В России спрос на мебель из года в год растет, производительность российских компаний также увеличивается, а продажи с 2009 по 2012 г. в натуральном выражении выросли на 107,7 млрд руб. Однако в связи с вступлением России в ВТО и изменением импортных пошлин отечественные компании рискуют потерять до 15% рынка.
В России спрос на мебель из года в год растет, производительность российских компаний также увеличивается, а продажи с 2009 по 2012 г. в натуральном выражении выросли на 107,7 млрд руб. Однако в связи с вступлением России в ВТО и изменением импортных пошлин отечественные компании рискуют потерять до 15% рынка.
Перемены к худшему
До кризиса рынок мебели рос значительными темпами. По данным Росстата, в 2008 г. в этом сегменте было произведено товаров на общую сумму 113,5 млрд руб. Из них офисная мебель составила 12,4 млрд руб., а мебель для дома – 101 млрд руб. (доля кухонной мебели – 15 млрд руб.). Экономическая рецессия больно ударила по российским производителям, и в 2009 г. производство мебели сократилось до 89 млрд руб. Из них доля офисной мебели составила 8,8 млрд руб., то есть чуть менее 10%. А на долю мебели для дома пришлось 80 млрд руб. (доля кухонной мебели – 12,1 млрд руб.). По оценкам компании «Экспресс-обзор», в 2009 г. выпуск офисной мебели в России относительно 2008 г. сократился почти на треть. Помимо снижения спроса на треть и сокращения объемов производства была отмечена коррекция ассортимента в пользу мебели эконом-класса. Производители стремились снижать цены при сохранении качества выпускаемой продукции.
Вследствие ухода с рынка части мелких производителей произошла консолидация рынка. Некоторые компании сосредоточились на сегменте мебели для дома, падение спроса на которую, по данным компании «Диваны и кресла», было не таким большим. Наряду с сокращением производства произошло уменьшение импорта. Особенно сильно сократились поставки из Белоруссии и Китая. Кроме того, в объеме импорта снизилась доля дешевой мебели.
Восстановление рынка
В 2010 г. началось восстановление рынка. По данным Росстата, российские предприятия произвели мебели на сумму более 146 млрд руб. Из них на долю офисной пришлось 10,5 млрд руб., а на долю мебели для дома – 135,7 млрд руб. При этом доля деревянной мебели для дома и офиса составила 34,7 млрд руб., а кухонной – 13,2 млрд руб. В 2010 г. импорт мебели в Россию составил $2,6 млрд. Из них на долю стран СНГ пришлось $338 млн, а на страны ЕС – чуть больше $1 млрд. В 2011 г. рост производства мебели в России продолжился и достиг уровня в 190,5 млрд руб. На долю офисной мебели пришлось 14,5 млрд руб., а на домашнюю – 176,1 млрд руб. На долю деревянной мебели для дома и офиса пришлось 49,5 млрд руб. А на кухонную, стоящую особняком, – 17,9 млрд руб. По словам генерального директора компании «Диваны и кресла» Сергея Карбовского, в 2011 г. объемы продаж превзошли докризисный уровень. В 2011 г. импорт в Россию составил почти $3 млрд. Из них из стран СНГ – $443,5 млн, а из стран ЕС – $1,4 млрд.
В I квартале 2012 г. мебельная промышленность работала в условиях стабильного спроса. В годовом исчислении спрос вырос на 17%. Причем наибольший рост производства – на 25% – произошел в сегменте офисной мебели. Возросший спрос оказал влияние на импорт, и поставки мебели в Россию увеличились до $3,27 млрд. Из них на страны СНГ пришлось $351,6 млн, а на страны ЕС – $1,5 млрд. В 2013 г. с января по март в Россию было импортировано мебели на сумму $750 млн. Из них на страны СНГ пришлось $91 млн, а на страны ЕС – $301 млн.

По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, в 2012 г. соотношение мебели на российском мебельном рынке было таково: 45,7% приходилось на мебель, изготовленную российскими предприятиями, а 54,3% – на долю иностранных производителей. В нише средней ценовой категории российские предприятия конкурируют с производителями из Польши и Прибалтики, а в высшей – с компаниями из Италии, Испании, Франции и Финляндии.
