По мнению директора по лесозаготовкам группы компаний «Титан» Александра Хмелюка, у дорог может быть только один владелец. В интервью «Лесной индустрии» он рассказал о том, что требования природоохранных организаций идут вразрез с существующим законодательством, а Лесной кодекс требует дополнений и изменений с учетом присоединения России к ВТО.
По мнению директора по лесозаготовкам группы компаний «Титан» Александра Хмелюка, у дорог может быть только один владелец. В интервью «Лесной индустрии» он рассказал о том, что требования природоохранных организаций идут вразрез с существующим законодательством, а Лесной кодекс требует дополнений и изменений с учетом присоединения России к ВТО.
– Каковы объемы заготовки леса у группы компаний «Титан»?
– На данный момент в группу компаний «Титан» входит восемь лесозаготовительных предприятий, семь из которых находится в Архангельской обл. и одно расположено в Вологодской обл. Общая расчетная лесосека составляет порядка 1,6 млн м3 в год. И она осваивается на 85%. Это очень хороший показатель, потому что остальные 15% – это болотистые либо труднодоступные места, где заготовку проводить достаточно сложно или практически невозможно.

На протяжении последних пяти лет мы выполняем все взятые на себя обязательства по заготовке, вывозке, отгрузке древесины – ежегодно мы заготавливаем больше 1,5 млн м3 древесины, из которых около 25% составляет пиловочник. Весь заготовляемый пиловочник мы поставляем на «Лесозавод 25», а балансовую древесину – на Архангельский ЦБК. На наших лесозаготовительных предприятиях работает около 2000 человек, 120 единиц лесозаготовительной, дорожной, погрузочной техники. Ручной заготовки практически нет. Только в Вологодской обл. используется технология ручной валки под вывозку с делянки заготовленной древесины форвардером. Ежегодно на обновление технопарка выделяется порядка 250–380 млн руб.
– Чье оборудование вы закупаете?
– На сегодняшний день лесозаготовительной техники российского производства у нас нет. Мы закупаем импортную технику у ведущих производителей, таких как Caterpillar (США), John Deere (США), Logset (Финляндия), Volvo (Швеция). Вот автотранспорт для вывоза древесины у нас есть как импортного, так и российского производства.
– Сегодня многие жалуются на дефицит кадров. Как обстоят дела у вас?
– Действительно, подготовленных кадров, причем как руководящих работников, так и тех, кто работает в лесу, катастрофически не хватает. Проблема в том, что в перестроечное и постперестроечное время грамотные специалисты ушли из отрасли, подготовкой новых кадров системно никто не занимался. Конечно, сегодня люди постепенно возвращаются в отрасль, приходят молодые кадры… Но эта тенденция очень незначительная, и людей все равно не хватает.
Чтобы удержать грамотных специалистов, мы стараемся обеспечивать их служебным жильем, зачастую рассматриваем вопрос о предоставлении жилья с правом выкупа через три–пять лет. Мы стараемся поддержать желание наших специалистов в плане обучения и повышения квалификации. Однако остаются не все, ротация кадров присутствует, некоторые специалисты все равно уходят в иные производства. Но, несмотря на это, я убежден, что растить своих специалистов перспективно.
– У вас вся лесозаготовка сертифицирована?
– Шесть наших лесозаготовительных предприятий имеют сертификаты FSC, а на двух осуществляются контролируемые поставки. Эти предприятия сейчас проходят аудит для получения сертификатов. Мы осуществляем чистую, легальную лесозаготовку.
– На Архангельском форуме представитель Гринпис заявил о том, что FSC не будет выдавать сертификаты на пионерские рубки. Что вы думаете по этому поводу?
– Думаю, что такая инициатива преждевременна. Это такой своеобразный прессинг на лесозаготовителей. Пионерские рубки существуют, по сути, уже 320 лет, и за один день этот процесс остановить нельзя. К этому никто не готов – ни государство, ни лесозаготовители, ни лесопереработчики. Законодательной базы тоже нет! Переход к интенсивному лесопользованию необходимо осуществлять разумно, постепенно, опираясь не изменения в Лесном кодексе, нормативных документах.
