В первом полугодии 2013 г., по данным Федеральной таможенной службы России, объем экспорта газетной бумаги в РФ снизился на 38,8%. По мнению экспертов, это во многом было связано с длительным простоем производства на ОАО «Кондопога». В первом полугодии 2013 г. из-за практически полной остановки производственных мощностей, комбинат изготовил существенно меньший объем газетной бумаги, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако падение производства «Кондопоги» в целом не отразилось на объемах поставок на внутренний рынок, считает генеральный директор ОАО «Волга» Константин Малышев. «Снижение объемов производства газетной бумаги сказалось только на экспортных поставках, – рассказывает эксперт. – Внутренний рынок был покрыт на 100%». В Европе, согласно отчету норвежской компании Norske Skog, экспорт газетной бумаги с января по май 2013 г. упал на 17%.
Рынок газетной бумаги как в России, так и за рубежом на протяжении нескольких лет переживает кризис. Это во многом связано с постепенным замещением бумажных носителей электронными, а также с перепроизводством продукции. Спрос на газетную бумагу из года в год демонстрирует отрицательную динамику.
Как рассказывает начальник аналитического отдела РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков, самый значительный спад спроса на газетную бумагу с 2000 по 2012 г. произошел в США – с 12,7 до 4,2 млн т, или c 45 до 13 кг на человека. «Спад мирового потребления газетной бумаги уверенно продолжается с 2010 г., – рассказывает Константин Малышев. – При этом в Северной Америке, Европе и России он наметился еще в 2008 г. Несколько последних лет российский рынок газетной бумаги падает ежегодно на 10%. И эта тенденция будет продолжаться».
Так, спрос на газетную бумагу в Европе, по данным Европейской ассоциации производителей печатных бумаг, в июне 2013 г. сократился на 9,9%. В 2012 г. спрос на бумагу для печати в Европе снизился на 6,4%, на газетную бумагу – на 9,95%. По сравнению с 2012 г. потребность европейцев в газетной бумаге в первом полугодии 2013 г. сократилась на 6,1%.
Производство бумаги в России по итогам первых семи месяцев 2013 г. сократилось на 5,1%. В 2012 г. объем производства газетной бумаги в России, согласно данным Росстата, снизился с 1926 до 1820 тыс. т. Как рассказывает Константин Малышев, в России развитие рынка ЦБП немного отстает от европейского рынка печатной бумаги, где спад наблюдается по всем видам печатной бумаги. «Рынок мелованной бумаги у нас за прошлый год даже немного вырос. То есть мы падаем в газетной бумаге, но все еще растем в новой продукции.
В то время как Европа в них уже упала. И это означает, что, скорее всего, в ближайшее время объемы потребления всех остальных видов печатной бумаги тоже перестанут расти», – заключил Малышев. Несмотря на снижающийся спрос на печатную бумагу в мире, Россия по-прежнему отстает от европейских стран по показателю среднедушевого потребления. По словам Юрия Лахтикова, в 2012 г. в Европе он составил 14,4 кг, в то время как в России лишь 3,7 кг.
Из-за падающего спроса основные предприятия России, изготавливающие газетную бумагу, ежегодно терпят немалые убытки. В условиях постоянного роста тарифов естественных монополий, затрат на обслуживание изношенного оборудования, а также неудовлетворительного развития конъюнктуры внешних рынков, энергозатратное производство печатной бумаги становится невыгодным.
По данным Минэкономразвития, количество убыточных организаций в ЦБП в январе 2013 г. увеличилось на 9 п.п., достигнув 36,2%. ОАО «Волга» закрыло первое полугодие 2013 г. с убытком 165,5 млн руб., при этом аналогичный период в 2012 г. окончился для компании с прибылью 59,8 млн руб. ОАО «Соликамскбумпром» закрыл первые шесть месяцев 2013 г. хоть и сокращенным, но убытком, составившим 18,6 млн руб. При этом выручка предприятия в годовом исчислении снизилась на 5,7%. В 2012 г. комбинат сократил объем производства газетной бумаги на 19 тыс. т.
