Белоруссия сегодня крайне заинтересована в инвестициях. Но чтобы их привлечь, условия приватизации в стране должны стать прозрачными и едиными для всех. Пока в истории приватизации Белоруссии не было положительных примеров привлечения сторонних средств.
Развитие деревообрабатывающей отрасли – одно из приоритетных направлений инвестиционной деятельности Белоруссии, что декларируется правительством республики.
Действительно, у страны для успешного развития бизнеса в данной отрасли есть многое: значительные лесные ресурсы, удобное расположение с точки зрения логистических коридоров, а также наличие квалифицированного специализированного персонала.
В то же время белорусские деревообрабатывающие предприятия за последние десятилетия из-за отсутствия своевременного обновления производственных фондов, слабой маркетинговой политики и агрессивного проникновения зарубежных компаний утратили свою конкурентоспособность.
Ежегодный объем импорта в Белоруссию продукции глубокой переработки превышает несколько сотен миллионов долларов, в то время как основу белорусского экспорта в ЛПК составляют балансы древесины, щепа, а также изделия с низкой добавленной стоимостью.
Для развития деревообрабатывающей промышленности в 2007 г. в стране была принята комплексная программа, предусматривающая реконструкцию всех крупнейших производственных предприятий в отрасли: «Ивацевичдрев», «ФанДок», «Борисовдрев», «Могилевдрев», «Речицадрев», «Витебскдрев», Мозырский ДОК, «Мостовдрев», «Гомельдрев».
Кроме того, эта программа направлена на организацию выпуска изделий деревообработки, идущих на экспорт и способных заменить импортные аналоги. В настоящее время в отрасли реализуется около десяти крупных инвестиционных проектов с общим объемом вложений порядка $800 млн.
Между тем, несмотря на то что в последние годы предприятия лесной отрасли Белоруссии демонстрировали убыточность или низкую рентабельность, власти республики не рассматривают приватизацию ключевых игроков. Это обусловлено желанием руководства страны сохранить государственный контроль.
Причем данная тенденция характерна не только для деревообрабатывающей промышленности. Так, осенью 2012 г. белорусскими властями был отменен список предприятий, подлежащих приватизации в соответствии с обязательствами перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС о выделении Белоруссии стабилизационного кредита в 2011 г.
В последние годы приоритетной формой сотрудничества белорусского правительства с зарубежными игроками рынка деревообработки является привлечение прямых иностранных инвестиций.
Однако пока такая политика не привела к результатам – единственной крупной «историей успеха» в отрасли за последние годы можно считать проект компании Kronospan по созданию в г. Сморгонь предприятия по изготовлению плит ДСП, МДФ, ХДФ, ЛДСП, ОСП. Запуск производства запланирован на конец 2012–2013 г.
Что касается приватизации, то по вполне понятным причинам основной интерес зарубежные инвесторы проявляют к наиболее крупным игрокам отрасли.
Однако тот факт, что все решения по приватизации белорусских предприятий принимаются исключительно президентом, а также отсутствие прозрачных условий приватизации делают такую схему вхождения на белорусский рынок слишком рискованной для инвесторов.
Своеобразным индикатором приватизационной деятельности Белоруссии можно считать неоднократные безуспешные попытки компании IKEA наладить производство части своей продукции в этой стране.
Переговоры с прибалтийской «дочкой» IKEA длились около десяти лет, и предварительные договоренности были достигнуты только в 2011 г. Есть и другие примеры.
За последние два года государство установило контроль над несколькими частными предприятиями, причем достаточно успешными с точки зрения показателей деятельности.
Основными секторами, затронутыми данными процессами, стали деревообработка, кондитерская промышленность, легкая промышленность, а также производство стройкерамики.
Так, в январе 2011 г. Президент Белоруссии своим указом определил государственный концерн «Беллесбумпром» управляющей компанией частного деревообрабатывающего холдинга «Холдинговая компания «Пинскдрев» – крупнейшего производителя мебели в республике.
При этом государству в данной структуре не принадлежало ни одной акции. Также в ходе реорганизации был смещен с должности генеральный директор «Пинскдрева» и расформирован наблюдательный совет.
В декабре 2011 г. государство увеличило свою долю с 3 до 57% в ОАО «Керамин», занимающегося производством керамической плитки и сантехники.
В госсобственность перешли акции предприятия, которые были приобретены гражданами в ходе льготной приватизации и находились на балансе предприятия.
Кроме того, в октябре 2012 г. во время совещания по вопросам развития кондитерской отрасли А. Лукашенко выразил недовольство инвесторами, контролирующими деятельность двух крупнейших кондитерских предприятий Белоруссии – ОАО «Коммунарка» и ОАО «Спартак».
Следствием этого стало утверждение общим собранием акционеров «Коммунарки» изменений в уставе общества, согласно которым доля государства в предприятии составила 57%. Аналогичная процедура прошла на «Спартаке», где госдоля возросла до 60%.
В обоих случаях значительные пакеты акций принадлежали миноритариямфизлицам, которые были получены в ходе льготной приватизации в 1990-е гг. Консолидация пакетов инвесторами вошла в противоречие с текущими интересами белорусского государства, поскольку средства за акции получали частные лица, продающие их, а не госбюджет.
Учитывая растущую потребность Белоруссии в финансовых ресурсах в условиях хронического дефицита внешней торговли и роста затрат на обслуживание госдолга, сценарий дальнейшего пересмотра итогов приватизации на предприятиях, чьи собственники консолидировали акции физлиц, является вероятным.
Также возможно превентивное увеличение доли государства до 50% и более в тех акционерных обществах, где акции принадлежат гражданам. Так, по состоянию на июль 2012 г. государство уже являлось акционером более чем 300 акционерных обществ, не имея при этом контрольного пакета.
К группе с наиболее высоким риском относятся предприятия, где акции принадлежат гражданам, а также предприятия, где акции физлиц еще никем не консолидированы.

К группе с незначительным риском можно отнести предприятия, где инвестор приобретал акции непосредственно у государства. Меньше всех рискуют предприятия, созданные инвесторами с нуля, а не на базе активов бывшей советской собственности, прошедшей акционирование.
Комментарии