Неудовлетворительная работа железной дороги стала одним из барьеров, вставших на пути развития лесной промышленности. Участники рынка все чаще сходятся во мнении, что монополист «Российские железные дороги» уже не способен обеспечить объем перевозок адекватный потребностям лесопромышленников.
Рост перевозок лесных грузов замедляется, прежде всего, двумя факторами - нехваткой подвижного состава и громоздкой структурой «РЖД», снижающей оперативность логистики. Рассказывают о случаях, когда расстояние в 400 километров вагоны преодолевали целых семь суток.
Дефицит платформ порождает ситуации, когда лесозаготовители не имеют возможности отправлять заготовленное сырье, а лесопромышленники из-за отсутствия сырья вынуждены снижать объем производства.
Нехватка подвижного состава происходит, главным образом, потому, что государство никак не стимулирует закупку новых вагонов. В последние годы частные операторы и «РЖД» занимались в основном переделкой и модернизацией существующего вагонного парка, не предназначенного для перевозки круглого леса.
Возникает ощущение, что железнодорожные операторы считают лесную промышленность неперспективной отраслью. В прошлом году огня добавила официальная телеграмма «РЖД», запретившая погрузку лесных грузов в железнодорожные полувагоны.
Согласно решению компании перевозить лес можно было только на открытых платформах, а полувагоны направлялись на другие цели. Поскольку такое решение противоречило Гражданскому кодексу, Федеральная антимонопольная служба отменила телеграмму. Но от этого вагонов больше не стало.
В середине лета 2005 года Федеральная служба по тарифам приняла решение о доиндексации на 4% тарифов на грузовые перевозки, выполняемые «РЖД». В ближайшее время это должно принести компании около 9 млрд рублей дополнительных доходов.
Как это отразится на промышленности в целом, видимо, никто не учитывает. Введение льготных тарифов на железнодорожную перевозку продукции глубокой переработки было бы выгодно не только лесопромышленникам, но и бюджету.
В конечном итоге налоги получает государство, в его интересах, чтобы предприятия производили больше продукции. Но пока деревообработчики вынуждены сдерживать рост производства, чтобы избежать затоваривания, а тарифы на перевозку повышаются с завидной регулярностью.
Комментарии