В мае 2013 г. вице-премьер РФ Аркадий Дворкович определил сроки исполнения поручений президента России Владимира Путина, данных им в ходе состоявшегося госсовета. Сроки поставлены достаточно жесткие – все поручения должны быть выполнены не позднее 20 января 2014 г.
Одной из причин неудовлетворительной работы лесного комплекса президентом был назван затянувшийся процесс децентрализации системы лесоуправления России, из-за которой министерства на данный момент располагают достоверной информацией лишь по 19% «зеленой» территории страны. По мнению директора по лесной стратегии Группы «Илим» Игоря Сапункова, государство как собственник должно оценить свою расчетную лесосеку, знать свои ресурсы. «Однако уже лет 15–20 инвентаризация лесов не проводилась, – рассказывает эксперт. – Хотя ее необходимо осуществлять как минимум раз в 10 лет. Ведь лес – это капитал государства, с которого оно получает доход. И надо постоянно следить за тем, увеличивается у тебя капитал или снижается».
Для решения проблемы отсутствия достоверных данных о лесах России на заседании было предложено разработать и ввести единую государственную информационную систему учета заготовки древесины и оборота круглых лесоматериалов. Однако, по мнению операционного директора ЗАО «Инвестлеспром» Андрея Прокопова, нет уверенности в том, что можно добиться качественной работы системы, поскольку здесь происходит электронное заполнение лесной декларации, а Интернет работает не везде. Нововведение, на взгляд директора по взаимодействию с государственными органами власти Натальи Пинягиной, ставит под сомнение и возможность оперативного сбора информации от так называемых «черных лесорубов». За последние пять лет незаконные вырубки увеличились на 66%, причем сбыт краденого леса на данный момент для многих не вызывает проблем.
Свою лепту в нерадивое лесопользование вносят и арендаторы. Сейчас аукционы в России часто проводятся непрозрачно, в результате чего участки попадают в руки предпринимателей, подчас не имеющих средств не только для эффективной лесозаготовки, но и для проведения лесовосстановительных работ и создания транспортной инфраструктуры. В силу чего их задолженность по платежам в бюджетную систему сегодня превышает 7 млрд руб.
Справиться с данной проблемой было предложено путем проведения конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков. Согласно вносимым изменениям, главным критерием выявления победителей станет уровень развития производства по глубокой переработке древесины. Как пояснил Игорь Сапунков, в таком случае государство получает дополнительные рабочие места и дополнительные налоги. «Вносимые изменения в Лесной кодекс по организации конкурсов, – считает Наталья Пинягина, – просто необходимы для предприятий, ведущих глубокую переработку древесины. Ведь им катастрофически не хватает сырья, которое необходимо перенаправить в нужные руки».
Сейчас, по словам Игоря Сапункова, самые нерадивые арендаторы просто-напросто занимаются спекуляцией своих лесных участков. «При средней арендной цене в России 52 руб. за 1 м3 они продают их по 450–500 руб. за 1 м3, при этом получают сверхдоходы, а государство при этом не получает ничего». В то же время, несмотря на поддержку идеи проведения конкурсов, некоторые лесопромышленники видят сложность в том, что в России заготавливаются разные сортименты круглого леса, а потребляется один конкретный, а именно хвойный пиловочник. «Если у вас в лесном фонде 60% хвойных пород и выход пиловочника 60%, то вы получите 36% требующегося сырья. Необходимо понять, что делать с оставшимися 64% леса», – поясняет Андрей Прокопов.
Тормозит развитие ЛПК России и неразвитость инфраструктуры, которая только усугубляет стагнацию лесной индустрии. В зимний период лесодобывающие предприятия заготавливают большие объемы сырья, но с апреля по май дороги для его вывоза «закрыты». Такие простои значительно увеличивают стоимость древесины. Не желая терпеть убытки, многие предприниматели готовы принять участие в создании лесотранспортной инфраструктуры. Однако, по мнению Игоря Сапункова, рекомендации президента по строительству дорог, озвученные на заседании, на данный момент не очень ясны для бизнеса.
