На фоне кризиса в Европе Япония становится наиболее перспективным рынком для реализации продукции деревообработки. Однако выход на него требует соблюдения жестких норм и правил.
Япония – один из важных игроков на мировом рынке лесных товаров. При небольших запасах леса эта страна является крупным производителем, потребителем и импортером лесоматериалов и оказывает существенное влияние на динамику мировой лесной торговли. Значительная часть продукции поступает из Сeверной Америки, Европы, Юго-Восточной Азии и России.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) Япония является крупнейшим производителем и потребителем клееных деревянных конструкций (КДК). На нее приходится около 2/3 всех экспортных поставок КДК из России.
Внутреннее производство составляет около 450 тыс. м3 несущих деревянных клееных конструкций в год, а общее потребление в строительстве насчитывает более 1 млн м3 в год.
Основной лесопотребляющей отраслью Страны восходящего солнца продолжает оставаться жилищное строительство, которое определяет состояние спроса на клееные деревянные конструкции, тенденцию его развития, а также требования к этой продукции.
До 60% нового строительства приходится именно на деревянное домостроение. В 2012 г. объем начатого жилищного строительства по сравнению с 2011 г. увеличился на 5,8%.
По прогнозам экспертов, в ближайшие три года эта динамика сохранится и темпы роста составят 3–4% в год. Основные виды КДК, поставляемые на рынок Японии, – это клееный брус и конструкционная древесина для домостроения, 5-слойные клееные «столбы» (105*150 мм и 120*120 мм), цельная и клееная сухая строганная доска (мабашира).

Емкость этого рынка оценивается в 1 млн м3 в год, что делает его весьма привлекательным в глазах поставщиков. Кроме того, выход на японский рынок – это гарантированный сбыт продукции с возможностью согласования программы заказов на долгосрочный период, что крайне важно для стабильной работы предприятия и планирования производства.
Однако при всех перспективах войти на японский рынок достаточно сложно, прежде всего из-за жестких норм и правил, регулирующих качество поставляемой продукции.
Импортируемая продукция должна отвечать требованиям японского стандарта JAS (Японские сельскохозяйственные стандарты). В них подробно прописаны требования к качеству древесины, а также методы испытаний клеевых соединений для строительного бруса.
К слову, стандарты JAS относятся к разряду наиболее «жестких» в мире, с более высокими требованиями по сравнению с европейскими стандартами. Получение сертификата JAS необходимо как для местных, так и для зарубежных производителей, поставляющих продукцию на японский рынок.
В противном случае отношение к ним будет весьма недоверчивое, а реализация товаров – затруднена. Существуют и другие особенности, которые необходимо учитывать, входя на японский рынок.
Например, жесткие нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ, ограничения на применение материалов, содержащих формальдегид. Кроме того, продвижение на рынок возможно только через крупные торговые дома.

Поставки же могут быть только контейнерными, что потребует значительных транспортных затрат. Ну, и конечно, не стоит забывать о довольно жесткой конкуренции со стороны таких компаний, как Stora Enso, Martinsons, Finnforest, UPM, Schweighoffer.
Чтобы работа на японском рынке все-таки была эффективной, нужно потратить время на то, чтобы понять все его нюансы. Так, например, в течение последних двух лет специалистами ОАО «Сокольскоий ДOK» и коммерческой службой ЗАО «Инвестлеспром» совместно с японскими партнерами велась последовательная, планомерная работа по обеспечению соответствия выпускаемой продукции японским нормам, в начале 2012 г., кроме европейских сертификатов (CE, EN 14080), «Сокольским ДОКом» также был получен сертификат JAS, MAFF нотификация 1152, F****.
В течение 2012 г. были произведены пробные поставки продукции КДК на рынок Японии. И только в начале 2013 г. «Сокольский ДОK» перешел от пробных поставок к планомерным объемным поставкам, с возможностью формирования поквартальной программы, гарантированной закупкой продукции со стороны покупателей в согласованном объеме в течение всего года.
В связи с сокращением экспорта лесопродукции в Японию из Европы у «Сокольского ДОКа» и других российских производителей есть шанс занять определенную долю на этом рынке.
По прогнозам экспертов, рост потребления КДК в Японии в 2013 г. может составить около 10% по отношению к показателям 2012 г. и увеличиться до 1,1 млн м3.
Основные факторы, которые оказывают влияние на рынок, – это смена руководства Японии, проведение со стороны нового правительства политики стимулирования и поддержки всех отраслей экономики, рост объемов начатого строительства, опасения, связанные с сокращением поставок из Европы и Северной Америки, а также невозможность замещения дефицита со стороны местных производителей.

В этой связи с декабря 2012 г. наблюдается стремительный рост цен на продукцию КДК на японском рынке. Цены в I квартале 2013 г. по отношению к IV кварталу 2012 г. выросли на 8%. По мнению экспертов и основных импортеров, достигнутый уровень цен сохранится до конца 2013 г. и не является предельным.
В условиях усугубления кризисной ситуации и снижения объемов потребления в Европе, на ближайшие два-три года Япония становится наиболее перспективным рынком для реализации КДК и других видов продукции деревообработки.
Комментарии