Весь 2012 г. мебельный рынок работал достаточно ровно, не наблюдалось обвального снижения продаж в весенне-летний период, так же как и не было «высокого сезона» в конце года. По данным Росстата, в январе-сентябре 2012 г. в России было выпущено деревянной мебели для офисов, административных, учебных и культурных учреждений, не включая мебель для сидения, на сумму 7 млрд руб. (+10,8%). По данным агентства маркетинговых исследований Discovery Research Group, объем рынка мебели, восстановившись после кризиса, в 2012 г. вырос на 5,4% и составил $5,2 млрд в денежном эквиваленте. Согласно подсчетам специалистов агентства, объем рынка мягкой мебели в 2012 г. превысил $3,5 млрд. Аналитики связывают рост спроса на мебель с активным строительством жилья в стране. Так, по данным Росстата, в 2012 г. в России общий строительный объем введенных зданий вырос на 6,08% и составил 314 тыс. м2. А по данным компании IRN, только в I квартале 2012 г. в Москве и Подмосковье было сдано 453 жилых здания. С января по апрель 2013 г. в России была введена 141 тыс. м2 жилья (+11,2%). Из них только в апреле было построено 37 тыс. м2. Так что, несмотря на сложную ситуацию на рынке, потребление мебели в России с каждым годом увеличивается.
По данным Росстата, в 2009 г. в России было продано мебели на 244,1 млрд руб. В 2010 г. эта цифра составила 268,6 млрд руб. К 2011 г. она выросла до 304,8 млрд руб., а в 2012 г. – до 351,8 млрд руб. С января по март 2013 г. в России было продано мебели на сумму 79,9 млрд руб. Таким образом, продажи с 2009 по 2012 г. в натуральном выражении выросли на 107,7 млрд руб. Однако при этом по уровню обеспеченности мебелью население России все еще отстает от развитых стран в 4–5 раза. В среднем на душу населения в России потребление мебели составляет около 70 евро. Несмотря на рост производства, поставки российской мебели за рубеж продолжают снижаться. Отрицательная динамика наблюдается и в поставках частей мебели. Доля экспорта в общем объеме производства мебели, по данным Росстата, в 2012 г. составила всего 4,5%. А по данным ФТС, объем вывоза мебели из России меньше объема завоза в 15,9 раза. Российские производители мебели все еще не способны конкурировать на международном рынке.
Поданным Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности в I квартале 2013 г. произошло снижение объемов выпуска мебели до 93,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года (без учета индекса цен), что нашло свое отражение и у производителей древесных плитных материалов для мебели (ДСП – 98,0%, МДФ – 89,5%). Производство мебели для кухни достигло уровня 100,8%, а мебели для офисов и учреждений – 97,7% (по оперативным данным). В двух крупнейших федеральных округах – производителях мебели (Центральный, Приволжский), на долю которых традиционно приходится 2/3 всей выпускаемой мебели России, уровень производства составил чуть более 96,5%.
Среди ведущих региональных мебельных компаний следует отметить спад в Московской обл. (95,5%), Новгородской обл. (96,6%), Ростовской обл. (83,7%), Саратовской обл. (93,7%). При этом в ряде регионов наблюдалась положительная динамика производства. Так, например, в Воронежской обл. рост составил 104,0%, Нижегородской обл. – 107,8%, Рязанской обл. – 109,0%, Пензенской обл. – 112,4%, Владимирской обл. – 119,0%. В целом по ассортименту продукции (шкафы, столы, стулья, кровати и др.) уровень выпуска в натуральном выражении находился преимущественно в диапазоне 81 – 86% к прошлому году.
Новые условия

В 2012 г. на мебельном рынке России, по данным компании «Оптим-мебель», наблюдалось несколько тенденций. Первая – это рост производства отечественных изготовителей мебели и увеличение их доли на рынке. Во многом это обусловлено более доступными ценами по сравнению с зарубежными производителями.
Вторая очевидная тенденция заключалась в росте благосостояния российских граждан, что напрямую отразилось на спросе на мебель. Кроме того, увеличивается производство офисной мебели. Эти тенденции подтверждаются данными компаний. Для лидера мебельной промышленности компании ИКЕА 2012 финансовый год (с 1 сентября 2011 г. по 31 августа 2012 г.) был довольно удачным. В России объемы продаж компании выросли на 29%. Положительную динамику на рынке отмечает и Александр Ремезов, главный инженер ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат». «Последние годы стали для комбината временем динамичного роста и развития, что подтверждается высокими производственными и финансовыми показателями, – сказал эксперт. – 2012 г. для нас стал самым лучшим за последние годы».