«Правительство предлагает партнерство между арендатором и дорожными фондами субъектов РФ для строительства, реконструкции и ремонта дорог общего пользования, причем соединяющих населенные пункты. Но ведь не каждая лесная дорога отвечает такому требованию. Как правило, они находятся вне зоны населенных пунктов. И получается так, что государство предлагает частично финансировать муниципальные дороги, за которые мы и так платим транспортный налог».
Лесопромышленники подвергают сомнению и возможность использования средств дорожных фондов для улучшения лесотранспортной инфраструктуры. Как поясняет Наталья Пинягина, сейчас в многолесных районах России дорог практически нет. «Если в Финляндии дорожная карта представляет собой паутину, то в России – две извилины, – делится эксперт. – И здесь дорожные фонды либо отсутствуют, либо маломощные. Ведь дорожные фонды – это поступление от эксплуатации дорог. И что делать в этом случае?»
Таким образом, выявляется непроработанность нормативной базы. «При каких условиях, кто будет ремонтировать эти дороги, каким образом мотивировать бизнес? – задается вопросом Наталья Пинягина. – Может быть, стоит субсидировать частный бизнес, который возьмет кредит и будет участвовать в строительстве лесных дорог?»
Некоторые сомнения вызывает у лесопромышленников и идея создания биржевой торговли круглыми лесоматериалами. На взгляд Натальи Пинягиной, сложно сказать, будут ли лесозаготовители представлять на бирже свою продукцию. «Круглый лес у нас часто уже ориентирован на конкретного потребителя, на конкретный комбинат, предприятие, – рассказывает она. – В этом случае выставлять лес на биржу смысла нет. Любое предприятие купит лес и без посредников».
В рамках повышения эффективности ЛПК было решено внести в законодательство изменения, предусматривающие возможность неполного или отложенного возврата НДС при экспорте необработанных лесоматериалов. По сути дела, это должно обеспечить производителям некоторую финансовую поддержку. Однако, по мнению Андрея Прокопова, задержка или неполный возврат НДС ухудшит экономическое положение предприятий, приведет к кассовым разрывам.
Несмотря на обширность затронутых госсоветом проблем, у лесопромышленников все же остались некоторые пожелания. На взгляд Натальи Пинягиной, в перечне поручений не хватает пункта о заготовке леса на малонарушенных лесных территориях. «Мы же, в свою очередь, говорим об этой проблеме десять лет, – сетует эксперт. – По российскому лесному законодательству такие леса обязательно подлежат использованию, но по международным нормам там лес запрещено рубить. И, чтобы получить международный сертификат, нам нельзя вести заготовку на малонарушенных лесных территориях. Но, тем не менее, за аренду этих лесных участков мы платим в полном объеме».
Игорь Сапунков со своей стороны одним из основных путей повышения эффективности ЛПК России называет развитие научной работы в сфере улучшения генетики леса. «Если у нас прирост древесины на один га составляет 2,2 м3 в год, – отмечает Игорь Сапунков, – то в Бразилии за счет улучшения генетики – 45 м3, а в будущем они хотят выйти на уровень 65 м3 в год». И правильная государственная политика в сторону развития генетики, по его словам, позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции, сократить выбросы в атмосферу, сохранить биоразнообразие, улучшить экологию.

В результате диалога с государством мнения лесопромышленников во многом были услышаны. Проведение конкурсов на аренду участков, автоматическая пролонгация договоров аренды, содействие развитию сертификации лесопользования вызвали со стороны производителей активную поддержку. Однако теперь двусторонний диалог необходимо поддерживать не только на этапе внесения поправок в законодательство, но и на уровне их претворения в жизнь. Иначе благим стремлениям властей преодолеть упадок лесной индустрии так и не удастся «вырваться» из буквы закона.
Комментарии