В США крупные торговые сети формата DIY (Do-It-Yourself, «сделай сам») вытесняют с рынка мелкие и средние деревообрабатывающие компании. В России такое развитие событий, по мнению лесопромышленников, пока не представляется возможным, так как рынок этот еще не насыщен.
О том, что в США небольшим компаниям, занятым в сфере деревообработки, приходится туго, сообщило недавно агентство Аssociated Рress, в качестве примера приведя историю семейного деревообрабатывающего предприятия Rennekamp Lumber, основанного еще в 1929 г. в Лоуренсвилле (шт. Джорджия, США).
В 1950-е гг. в этом городе работало 74 фирмы, занимавшихся производством и продажей пиломатериалов. К 2013 г. осталась только Rennekamp Lumber. Уход небольших деревообрабатывающих компаний с рынка обусловлен прежде всего тем, что в последние десятилетия американцы предпочитают делать покупки в крупных торговых строительных сетях. В результате мелкие и средние компании не выдерживают конкуренции и разоряются.
В России формат DIY хоть и прижился, но пока еще не получил такого широко распространения, как в США и Европе. Во многом это обусловлено тем, что гипермаркеты формата DIY появились в России сравнительно недавно – в 2003 г. и пока присутствуют лишь в городах-миллионерах.
По данным консалтингового агентства INFOLine, на начало 2013 г. доля крупнейших международных игроков рынка розничной торговли DIY, представленных на территории РФ, составила почти 20%. На сегодняшний день в 13 странах Центральной и Восточной Европы работает 565 гипермаркетов OBI. В России эта сеть представлена всего 19 магазинами.
Другой крупный игрок на этом рынке – «Леруа Мерлен» – имеет 325 магазинов во всем мире. Из них только 27 находятся в России. Еще одно отличие российского рынка DIY заключается в том, что строительные материалы не являются главной статьей доходов магазинов.
По словам генерального директора сети «Метрика» Алексея Иовлева, основную долю составляют покупатели с небольшим чеком, которые планируют какие-то локальные улучшения в своем доме: поменять люстру, вкрутить новую лампочку, повесить полку. Строительные материалы потребители, как частные лица, так и компании, занимающиеся строительством и ремонтом, по-прежнему предпочитают приобретать на оптовых рынках.
Развитие российского рынка DIY, по мнению экспертов, затрудняется плохо налаженной логистикой. Если в Европе, например, у OBI 90% логистических расходов берут на себя поставщики строительных материалов, то в России эти затраты берут на себя сети, что в результате сказывается на конченой стоимости продукции. Со своей стороны, лесопромышленные компании, производящие пиломатериалы, отмечают, что в России, в отличие от европейских стран, плохо налажена дистрибуция пиломатериалов.
По мнению генерального директора компании RusForest Матти Лехтипуу, из-за отсутствия крупного дистрибутора пиломатериалов производители вынуждены реализовывать свою продукцию на небольших рынках, расположенных недалеко от заводов, где производятся, и небольшими объемами. Тогда как в Европе дистрибуция ложится на плечи компаний, занимающихся продажей строительных материалов, то есть профессиональных потребителей пиломатериалов, обладающих собственными складами.
Имеется еще ряд причин, из-за которых производители и поставщики пиломатериалов не очень охотно сотрудничают с сетям. Существует несколько видов бонусов, которые поставщики выплачивают сетям DIY: плата за вход и ретро-бонус, то есть скидка на общую стоимость продукции без учета НДС, отгруженной за отчетный месяц. А средняя цена контракта для поставщика российских сетей DIY составляет 19–21% от стоимости поставки.
По данным УК «Финам Менеджмент», в последние два-три года рынок DIY демонстрировал темпы роста на уровне около 15%. Объем этого рынка оценивается сегодня в достаточно широком диапазоне – от $18 до $26 млрд, что объясняется сравнительно низким уровнем прозрачности и различными методиками оценки.

Однако по мнению экспертов, международные игроки пока не до конца реализуют свой потенциал на российском рынке. И в ближайшие годы рынок DIY России продолжит расти, ведь для иностранных сетей он по-прежнему остается одним из наиболее привлекательных.
Комментарии