Решить проблему повышения конкурентоспособности лесной отрасли без государственной поддержки невозможно. А для этого необходимы скорейшая проработка и принятие нормативных актов, регламентирующих вопросы статуса объектов лесной инфраструктуры, закрепления правовых оснований и механизмов для реализации государственно-частного партнерства.
На сегодняшний день в России существует несколько видов государственного стимулирования и поддержки развития лесного хозяйства – инвестпроекты, субсидирование и софинансирование.
Приоритетный инвестиционный проект определяется законодателем как проект по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн руб. При выполнении этих условий инвестиционный проект может быть признан приоритетным и включен Министерством промышленности и торговли в специальный перечень. Преференции для приоритетных инвестиционных проектов всего две, но обе весьма существенны: во-первых, это возможность заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона, а во-вторых, возможность снижения ставки арендной платы в два раза на период окупаемости проекта.
В то же время осуществление крупных инвестиционных проектов сопряжено с рядом проблем. И основная – это неполное обеспечение некоторых проектов сырьем. Кроме того, трудности возникают, когда инвестиционный проект реализуется несколькими компаниями группы: лесозаготовительная деятельность может быть отделена от лесообрабатывающего производства. В существующем законодательстве до сих пор не предусмотрена возможность реализации приоритетного инвестпроекта несколькими компаниями и нет соответствующих механизмов контроля за их деятельностью. Отсутствие таких возможностей ограничивает участие в освоении лесов и создании перерабатывающих производств группой компаний, а также лишает возможности объединения нескольких компаний-инвесторов на условиях софинансирования подобных проектов. Чтобы мотивировать бизнес вкладываться в лесную отрасль, необходимо сделать систему приоритетных проектов более универсальной для групп компаний и объединения инвестиционных средств нескольких лиц, реализующих проект.
Еще один вариант развития инвестиций в лесную отрасль – это разработка промежуточного уровня преференций для инвесторов, проекты которых хотя и попадают под основной критерий приоритетных инвестиционных проектов, но их реализация сопряжена со значительными объемами вложений. Пока же законодательные приоритеты сейчас распределяются таким образом, что на федеральном уровне в лесной сфере предпочтение отдается стимулированию крупных инвестиционных проектов, а меры поддержки на региональном уровне больше ориентированы на средний бизнес. В государственной программе РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» акцент по-прежнему делается на поддержку крупных приоритетных инвестиционных проектов.
Еще один вид господдержки – это субсидирование. Как правило, субсидии выделяются компаниям для компенсации процентных ставок по кредитам, привлекаемым организациями лесопромышленного комплекса для создания межсезонных запасов сырья и материалов и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на цели реализации инвестиционных проектов создания новых высокотехнологичных обрабатывающих производств. Кроме того, существует субсидирование экспорта продукции с высокой степенью обработки (с включением в состав субсидируемых товаров пиломатериалов, фанеры, плит, целлюлозы), а также софинансирование строительства инфраструктуры крупных приоритетных инвестиционных проектов с выделением средств из федерального и региональных бюджетов.
Согласно постановлению Правительства России №2 от 16.01.2013 г. за счет субсидий из федерального бюджета могут быть профинансированы проекты, по которым ввод производственных мощностей осуществлен не ранее 01.01.2012 г. Субсидии предоставляются ежеквартально на основании договоров между организацией и Минпромторгом. Контроль за целевым использованием выделенных из бюджета денежных средств осуществляют Минпромторг и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. По данным Минпромторга, в настоящее время за счет федерального бюджета субсидируются: техническое перевооружение предприятий отрасли, обеспечение межсезонных запасов, обеспечение новых приоритетных инвестиционных проектов (в этом году впервые выделяются бюджетные средства). На данный момент объем государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов составляет 800 млн руб., что в масштабе всей отрасли не очень много. Для сравнения: в Пермском крае объем инвестиций в лесную отрасль на апрель 2013 г. составил более 6 млрд руб.
