• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Из-за реформы РЖД спрос на большегрузы вырос
Менеджмент

Оптимизация себестоимости пиловочника

Одной из составляющих себестоимости пиловочника являются транспортные расходы. Оптимизировать их можно, если распиловка происходит недалеко от места заготовки древесины.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Сергей Ершов
Февраль 2013, № 1-2 (57-58)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

Одной из составляющих себестоимости пиловочника являются транспортные расходы. Оптимизировать их можно, если распиловка происходит недалеко от места заготовки древесины.

На сегодняшний день из-за значительного подорожания топлива увеличилась и стоимость доставки пиловочника от леспромхозов до лесопильных заводов, что отразилось на себестоимости производства пиломатериалов. В первую очередь пострадали предприятия, получающие пиловочник от удаленных леспромхозов. Коснулось это и заводов, расположенных в месте отгрузки, где сосредоточены значительные производственные мощности по изготовлению экспортных пиломатериалов. Сократить транспортную составляющую в себестоимости лесопродукции можно, если формирование сечения пиломатериала приближено к месту заготовки древесины. В этом случае пиловочник распиливают в леспромхозе в условиях нижнего склада, а на завод отправляют сырые пиломатериалы для окончательной доработки и отгрузки. В результате объем перевозимого груза сокращается пропорционально выходу пиломатериалов. Минусом использования такой схемы является недостаточно высокая эффективность переработки пиловочника в леспромхозе. И тому есть несколько причин: невысокая производительность оборудования, небольшой выход пиломатериалов, меньший срок службы оборудования. Объясняется это тем, что в условиях леспромхоза можно использовать только станки, предназначенные для малого лесопиления. Такое оборудование сейчас широко представлено отечественными и зарубежными производителями – это круглопильные и ленточнопильные станки с производительностью 15–25 тыс. м3 сырья в год.

Такие агрегаты, установленные в порту отгрузки, будут менее эффективны по сравнению с высокопроизводительными линиями для производства пиломатериалов, поскольку расходы на доставку лесопродукции будут теми же. Но по мере удаления поставщика пиловочника и учитывая транспортные расходы, себестоимость пиломатериалов, произведенных в леспромхозе на таком оборудовании и доставленных в порт отгрузки, будет расти медленнее по сравнению с себестоимостью пиломатериалов, произведенных в месте отгрузки из привезенного из того же леспромхоза пиловочника. При каком-­то расстоянии эти себестоимости сравняются, и при дальнейшем удалении леспромхоза становится целесообразным производить пиломатериалы в леспромхозе. Это расстояние можно назвать критическим.

Рис. 1. Схема транспортных потоков

К примеру, пиловочник производится в пункте А, его доставляют в пункт B на расстоянии L1 для распиловки (формирования сечения). Затем груз везут в пункт C на расстоянии L2 для доработки и отгрузки на экспорт. Стоимость перевозки кубометра пиловочника на расстояние 1 км – p1, а пиломатериалов – p2. При этом расходы на зарплату, энергию и сопутствующие затраты для производства одного кубометра пиломатериалов примерно одинаковы для леспромхоза и лесопильного предприятия. Тогда на изменение себестоимости пиломатериалов в пункте C будут влиять расстояния L1 и L2, стоимости перевозок p1 и p2, стоимость лесопильного оборудования (инвестиции) I, срок службы оборудования t, его годовая производительность в кубометрах пиловочника П и выход пиломатериалов r. Для лесопильного предприятия L2=0, для леспромхоза L1=0. При производстве пиломатериалов получаются кусковые отходы, которые могут быть переработаны в технологическую щепу. Выход щепы rщ, стоимость одного кубометра щепы pщ. Щепу, произведенную в леспромхозе, также надо перевозить на расстояние L2. Для леспромхоза выход щепы, равный нулю, означает, что кусковые отходы используются на месте как топливо.

Рис. 2. Расчетная схема транспортных потоков

Для определения переменной части себестоимости одного кубометра пиломатериалов необходимо оценить долю инвестиций в этом кубометре. Для этого можно воспользоваться эквивалентным аннуитетом EA.

Данную формулу можно представить двумя слагаемыми, второе из которых зависит только от инвестиций, срока службы и ставки дисконтирования и отражает долю вложений в годовой программе. Разделив это слагаемое на годовую программу производства пиломатериалов, можно вычислить, чему будет равна доля инвестиций в одном кубометре пиломатериалов. Тогда переменную часть в себестоимости, зависящую от расстояния, цены перевозки, инвестиций, срока службы оборудования, годовой производительности и выхода пиломатериалов, можно выразить следующей формулой:

Это позволяет подсчитывать критические расстояния для различных условий производства пиломатериалов. При сравнении двух вариантов транспортной схемы критическим будет такое значение, при котором переменная часть себестоимости пиломатериалов, определенная по формуле, для обоих вариантов совпадает. Например, на итальянской линии для распиловки бревен Primultini годовая производительность составляет 200 тыс. м3, цена 85 тыс. евро, а у финского круглопильного станка Laimet 120 годовая производительность 25 тыс. м3, цена $14,8 тыс. Доставка пиловочника и пиломатериалов автомобильным транспортом (стоимость перевозки 1 м3 на 1 км) составляет 7 руб. Как показали расчеты, сделанные по методике Г.Ф. Прокофьева, выход пиломатериалов при распиловке на ленточнопильном станке при оптимизации раскроя составляет 59%, выход щепы – 27%. При распиловке в условиях малого лесопиления выход пиломатериалов равен 49%, кусковых отходов – 21%. Такой низкий показатель получается из¬за более широкого пропила и неоптимального раскроя. Для приведенных условий критическое расстояние составит 258 км.

Рис. 3. Влияние расстояния перевозки на себестоимость пиломатериалов

Постепенный перенос этапа формирования сечения к месту заготовки древесины позволит решить некоторые социальные и экологические проблемы, такие как занятость населения, использование возобновляемых источников энергии (кусковые отходы лесопильного производства), снижение нагрузки на автомобильные и железные дороги.

Теги: Логистика , Линии сортировки пиловочника , Тонкомерный пиловочник
Тема этой статьи Менеджмент
Отслеживать
Еще интересные темы:
  • Логистика
Тема Менеджмент
Заготовка древесины полудеревьями
Тема Инвестиции
Интервью генерального директора холдинга Череповецлес Валерия Писарева
Тема Маркетинг
Древесное сырье дорожает

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_n57-58/Optimizatsiya_sebestoimosti_pilovochnika_590/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте