В период правления императора Павла I было положено начало системе государственного управления лесами на всей территории России.
После смерти Петра I начались изменения в управлении страной, которые коснулись и лесного хозяйства. В 1726 г. вальдмейстерские канцелярии, как и сама должность вальдмейстеров, были упразднены, а леса переданы в ведение воевод. Однако это повлекло за собой расхищение лесных богатств, и уже в 1730 г. в Казанской губернии, а в 1732 г. по р. Волга, Онежскому, Ладожскому и Ильменскому озерам должность вальдмейстеров была восстановлена. Общее управление лесами, расположенными по рекам Двине, Дону и Днепру с притоками, возложили на губернаторов и воевод, а местный контроль – на надзирателей, выбранных из дворян.
Указом 1732 г. Адмиралтейская коллегия обязывалась «охранять, подчищать и производить в удобных местах посев лесов, причем сеять не слишком редко, не слишком густо, а как к наилучшей пользе благопотребно быть может». Подробные правила лесоводства были определены в «инструкции или уставе о заводе и о севе для удовольствия Ея Императорского Величества флота, вновь лесов». В этом указе впервые упоминаются форстмейстеры – специалисты, нанятые в Германии специально для наблюдения за лесами и засеянными пространствами. Каждый форстмейстер должен был обучить своей профессии шесть человек. Всем местным органам власти предписывалось всячески содействовать их работе.
В царствование Елизаветы Петровны значимых изменений в системе управления лесами не произошло. На местах оно по-прежнему осуществлялось вальдмейстерами, которые, будучи на собственном обеспечении, находились в бедственном положении. На это обратил внимание Сенат, поручивший Адмиралтейской коллегии принять меры. Однако из-за нехватки средств в казне эта проблема так и не была решена.
Из Адмиралтейства – в Казенные палаты
Со временем существовавшая система лесоустройства, особенно в области управления лесным хозяйством, показала свою несостоятельность. И в 1762 г. указом Екатерины II дворяне были освобождены от обязанностей вальдмейстеров, которые они исполняли без государственного жалования.
По решению Сената охрана леса поручалась офицерам и солдатам, состоящим при валдьмейстерах, служителям Адмиралтейской конторы, сотским (выбранным) селений. Корабельные леса по-прежнему находились в ведении интендантской экспедиции Адмиралтейства, возглавляемой генерал-интендантом, одним из семи членов коллегии. Экспедиция вела учет как заготовленного, так и растущего леса, а также контролировала доставку лесоматериалов для Адмиралтейства. По регламенту на экспедицию были возложены обязанности по определению времени рубки и способа доставки леса.

Кроме того, эта служба отвечала за разделение леса на округа и назначение к каждому округу смотрителей. При этом особо оговаривался уход за молодыми лесами. Ответственность за их состояние возлагалась на форстейстеров. Также экспедиция должна была иметь точные и подробные сведения о состоянии леса: возраст, количество, качество, местонахождение. Все остальные леса, кроме корабельных (как казенных, так и лежащих в дачах экономических крестьян), были переданы в управление Казенных палат, занимавшихся финансовыми делами и государственным имуществом. В 1769 г. палатам было предписано измерить и разделить находящиеся в их юрисдикции леса на 30 частей, определить и строго контролировать порядок передачи лесосек в рубку.
Лес из годичных лесосек в казенных дачах, оставшийся после удовлетворения потребностей казны и крестьян, предлагалось продавать. Надзор за лесами и их охрана возлагались на полесовщиков, выбираемых в каждой вотчине самими крестьянами. С этого времени характер российского лесного законодательства начинает изменяться, так как лес не только обеспечивает нужды флота, но и приносит ощутимый доход казне. Указом от 1782 г. все леса, ранее принадлежавшие Адмиралтейству, со всеми лицами, ведущими контроль, были переданы в управление Казенным палатам. В 1766 г. Екатерина II приняла указ «О производстве генерального межевания», в результате чего были получены первые достоверные планы казенных лесных дач.
