Весь 2012 г. объемы экспорта круглого леса из России сокращались, поставки целлюлозно-бумажных изделий и упаковки остались на уровне предыдущего года, а поставки фанеры, напротив, увеличились. Снижение объемов экспорта лесопромышленники связывают с кризисом в Европе и замедлением экономического роста в Китае.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, за последние пять лет экспорт делового круглого леса из России снизился на 60%, что суммарно составило 29 млн м3.
В то же время производство пиломатериалов внутри страны увеличилось на 8% (+3 млн м3), а их экспорт вырос на 13%. Во многом этому способствовала политика российского правительства, направленная на увеличение переработки древесины внутри страны.
В течение ряда лет правительство повышало пошлину на экспорт круглого леса и собиралось довести ее до запретительного уровня в 50%. Также к снижению привел финансовый, а за ним и строительный кризис в Европе.
В прошлом году ситуация кардинально изменилась: правительство отказалось от идеи запретить экспорт бревен и подписало соглашение о присоединении к ВТО.
По условиям соглашения Россия обязана снизить пошлины на экспорт квотированного объема необработанной древесины. Однако соглашение было подписано только в сентябре и не оказало существенного влияния на объемы и структуру лесопромышленного экспорта в 2012 г.
«Присоединение России к ВТО пока не отразилось на изменении доли экспорта в структуре продаж компании «Инвестлеспром», – рассказывает коммерческий директор ЗАО «Инвестлеспром» Максим Писарев.
– Этот процесс имеет определенную инертность, и мы не ожидаем моментального эффекта с точки зрения усиления позиций на внешних рынках. Для нашей компании – это целенаправленная, системная и планомерная работа по каждому продукту в каждой стране по отдельности, с учетом конкурентного окружения и действующих законов».
С ним согласна начальник отдела маркетинга «ЛПК Континенталь Менеджмент» Надежда Рязанцева, полагающая, что присоединение России к ВТО никак не повлияло на изменение доли экспорта компании.
Общий экспорт необработанной древесины в январе–ноябре 2012 г., по данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), снизился на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., до $1,375 млрд.
Общий экспорт пиломатериалов остался на уровне прошлого года – рост составил 0,6% в годовом исчислении, до $3,1 млрд. Экспорт фанеры вырос на 63,5%, до $820 млн. Экспорт целлюлозы и газетной бумаги также увеличился – на 13,2% (до $982 млн) и 0,3% (до $651,6 млн) соответственно.
В страны дальнего зарубежья поставки круглого леса и пиломатериалов сократились. По данным ФТС, за 11 мес. 2012 г. экспорт необработанной древесины из России упал на 8,7% и составил $1,34 млрд, а экспорт обработанных лесоматериалов снизился на 2,9% и составил $2,42 млрд.
Объемы поставок газетной бумаги снизились на 4,8%, до $566,4 млн. Поставки фанеры выросли довольно незначительно – всего на 1,2%, до $701,8 млн. А вот экспорт целлюлозы увеличился на 12% и в стоимостном выражении составил $935,5 млн.
В страны СНГ экспорт лесной продукции вырос. В январе–ноябре 2012 г., по данным ФТС, экспорт необработанных лесоматериалов вырос на 32,7%, до $36,5 млн.
Экспорт обработанных лесоматериалов в страны СНГ с января по ноябрь 2012 г. вырос на 12,8% по сравнению с прошлогодними показателями и составил $677,5. Поставки фанеры в страны СНГ увеличились в 7 раз, до $118,2 млн. Экспорт целлюлозы вырос на 34,4%, до $46,5 млн, а газетной бумаги – на 65,3%, до $85,2 млн.
По мнению аналитика компании «Нова Менеджмент Групп» Павла Артемьева, после достаточно активного роста в 2010–2011 гг. ситуация на мировых рынках пиломатериалов в 2012 г. была неоднозначной.
«Слабый спрос на лесопродукцию был обусловлен тем, что в Европе из-за низкой потребительской активности, бюджетного дефицита и высокого уровня долга отмечался низкий уровень строительства, – считает он.