– На ваш взгляд, крупные компании должны участвовать в создании социальной инфраструктуры или это обязанность государства?
– Бизнесу не стоит уходить от решения социальных вопросов, касающихся поддержания школ, детских садов, администраций районов. Мы не можем не участвовать в каких-то социальных проектах, поскольку это касается интересов людей, которые у нас работают. Но и нести на своих плечах большую социальную нагрузку мы тоже не можем. Так что должен быть некий компромисс.
– Существует мнение, что лесозаготовительное хозяйство в России сегодня убыточно. Вы с этим согласны?
– Мне сложно говорить о лесном хозяйстве всей России. Но в целом на сегодняшний день лесозаготовители предоставлены сами себе, они находятся в сложном положении. Постоянно растущие затраты на топливо, материалы, технику, устаревшее лесоустройство, отсутствие дорожной инфраструктуры. Все это сказывается на формировании себестоимости заготовки. Есть противоречия и в сфере общения с природоохранными организациями.
С одной стороны, мы работаем в рамках действующего лесного законодательства. А с другой – природоохранные организации (WWF, Greenpeace) выдвигают свои требования, которые противоречат законодательной базе. Получается, что лесозаготовитель, соблюдая все нормы законодательства, вступает в конфликт с природоохранными организациями.
Я думаю, что на уровне министерства или правительства необходимо решать эту проблему. Должна быть выработана единая политика, найдено компромиссное решение в плане освоения лесного фонда и соблюдения требований всех заинтересованных сторон. Только после этого перед лесозаготовителями можно ставить какие-либо условия.
– Какие проблемы существуют в российском ЛПК?
– Ситуация, на мой взгляд, достаточно тяжелая, прямо скажем, не радужная. К примеру, в Архангельской обл. очень многие лесопромышленные предприятия закрываются. Существует несколько важных вопросов, которые государство должно помочь решить лесопромышленникам в ближайшее время, – это дополнение и изменение некоторых статей в Лесном кодексе, относительно лесохозяйственной деятельности с учетом присоединения России к ВТО.
Вопросы касаются лесоустройства, корректировок лесного плана, распределения лесного фонда по арендаторам, дорожного строительства, мер противопожарной безопасности. Нужно больше внимания уделять строительству и доступности дорог. За последние годы были освоены практически все лесные территории, прилегающие к населенным пунктам, железнодорожным станциям, имеющимся автомобильным дорогам, то есть к развитой инфраструктуре.
И сегодня лесозаготовителям приходится уходить от этих баз на очень большие расстояния, 200–300 км. Для того чтобы в перспективе иметь возможность не уменьшать объемы заготовки, а увеличивать, чтобы перейти к интенсивному лесопользованию, о котором сегодня многие говорят, нужна четкая, понятная транспортная инфраструктура.
Фактически должно быть наложение сетки дорог на лесной фонд. Тогда будет понятно, где и какие лесохозяйственные работы можно вести, какие объемы можно освоить, сколько это будет стоить, в какие периоды и когда можно будет вернуться к пройденным ранее рубками территориям. Появится возможность строить реальные планы по объемным и финансовым показателям на перспективу.
– Кто должен финансировать строительство дорог – государство или бизнес?
– Вопрос финансирования и строительства лесных дорог обсуждается на протяжении длительного времени. На мой взгляд, строительство дорог – это прямая обязанность государства. Со стороны государства есть предложения о софинансировании с разным долевым участием в таких проектах. В основном это 40% – государство, 60% – бизнес. Но здесь речь идет, как правило, о строительстве дорог социальной направленности, то есть они должны примыкать к населенным пунктам.
