Принимать закон «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов» нужно в максимально доработанном виде, в понятной для бизнеса форме. Чтобы было ясно, в какую «войну» мы ввязываемся и во сколько она обойдется лесопользователям.
Вопрос принятия закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов» является весьма актуальным. Он рассматривался рабочей группой по нормативно-правовому и таможенно-тарифному регулированию Совета по развитию лесного комплекса Российской Федерации при Правительстве РФ, Экспертным советом по ЛПК при Госдуме, а также комиссией РСПП по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу.
В процессе обсуждения было подвергнуто критике финансово-экономическое обоснование принятия закона. Так, согласно законопроекту, на разработку и введение единой информационной системы из госбюджета необходимо единовременно выделить 500 млн руб., при этом субъекты должны вложить еще 23,7 млн руб. Кроме того, ежегодные расходы на поддержание этой системы составят 159 млн руб. ежегодно. Причем если государство обяжет платить арендную плату всех нечестных лесопользователей, то размер поступлений в госбюджет составит около 70 млн руб.
Кроме того, пока не понятно, во сколько обойдется бизнесу принятие этого закона. Лесопользователям необходимо будет вести декларирование, составлять документы на перевозку лесоматериалов из лесосеки до потребителя. Однако единые образцы этих документов и порядок их оформления разработают только после принятия закона. По этой причине нельзя достоверно определить, какие расходы понесет бизнес в условиях еще не разработанной документации.
Есть предложение принять этот закон с отсрочкой, но ведь нельзя повторять ошибку, которую допустили при принятии Лесного кодекса. Тогда еще 3–4 года дорабатывались подзаконные акты. Отсюда следует, что закон нужно принимать в максимально доработанном виде, в понятной для бизнеса форме. Чтобы было ясно, в какую «войну» мы ввязываемся и во сколько она обойдется лесопользователям.
Новый законопроект не учитывает и тот факт, что на данный момент существует добровольная сертификация лесопользования и цепочек поставок лесоматериалов. Крупные компании, как правило, сертифицируют свои лесные участки по европейской системе. Например, Группа «Илим» сертифицировала все свои участки, общая площадь которых составляет около 6 млн га. И организация, которая выдает эти сертификаты, в обязательном порядке их проверяет.
При установленных фактах незаконных лесозаготовок лесопользователь лишается сертификата. Поэтому крупная компания никогда не купит древесину у сомнительных поставщиков. И получается, что закон обяжет компанию повторно доказывать, что она является законопослушным лесопользователем. А нелегальный лесопользователь отчитываться ни перед кем не станет. Тогда для кого вводится отчетность? Представители бизнеса предложили освободить уже сертифицированные компании от избыточной отчетности. Увы, это предложение отвергли из-за опасения, что такие компании будут покупать и поставлять на экспорт нелегальную древесину.
Еще одной немаловажной проблемой является путаница в статистической отчетности об объемах лесозаготовок. Сейчас ее официально ведет Росстат, а параллельно с ним Рослесхоз. По данным первого, в 2012 г. в России заготовили 112, 9 млн м3 необработанной древесины, а Рослесхоз называет цифру в 191 млн м3. И расхождение в отчетности с каждым годом только растет. Это дает аналитическим службам основание завышать оценку объемов незаконных рубок. Действующая система сбора информации Росстата об объемах лесозаготовок не дает полной информации. В этом случае отчетность Рослесхоза намного точнее. И ведение отчетности о заготовке древесины, мне представляется, целесообразнее поручить именно ему.
Лесничества должны быть наделены полномочиями вести статистику на местах и отчитываться перед вышестоящей организацией. Такая мера позволит усилить роль лесничеств в организации контроля над законностью происхождения древесины при ее купле-продаже. Ведь выявить незаконные лесозаготовки, по мнению представителей бизнеса, можно только одним способом – когда работник лесной охраны на месте установит факт незаконной заготовки. После того как лес погрузили на подвижной состав, установить его происхождение очень сложно. Ведь на каждом бревне нет бирочки с указанием, на какой лесосеке была заготовлена эта древесина.
Все смешается, особенно после передачи леса заготовителем поставщику. Поэтому государству необходимо увеличить численность лесной охраны хотя бы в наиболее криминогенных местах заготовки. Это самое главное мероприятие по ликвидации незаконной заготовки древесины. Между тем государство в разы сократило численность лесной охраны и не хочет ее восстанавливать до необходимого уровня.
Здесь появляется и другая проблема: представитель лесной охраны – лесничий – для борьбы с нелегалами должен обладать всеми правами, иметь форму, удостоверение, оружие. Лесничего следует включить в состав государственной службы с правом задержания лесонарушителя с составлением необходимых документов для передачи его правоохранительным органам. Также определенными правами нужно наделить и арендатора, которыми он мог бы воспользоваться при установлении им факта незаконной рубки.
Еще одно предложение – ввести обязательное указание в договорах купли-продажи круглых лесоматериалов мест их происхождения (заготовки), наименования лесозаготовителя и реквизитов разрешительных документов на заготовку древесины. Такая мера также позволит обеспечить соблюдение требований Регламента Европейского союза (ЕС) № 995/2010, целью которого является ограничить ввоз продукции из древесины в страны ЕС без подтверждения законности ее происхождения.
Также нужно ввести обязательное предоставление документов о происхождении круглых лесоматериалов в составе таможенной документации при их экспорте.
Комментарии