– На Ближнем Востоке, на фоне возросшего объема поставок высококачественных пиломатериалов из Европы, усилилась конкуренция. В Китае после рекордных объемов поставок в конце 2011 г. произошло затоваривание складов, цены в течение первого полугодия 2012 г. существенно снижались».
По словам Артемьева, замедление темпов роста экономики Китая, снижение расходов правительства приводят к замедлению темпов роста спроса на лесопродукцию.
В Японии рост домостроительного сектора стимулировал спрос на пиломатериалы. При этом высокий уровень цен в конце 2011 г. и начале 2012 г. привел к росту поставок из Европы, Северной Америки, России и усилению конкуренции на рынке.
Представители компаний ЛПК по-разному оценивают прошедший год. «Группа «Илим» экспортирует свою продукцию в Европу и на рынки Юго-Восточной Азии (Корея, Япония, Китай), – рассказывает генеральный директор Группы «Илим» Пол Херберт.
– И для нас 2012 г. был непростым, так как потребительский спрос в Европе оставался на низком уровне, замедлились и темпы роста Китая. Прежде всего это сказалось на цене на нашу продукцию – она существенно упала. Однако уже к концу года наметились тенденции к исправлению ситуации».
С ним согласен и директор по коммуникациям Ilim Timber Святослав Бычков, считающий, что замедление китайской экономики в середине 2012 г. повлекло снижение цен и объемов. «Политическая нестабильность в странах Ближнего Востока и Северной Африки не способствовала развитию экспорта, – рассказывает эксперт.
– Рынок Европы оставался волатильным при избыточном предложении пиломатериалов из лиственницы. Однако в IV квартале наметился позитивный тренд, связанный с перераспределением объемов поставок лесоматериалов из Канады на рынок США.
Изменчивость глобального рынка проверила на прочность гибкость экспортных производств и альтернативных логистических цепочек. В части хвойной фанеры доля экспорта выросла в связи с перераспределением объемов из Латинской Америки на рынок США».
Для компании «Инвестлеспром» 2012 г. был достаточно спокойным, что касается экспорта, то он, по оценкам Максима Писарева, не намного отличался от показателей предыдущего года.

«Поскольку группа «Инвестлеспром» является крупнейшим производителем индустриальной и потребительской упаковки на отечественном рынке и входит в тройку мировых лидеров по производству мешочной бумаги и упаковки, это, безусловно, отражается на структуре продаж компании.
Так, например, большая часть произведенной индустриальной и потребительской упаковки реализуется на локальных рынках, аналогично ситуация обстоит с ДВП и ЛДСП. Экспорт бумаги в общем экспорте компании по результатам 2012 г. составил от 30 до 45% в зависимости от типа бумажной продукции.
Доля экспорта фанеры составляет около 60%, а пиломатериалов – более 80%. В целом 2012 г. сопоставим по объемам экспорта с 2011 г., и объем экспорта сохранился на прежнем уровне».
По мнению Святослава Бычкова, в текущем году экспортеры могут столкнуться с двумя проблемами: обострением политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки и замедлением экономики Евросоюза.
С ним согласен и Павел Артемьев, считающий, что основной риск заключается в затягивании восстановления мировой экономики и низкой активности в строительном секторе.
Как отмечает Пол Херберт, несмотря на европейские риски, существует рост в США и Китае. «Это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее», – говорит он.
Надежда Рязанцева считает, что на рынке влагопрочной бумаги рост цен на целлюлозу на внутреннем рынке может привести к частичной потере экспорта. А вот на рынке пергамента эксперт не видит никаких рисков для своей компании.
«В силу сложившейся конъюнктуры мирового рынка пергамента, а именно отсутствия у ведущих игроков собственной сырьевой базы, риски экспортного рынка в этом сегменте для Троицкой бумажной фабрики минимальны», – считает она.
Изменений не предвидится
Согласно прогнозам Минэкономразвития, ввиду снижения ставок вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину, принятых в связи с присоединением России к ВТО, темп роста экспорта этой продукции к 2015 г. составит 150,6% по сравнению с 2011 г.
При этом поставки лесопромышленной продукции глубокой переработки также будут увеличиваться, хоть и не настолько быстро. Так, в 2015 г. ожидаемый рост объемов экспорта ДВП составит 121,9% по сравнению с 2011 г., пиломатериалов – 124,8%, а целлюлозы – более 128,3%.