Кроме того, была предпринята попытка организовать преподавание лесной науки для подготовки российских специалистов. Для этого были открыты четырехлетние курсы по подготовке вальдмейстеров. Однако сведений об их работе не сохранилось. Кроме того, в 1782 г. императрица отменила строгие запретительные указы Петра I, а частным лесовладельцам предоставила право пользоваться своими лесами по собственному усмотрению.
Указ от 1784 г. утвердил право Адмиралтейства рубить леса во всех казенных дачах без оплаты. Для всех других леса, даже на казенные надобности, разрешалась рубить только с уплатой «попенных денег». В 1786 г. был разработан и утвержден «Устав о лесах», согласно которому вся территория России делилась на три полосы: северную, среднюю и полуденную. Кроме того, все леса подразделялись на три категории: высокоствольные, малорослые и кустарники.
В свою очередь, высокоствольные леса были поделены на три вида: черный твердый, белый мягкий, красный хвойный. Устав определил круг обязанностей чиновников и порядок ведения лесного хозяйства. Заводы, фабрики, селения и деревни, находившиеся под контролем Казенных палат, должны были создать «заказные рощи для кораблестроения». Для этого отделялась пятая часть высокоствольных черных и красных лесов, которые окапывались рвами. Рубка в них велась с разрешения царя или Сената. Остальные казенные леса разделялись на лесосеки, число которых определялось в соответствии с полосой, категорией и видом леса.
Помимо этого, правительство заботилось о воспроизводстве лесных богатств. Местным органам власти предписывалось на месте срубленных деревьев сажать новые. В соответствии с уставом годовые лесосеки делали не шире 20 саженей (1 сажень = 2,13 м) и располагали их против ветра, в гористых местах лесосеки делали по косогору снизу вверх, а деревья рубили чересполосно. Для естественного осеменения в высокоствольных лесах предписывалось оставлять от 20 до 30 семенных деревьев.
Рубку строевого леса производили, когда «у дерева сок в корни», то есть зимой. Эти правила не распространялись на полуденную полосу – Екатеринославскую (Днепропетровскую) губернию и Таврическую обл. (Крым). Указом от 1787 г. предписывалось сеять и сажать леса в казенных дачах, приглашая для этого и частных владельцев. При этом предусматривалось денежное стимулирование. На все эти мероприятия отпускалось из казны 10 тыс. руб.
Централизованное управление
Большое количество жалоб на сильное истребление казенных лесов заставили правительство провести реформы лесного управления. В 1798 г. Павел I принял указ «О составлении при интенсивной экспедиции государственной Адмиралтейской коллегии особого департамента для лесной части». Для этого всех чиновников, форстмейстеров и вальдмейстеров объединили в Лесной департамент. Царским указом 1799 г. был утвержден его состав, определен список лиц для занятия вакантных должностей. В департамент входили четыре старших советника, два младших и шесть секретарей.
При этом две должности старших советников являлись генерал-майорскими. Управление Лесным департаментом было поручено адмиралу Осипу Михайловичу Дерибасу. Таким образом, в 1798 г. управление лесами было централизовано. В 1802 г. учредили Министерство финансов и зачислили в его состав Лесной департамент. В 1811–1837 гг. департамент государственных имуществ Министерства финансов стал осуществлять контроль за лесной частью. В 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, а в 1839 г. образован Корпус лесничих.

Первые нормативные акты по вновь созданному департаменту касались распределения дел по губерниям между советниками. Все губернии были распределены на шесть отделений, от двух до десяти губерний в каждом. Местное лесное управление состояло из 40 обер-форстмейстеров, по одному в каждой губернии, и 160 форстмейстеров. Кроме того, в 31 губернию для описания лесов были командированы 124 землемера. Обер-форстмейстеров и форстмейстеров назначали из числа специалистов в лесном деле. В их обязанности входила не только охрана, но и разведение лесов. Они должны были определить площадь лесных угодий, находившихся в их ведении, свойства древесных пород, их технические качества, а также способы выращивания леса.
