаемый для постройки морских купеческих судов, было заменено взысканиями пошлины с каждого фута длины по килю судна, за мачты же платилась тройная попенная цена.
Точно так же была назначена посаженная пошлина с барок (плоскодонное речное судно), сообразно их величине, и поштучная пошлина с плотов, используемых в Архангельской и Вологодской губернии вместо барок для перевозки товаров. Кроме того, был урегулирован бесплатный отпуск леса. Он разрешался: погорельцам, на ремонт дорог и мостов, переселяющимся казенным крестьянам на строительство жилищ. В первое десятилетие существования Лесного департамента был решен ряд основополагающих вопросов в сфере лесного управления. Однако в начале 1812 г. Лесной департамент прекратил свое существование и вошел в состав Департамента Государственных имуществ, состоявший из семи отделений, два из которых ведали корабельными и казенными лесами.
Отделение корабельных лесов занималось их управлением, снабжало лесоматериалами Адмиралтейство и военное ведомство. Отделение казенных лесов курировало все государственные леса (куда не входили корабельные и отведенные к гор-ным заводам и фабрикам). В период царствования Николая I распределение казенных лесов между различными ведомствами продолжилось. В результате проведенной в 1826 г. коренной реформы местного лесного управления, обер-форстмейстеры, состоявшие в губерниях, были переименованы в губернских лесничих. Они вместе со своими канцеляриями вошли в состав казенных палат, которые в то время управляли казенным имуществом в губерниях и подчинялись Департаменту Государственных имуществ Министерства финансов. Форстмейстеры были переименованы в ученых и окружных лесничих; форстмейстерские ученики – в помощников окружных лесничих; ферстеры – в младших лесничих, а унтер-офицеры – в подлесничих.
Губернии были разделены на округи, а они, в свою очередь, – на лесничества, лесные участки и дистанции. В среднем губерния включала в себя четыре округа, в каждом из которых предусматривалось не менее трех лесничеств и лесных участков. Наиболее важным участком руководил окружной лесничий, а ответственность за остальные участки ложилась на лесничих и подлесничих. Лесничества и лесные участки делились на дистанции, где непосредственную охрану лесов осуществляла лесная стража, которая состояла из лесных объездчиков и сторожей, набираемых за плату из местного населения. На каждые десять объездчиков полагался один старший лесной объездчик, «которые, в случае каких-либо нарядов – для прекращения пожаров, очистки лесов от разбойников, или по другим обстоятельствам – служили и за унтер-офицеров». Всего в 1830 г. в стране по штату числилось 402 объездчика и 504 сторожа.
В конце 1832 г. было издано «Положение о постоянной лесной страже», которую «в виде опыта» предполагалась устроить в четырех губерниях. Лесную стражу планировалось комплектовать из семейных казенных крестьян или отставных военных и размещать вблизи казенных лесных дач, вне деревень. В каждом семействе лесной стражи должны быть: хозяин, служащий, пеший стрелок с помощником, запасные стрелки, неспособные и малолетки. Охрана леса возлагалась на служащих стрелков и их помощников, и только в случае необходимости – на запасных стрелков, хозяев и малолеток. Надзор над «поселенной стражей» возлагался на объездчиков, назначенных из отставных нижних воинских чинов, по их собственному желанию.
Срок службы лесной стражи должен был составлять 20 лет, при этом люди, служащие в ней, освобождались от платежа государственных податей, земских и рекрутских повинностей и от военного постоя. Это начинание принесло положительные результаты, и в 1839 г. был учрежден Корпус лесничих. Руководство этой структурой осуществлял инспектор Корпуса лесничих, имеющий чин командира полка и подчиняющийся министру Государственных имуществ. При нем было учреждено дежурство из штаб-офицера, старших адъютантов и канцелярских чиновников. Руководство на местах осуществлялось чинами губернского лесного управления. Для охраны лесов учреждалась постоянная лесная стража, действующая на основе принятого разделения на обходы, дистанции или объезды, лесничества и лесные участки, округи. Охрана обхода осуществлялась стрелком с его помощником и запасными стрелками.
В объезде надзор осуществлял лесной конный объездчик, или унтер-офицер, в лесничестве начальствовал лесничий, в лесном участке – подлесничий на правах ротного командира. В округе командовал лесной стражей окружной лесничий на правах батальонного командира. По «Положению о Корпусе лесничих» низшие чины постоянной лесной стражи производились в унтер-офицеры. За отличное исполнение обязанностей они удостаивались награждения медалями и денежными премиями. Впоследствии на нижние чины лесного ведомства были распространены «преимущества», предоставляемые низшим воинским чинам, – они награждались за выслугу лет знаками отличия Святой Анны и нашивками на левом рукаве мундира. Сверх денежного содержания им предоставлялись в пользование участки земли до 30 десятин (одна казенная десятина = 2400 саженей или 1,09 га).
Раздробление центрального управления лесами между тремя департаментами приносило определенные неудобства. И в 1843 г. вновь был образован Лесной департамент под руководством директора из числа генералов Корпуса лесничих. В 1894 г. было учреждено Министерство Земледелия и Государственных имуществ, к которому перешло управление Лесным департаментом. Его структура существенно не изменилась – он управлялся директором, которого назначали из чинов Корпуса лесничих.
Комментарии