В России производителям газетной бумаги также мешает практическое отсутствие дорожной инфраструктуры и рост транспортных расходов. Как ранее отмечал директор по производству ЦБК «Кондопога» Виктор Толстов, резкое снижение производительности комбината весной 2013 г. было связано в основном с недостатком сырья, возникшим из-за распутицы. До открытия дорог «Кондопога» работала не на полную мощность. Согласно квартальному отчету комбината, выручка «Кондопоги» за первое полугодие 2013 г. снизилась на 3,8 млрд руб. Убыток за этот период составил 1,5 млрд руб., что на 1,14 млрд руб. больше результата первого полугодия 2012 г.
В сложившейся ситуации, по мнению Юрия Лахтикова, многим отечественным производителям бумаги сейчас следует серьезно озаботиться развитием производства продукции для наполнения региональных рынков, что позволило бы им максимально сократить транспортные расходы.
В целом из-за неуклонно падающего спроса на газетную бумагу предприятиям ЦБП по всему миру приходится сокращать производство. Некоторые европейские компании в I квартале 2013 г. заявили о планах сокращения производственных мощностей. Например, компания Burgo закрыла последний в Италии завод по производству газетной бумаги. Stora Enso закрывает три БДМ по изготовлению газетной бумаги суммарной мощностью 655 тыс. т продукции в год.
При этом в отличие от России, в европейских странах сокращение производства происходит в сегменте не только газетной бумаги, но и бумаги высших сортов. Так, финский концерн UPM намеревается закрыть БДМ 1 по производству легкомелованной бумаги, шведская компания Holmen, помимо БДМ 51 по производству газетной бумаги, также останавливает БДМ 3 по изготовлению суперкаландрированной бумаги.
Постоянно уменьшающийся спрос на газетную бумагу толкает производителей искать новые рынки сбыта. Наиболее перспективными на данный момент являются рынки Средней Азии и Ближнего Востока. Например, «Кондопога» в 2013 г. увеличила объем экспортных поставок в Индию и Турцию, где пока сохраняется более устойчивый спрос, чем в европейских странах.
«На данный момент рынок газетной бумаги растет в основном в Азии, в первую очередь в Индии, – рассказывает Юрий Лахтиков. – Отечественные производители пока продолжают поставки также в Германию и Турцию, и в небольших объемах – более чем в 40 других стран. В Германии нашу газетную бумагу используют как сырье для дальнейшей переработки. Они один раз печатают на ней газеты, а в дальнейшем запускают ее во вторичную переработку. Ведь российская газетная бумага практически полностью изготавливается из древесной массы».
Одним из основных путей выхода из кризиса целлюлозно-бумажные компании видят в перепрофилировании предприятий. На данный момент наиболее благоприятная ситуация складывается на рынке упаковочной и санитарно-гигиенической бумажной продукции.
По мнению Юрия Лахтикова, отечественные производители газетной бумаги могли бы перейти на изготовление нишевых продуктов – специализированных видов бумаг, картонов и изделий из них, а также расширить ассортимент выпускаемой продукции при максимальной комплексной переработке древесного сырья, включая продукцию деревообработки (плиты MDF и OSB для деревянного домостроения и топливные гранулы). Также пока относительно перспективным является производство древесной массы для дальнейшей продажи на экспорт.
В целом производители целлюлозно-бумажной продукции считают, что мировой спрос на газетную бумагу полностью не исчезнет. Она еще долго будет востребована для печати небольших тиражей корпоративных газет, буклетов, телефонных справочников, массовых рекламных изданий.

При этом, по мнению Юрия Лахтикова, газетная бумага будет производиться в небольших фиксированных объемах, которые, скорее всего, уже не будут убывать. «В любом случае мы совершенно уверены в том, что какой-то какая-то часть СМИ, существующая на бумажных носителях, сохранится. Но каков будет ее объем, сказать сложно», – считает Константин Малышев.
Комментарии