Но эти дороги в большинстве своем и так существуют. Надо акцентировать внимание на дорогах вглубь неосвоенных территорий, где сегодня сосредоточена основная масса неосвоенных запасов древесины. И здесь без участия государства не обойтись. Сегодня бизнес, получая в аренду расчетную лесосеку, платит государству арендные платежи, за свой счет ведет все лесохозяйственные работы в лесу. При этом на нас еще ложится социальная нагрузка, ответственность и расходы на проведение противопожарных мероприятий. Дорожное строительство весьма затратное, ведет к значительному увеличению себестоимости продукции. Бизнесу в одиночку развитие дорожной инфраструктуры не по плечу.
– Лес должен быть частной собственностью или принадлежать государству?
– Однозначно государству! Насколько я понимаю ситуацию, складывающуюся сегодня в российском ЛПК, лес просто некому доверить. Прежде чем передавать его в частные руки, в отрасли нужно навести порядок. А потом уже требовать от нового владельца соблюдения всех установленных норм и правил. Но даже если лес станет частным, то это не значит, что он будет отрезан от государства.
Это не значит, что владелец какого-либо участка огородит его и люди не смогут ни зайти, ни выйти, воспользоваться дарами леса. Поэтому я думаю, что на сегодняшний день именно государство должно быть собственником леса, но при этом правильно выстраивать взаимоотношения с лесопользователями. То есть не передать участок в аренду и устраниться от решения всех возникающих проблем, как на законодательном уровне, так и на производственном, как это делается сегодня, а участвовать в процессе и понимать, что происходит в отрасли.
– Как вы относитесь к законопроекту «Об обороте круглого леса»?
– Думаю, что принятие этого закона положительно скажется на отрасли. Насколько я знаю, должна быть создана общероссийская система, учитывающая зарегистрированные предприятия, годовой объем расчетной лесосеки на данных предприятиях и полученные лесные декларации, объем заготовленной и реализованной древесины. То есть, если у меня расчетная лесосека 10 тыс. м3, то именно столько я буду должен заготовить и поставить потребителю. И если вдруг я поставлю 11–12 тыс., то должен буду объяснить, где взял эти излишки.
На мой взгляд, это дисциплинирует работу лесозаготовительных предприятий, упорядочит рынок сбыта продукции и поможет бороться с нелегальными лесозаготовителями. Я думаю, что это будет достаточно серьезная система учета и контроля за оборотом круглых лесоматериалов.
Биография
Александр Хмелюк родился в Черкасской обл. в 1962 г. В 1999 г. пришел в группу компаний «Титан» на должность специалиста отдела лесозаготовок. С 2007 г. по настоящее время является директором по лесозаготовкам.
Справка
Компания «Титан» была образована в 1990 г. как общество с ограниченной ответственностью. В 1995 г. принято решение о создании группы компаний «Титан». Сегодня в ГК «Титан» входит восемь лесозаготовительных предприятий: ООО «Карпогорылес», ООО «Пинежьелес», ООО «Усть-Покшеньгский ЛПХ», ООО «Вельское ЛПП», ООО «Беломорская сплавная компания», ООО «Шалакушалес», ООО «Дмитриевский ЛПХ», ООО «Сямженский ЛПХ», а также ЗАО «Лесозавод 25».
Годовой объем поставок древесного сырья на различные деревообрабатывающие предприятия и целлюлозно-бумажные комбинаты составляет более 4 млн м3, из которых около 1,5 млн м3 заготавливаются собственными предприятиями компании. Основными потребителями являются Архангельский ЦБК и «Лесозавод 25». Более 85% леса заготавливается с помощью современных лесозаготовительных комплексов Caterpillar, Rottne, Volvo, Logset. В 2006 г. группа компаний «Титан» стала членом Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). Пять из восьми лесозаготовительных предприятий генерального поставщика древесины на Архангельский ЦБК имеют FSC-сертификаты на лесоуправление и на цепь поставки «от производителя к потребителю».
Комментарии