К сожалению, эти требования не всегда выполнялись, так как в России не было лесной школы. Тем не менее все желающие занять места обер-форстмайстеров сдавали экзамен по лесоводству. В 1799 г. была предпринята попытка начать подготовку лесных специалистов за рубежом. Четыре воспитанника Морского корпуса были отправлены в Англию для изучения разведения корабельных лесов. В 1800 г. учредили форстмейстерский класс при Морском корпусе для обучения 35–50 кадетов лесным наукам. Однако исторических свидетельств о работе этого класса нет.
Форстмейстеры обеспечивали охрану леса от самовольной порубки и пожаров. Однако из-за того, что лесная стража состояла из крестьян близлежащих селений, должное сбережение лесов не обеспечивалось. Позднее предпринимались попытки вместо лесных надзирателей назначать отставных солдат. Это был прообраз профессиональной лесной охраны. Солдаты, кроме квартиры и провианта, получали жалование в размере 24 руб. в год. Так появились низшие должности лесных чинов для непосредственного руководства лесной охраной – ферстеры и унтер-ферстеры.
Лесовосстановление
Для того чтобы предотвратить возможный дефицит корабельного леса, по инициативе адмирала Дерибаса было решено разводить леса вдоль рек, что обеспечивало возможность его сплава в Санкт-Петербург и его окрестности, где работали судоверфи. Финансировался этот проект из доходов от продаж леса. Впоследствии в указе от 1 марта 1800 г. «О лесном торге» говорилось: «…дабы не потерять самим недостатка в лесе... заводить посевами новые рощи», для этого, сверх положенной по тарифу экспортной пошлины, Лесной департамент взимал такую же сумму на лесоразведение. А в 1801 г. в целях лесовосстановления планировалось посадить шесть сотен корабельных рощ. Однако этот проект не был утвержден правительством и остался только на бумаге.
По устройству казенных лесных дач, охране лесов, надлежащему лесопользованию и ограничению бесплатного отпуска леса в короткое царствование императора Павла I было издано более двадцати законодательных актов. Это говорит о том, что казенные леса уже рассматривались правительством как источник государственных доходов. Лесные материалы из казенных лесов продавались только по необходимости и по специальным тарифам. Причем сосновые стволы, пригодные для кораблестроения, рубить не разрешалось.
Однако рубка казенного леса на постройку частных судов была по-прежнему разрешена, но попенная плата заменялась взиманием пошлины с размеров судна – за каждый фут длины киля. В 1799 г. были выпущены правила заготовок корабельного леса для военного флота. Контроль за их соблюдением возлагался на командира казанского адмиралтейства, а непосредственное местное управление – на особых инспекторов из флотских офицеров. Заготовка должна была производиться служилыми татарами (лашманами) под надзором и руководством адмиралтейских плотников – по одному на каждые двенадцать лашманов. Были определены сроки лесозаготовок – 60 рабочих дней с 1 октября по 18 декабря.
Таким образом, было увеличено число жителей Казанской, Нижегородской, Вятской, Саратовской, Оренбургской губерний, приписанных в лашманы, – со 112 до 610 тыс. человек. Для того чтобы удовлетворить нужды крестьян в древесине, были изданы правила «вырубки лесов на постройку домов казенных крестьян и о дозволении им для домашних нужд жечь залу, снимать кору и сидеть деготь». Крестьянам разрешалось заготавливать еловые деревья без платежа «попенных денег». Погоревшим крестьянам отпускали по 25 корней на двор. Казенным крестьянам, поселенным на землях, непригодных для хлебопашества, разрешалось строить на продажу речные суда из казенных лесов, без взыскания «попенных денег», но с уплатой пошлины по постройке и продаже судов. Кроме того, разрешалось рубить казенный лес для домашних потребностей без платежа «попенных денег».
Михаил Остреров 29.04.20 18:08
Статьи о лесопользовании, лесной науке нужны для объяснения гражданам, чем владеем. Для повышения уважения к природе. Спасибо.