Еще одним доказательством того, что мебельный рынок стабилизируется, является увеличение заказов на деревообрабатывающее оборудование. Так, в I квартале 2013 г. основные производители отмечают рост спроса на свою продукцию. О восстановлении рынка свидетельствует и приток иностранных инвестиций. По словам Маттиаса Левгрена, директора по устойчивому развитию подразделения закупок компании ИКЕА, инвесторы из стран Балтии начали осваивать рынки западной части России. Кроме того, увеличились инвестиции со стороны китайских компаний на Дальнем Востоке и в Сибири.
В то же время, как следует из квартального отчета ДОК «Красный Октябрь», в 2012 г. основными отраслевыми рисками, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, были перенасыщение внутреннего мебельного рынка продукцией, демпинг цен на оптовом рынке мебели эконом-класса, ввоз на территорию России импортной мебели эконом-класса и мебельных полуфабрикатов.

Одним из рисков, способным оказать существенное влияние на деятельность компаний, является изменение цен на сырье и услуги. Так, рост цен на материалы европейских производителей может спровоцировать российские компании перейти на закупку продукции у отечественных и китайских производителей материалов, которая по качеству не намного хуже, но существенно более дешевая.
По словам генерального директора компании «Диваны и кресла» Сергея Карбовского, серьезным отличием мебельного рынка в 2012 г. стал осенний пик продаж. «Сегодня отечественные игроки должны быть готовыми к решительным действиям для повышения конкурентоспособности, – считает эксперт. – Поэтапное сокращение ввозных таможенных пошлин на мебель не осталось без внимания со стороны производителей из Китая, Турции и Италии. Итальянцы в свою очередь, потеряв покупателей как в Италии, так и за ее пределами, претендуют теперь на российский рынок».

После присоединения России к ВТО начали действовать новые правила на ввоз мебели в страну, и импорт продукции возрос. По мнению экспертов, за два года российские производители могут потерять до 15% рынка. По мнению Сергея Карбовского, в ближайшие два года объемы импорта мебели могут вырасти на 20%. «Рынок будет более насыщенным и конкурентным, – полагает эксперт. – Уйдет часть небольших производителей, которые все еще не могут подстроиться под новые условия. Для крупных производителей и продавцов мебели сильных колебаний не будет».
По мнению Маттиаса Левгрена, российская мебельная промышленность долгое время была защищена высокими импортными пошлинами. И в отсутствие конкуренции она развивалась не очень эффективно. Основные конкурентные преимущества российских производителей мебели заключались в невысокой стоимости сырья и относительно низких затратах на оплату труда. Теперь эти преимущества исчезают. Со вступлением России в ВТО конкуренция между российскими и зарубежными производителями мебели усилится. Российские предприятия, чтобы быть конкурентоспособными, должны адаптироваться к новым условиям. Те, кто этого не сделает, могут не выжить, но те, что выстоят, станут гораздо сильнее. По мнению эксперта Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Сергея Степанчикова, мебельный рынок России будет развиваться и в условиях присоединения к ВТО при еще более жесткой конкуренции по новым правилам. «Как известно, до 2018 г. включительно ежегодно будут планомерно снижаться ввозные пошлины на мебель и ее части, в более короткие сроки снижаются пошлины на импортируемые древесные плитные материалы для мебели, – рассказывает эксперт.
– Также, вероятно, планомерно будут расти и тарифы на продукцию естественных монополий, что приводит к росту затрат на производство продукции и транспортные расходы. Надо иметь в виду, что традиционные таможенно-тарифные меры защиты внутреннего рынка практически себя исчерпали в условиях ВТО». А поэтому, по словам Степанчикова, необходимо учиться у более опытных зарубежных игроков на рынке и у имеющих опыт отечественных производителей из других секторов экономики в решении вопросов сохранения конкурентного бизнеса. Системный мониторинг за объемами ввоза импортной мебели по ведущим странам – экспортерам и их ассортименту позволит своевременно и аргументированно применять существующие меры нетарифного регулирования (в том числе и торговые барьеры в виде Технических регламентов) для защиты внутреннего рынка.
Комментарии