В целом рост экспорта продукции деревообработки и ЦБП в 2015 г. по сравнению с 2011 г. составит 123–130%. Кроме того, в прогнозе отмечается, что из-за устаревших, небезопасных для окружающей среды технологий, высокого уровня морального и физического износа оборудования продукция российского производства на сегодняшний день уступает зарубежным аналогам.
В связи с этим не выдерживаются стандарты качества, увеличивается расход ресурсов (сырье, энергия, труд) на единицу продукции. Однако у представителей компаний ЛПК прогнозы более осторожные.
«По перспективам на 2013 г. можно сказать, что объем экспорта будет не меньше уровня 2012 г. в натуральном выражении, в денежном выражении мы ожидаем умеренного роста за счет улучшения конъюнктуры на основных экспортных рынках по ключевым продуктам компании», – считает Максим Писарев.
Такой же точки зрения придерживается и Святослав Бычков, считающий, что в 2013 г. доля экспорта в компании Ilim Timber изменится несущественно. По мнению эксперта, позитивные ожидания связаны с возобновлением спроса в США, что снизит давление на азиатские рынки со стороны канадских производителей.
Восстановление рынка в Китае должно отразиться на объемах и ценах. «Системным элементом может стать рынок Индии, но на более долгосрочном отрезке, – добавляет он. – Конкуренция среди российских экспортеров в Сибири будет нарастать на фоне роста цен на пиловочник и логистических издержек.
Позитивным фактором может стать укрепление доллара». Однако некоторые компании, стараясь не хранить «все яйца в одной корзине», начинают развивать другие направления.
Так, например, на Троицкой бумажной фабрике, входящей в группу компаний «Континенталь Менеджмент», в 2012 г. было запущено производство медицинской бумаги повышенной воздухопроницаемости для изготовления упаковки шприцов и других медицинских изделий.
До конца 2013 г. предприятие планирует занять 50% этого рынка в России и странах СНГ. «Годовая емкость рынка бумаги для упаковки медицинских изделий и стерилизации в России и странах СНГ оценивается в 1,2 тыс. т, – рассказывает Надежда Рязанцева.
– Кроме того, Троицкая бумажная фабрика сейчас отрабатывает технологию производства беленого подпергамента марки П массой 40, 45 и 52 г/м2. Беленый подпергамент марки П предназначен для упаковки продуктов с небольшим содержанием жира и производится без использования химикатов для придания жиростойкости.
Годовая емкость рынка этого вида подпергамента в России и странах СНГ оценивается в 1 тыс. т. В планах фабрики – занять 100% российского рынка этой продукции, а также начать экспорт в Турцию, Египет, Израиль».
Кроме всего прочего, в планах предприятия – завершить инвестиционную программу, что позволит улучшить качество бумаги и пергамента и, как следствие, увеличить экспортные поставки и расширить их географию.
«В 2013 г. фабрика планирует нарастить доли на мировых рынках пергамента и влагопрочной бумаги за счет роста спроса на экологичную упаковку в пищевой промышленности, который в 2012 г. составил 3%, а в 2013 г. прогнозируется на уровне 2%», – добавляет Рязанцева.
Группа «Илим» также делает ставку на выпуск новой продукции. «2013 г., безусловно, станет новым этапом в развитии нашей компании, – рассказывает Пол Херберт.
– В Коряжме у нас заработает самая современная в России бумагоделательная машина, будет запущена меловальная установка. Это означает, что Группа «Илим» станет выпускать офисную бумагу, а также будет первой в России компанией–производителем мелованной бумаги.

Наш проект в Коряжме является логическим шагом в реализации стратегии импортозамещения. Также в Братске мы откроем новую линию по изготовлению хвойной целлюлозы. В результате этого объемы производства целлюлозы в Братске превысят 1 млн т в год.
Таким образом, мы укрепим свои позиции ведущего экспортера целлюлозы на рынки Азии. В наших планах – увеличить экспорт целлюлозы в Китай. Подводя итог, можно сказать, что 2013 г. будет ярким и успешным».
Комментарии