В дополнение к существующему федеральному механизму субсидирования аналогичные возможности могут существовать и на региональном уровне, если это закреплено в законодательстве региона. К сожалению, нередко такие меры носят точечный или разовый характер, а в некоторых случаях и вовсе остаются на уровне декларации намерений. Помимо механизма субсидирования в отдельных регионах существует возможность использования государственных гарантий для обеспечения обязательств предприятий лесного сектора.
Например, в качестве поддержки инвестиций в предприятия ЛПК в Пермском крае предусмотрена возможность получения организациями малого и среднего бизнеса субсидий для возврата процентов по кредитам. Ранее принятая целевая программа предусматривала возможность получения гарантий по привлеченным инвестициям в лесопромышленном кластере. В принятой Концепции долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013–2017 гг. «Леса Прикамья» содержится положение о возможности софинансирования расходов по лесоустройству участков. Субсидирование процентной ставки по кредитам для малых и средних предприятий предусмотрено законодательством Вологодской обл., а в Республике Карелия возможность предоставления субсидий на частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам для финансирования инвестиционных проектов является общей нормой.
Помимо субсидий предприятия Карелии имеют возможность получить государственные гарантии для осуществления инвестиционных проектов. Субсидии, государственные гарантии и бюджетные инвестиции в уставные капиталы юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты или строящих объекты, обеспечивающие выполнение инвестиционных проектов, предусмотрены законодательными актами Красноярского края.
Еще один способ поддержки государства – это софинансирование. Однако под этим можно понимать выделение субсидий на покрытие процентов по кредитам, а потому для начала необходимо понять, о каком целевом использовании средств идет речь. При софинансировании строительства объектов лесной инфраструктуры, лесных дорог, в частности, возникает ряд трудностей, поскольку существует неопределенность с их правовым статусом, а, следовательно – и с механизмом финансирования. При создании объектов лесопромышленной инфраструктуры могут работать две модели государственно-частного партнерства.
В первом случае речь идет о госзаказе, когда финансирование обеспечивается бюджетными средствами, а строительство и эксплуатация объекта выполняются за счет привлечения соответствующей организации.
Во втором случае организация инвестирует в проект не только собственные средства, но и средства, полученные от бюджетных источников, например, в качестве вклада в уставной капитал. На практике обе эти возможности не реализуются в полной мере, поскольку для модели госзаказа требуются существенные бюджетные ресурсы, а второй вариант фактически не применяется к предприятиям лесного сектора. Так, на Сахалине в рамках приоритетных инвестиционных проектов в различных областях в рамках Закона Сахалинской обл. от 31.03.2010 №16-ЗО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Сахалинской обл.» декларируется возможность перечисления бюджетных инвестиций в уставной капитал предприятий. Но в самой программе «Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 г.» прописано, что «бюджетные инвестиции в объекты собственности не планируются».

На сегодняшний день механизм концессионных соглашений является наиболее актуальным для крупных инвестиционных проектов. Однако по концессионным соглашениям создание или реконструкция производственных объектов предприятий лесного сектора, а также объектов лесной инфраструктуры по общему правилу невозможна, так как они не указаны в перечне тех объектов, которые могут быть предметом концессионного соглашения. Если законодатель заинтересован в развитии лесной инфраструктуры, лесообрабатывающих производствах и глубокой переработке лесных ресурсов, то необходимо внести изменения в существующую редакцию закона о концессиях.
Надежда Колодина 12.06.13 00:23
“Решить проблему повышения конкурентоспособности лесной отрасли без государственной поддержки невозможно. А для этого необходимы скорейшая проработка и принятие нормативных актов, регламентирующих вопросы статуса объектов лесной инфраструктуры, закрепления правовых оснований и механизмов для реализации государственно-частного партнерства. ”
Вообще это почти дословная цитата Н.А. Петрунина, генерального директора Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования, высказанная им во время 1-й Международной научно-практической конференции по бореальным лесам в Салехарде в 2012 году и опубликованная в журнале "Промышленность и экология Севера" чуть меньше года назад. Эту же мысль Николай Алексеевич повторил на конференции "Лесной комплекс 2013", когда выступил модератором одной из дискуссионных площадок. Справедливо было бы все-таки при таком цитировании если не ссылаться на источник, то хотя бы упомянуть автора.