Прошедший 2012 г. для лесной отрасли был насыщен событиями: переподчинение Рослесхоза в ведение Минприроды, назначение Аркадия Дворковича председателем Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ, разработка проекта Национальной лесной политики и принятие законопроекта «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», а в перспективе – создание нового ведомства, отвечающего за отрасль.
В мае 2012 г. полномочия по нормативно-правовому регулированию были переданы Минприроды России. А вслед за этим Виктора Зубкова на посту председателя Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ сменил Аркадий Дворкович.
Кроме него в совет вошли: замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов, который назначен ответственным секретарем совета, замруководителя ФТС России Руслан Давыдов и губернатор Архангельской обл. Игорь Орлов. В то же время из состава совета были исключены бывший замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев, экс-губернатор Архангельской обл. Илья Михальчук, министр энергетики РФ Александр Новак, экс-губернатор Вологодской обл. Вячеслав Позгалев, министр транспорта РФ Максим Соколов, бывший депутат Госдумы Евгений Туголуков и замруководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Сергей Шохин. А через некоторое время в Совет был включен член Совета Федерации от Архангельской обл. Константин Добрынин.
«Отрасль ждет от правительства перспективной и последовательной политики и стратегии для устойчивого развития ЛПК как важнейшей составляющей экономики России», – говорит директор по коммуникациям Ilim Timber Святослав Бычков.
По мнению директора по лесной стратегии ОАО «Группа «Илим» Игоря Сапункова, в минувшем году правительство стало внимательнее относиться к ЛПК. «Долгие годы лесопромышленникам не удавалось найти общий язык с правительством. Однако в последнее время многое изменилось. Появилась обратная связь.
И объясняется это приходом Аркадия Дворковича. Он начал нас слушать и задавать четкие вопросы: что надо делать, чтобы развивать лесопромышленный комплекс России? Это положительная тенденция».
Важным шагом в попытке навести порядок в лесной отрасли стала разработка Национальной лесной политики. В отличие от Лесного кодекса, регулирующего взаимоотношения участников рынка, она призвана стать основой лесопользования.
В документе попытались учесть интересы всех сторон. «В прошлом году мы провели целую серию совещаний по выработке Национальной лесной политики, на которую возлагаются такие большие надежды,
т.к. она должна обеспечить сохранение и приумножение лесов, стимулировать развитие лесного сектора, создание новых рабочих мест, гарантировать свободный и равный доступ граждан к лесам», – сказал руководитель прессслужбы Рослесхоза Владимир Дмитриев.
Однако, по мнению «Гринпис России», утверждению Национальной лесной политики, скорее всего, помешает федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», проект которого принят в первом чтении Государственной Думой.
«Законопроект предусматривает разработку большого количества самых разных документов государственного стратегического планирования, – говорится на сайте организации.
– К числу этих документов относятся так называемые «отраслевые документы государственного стратегического планирования», под определение которых подходит и Национальная лесная политика.
Этим документам в законопроекте посвящена целая статья (ст. 23), которая определяет, в частности, по чьему решению и на основе чего разрабатываются эти документы, какова их структура, кем и когда они утверждаются.
Поскольку существующая в настоящее время версия проекта Национальной лесной политики разработана без учета этих требований и по большинству параметров этим требованиям не соответствует, у нее, скорее всего, нет никаких шансов быть утвержденной.
Довести проект Национальной лесной политики до ума в течение 2013 г. практически нереально, а потом его придется перерабатывать в соответствии с требованиями нового закона».
С начала прошлого года вовсю обсуждался выдвинутый Правительством РФ законопроект «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», предусматривающий введение единой государственной автоматизированной информационной системы оборота круглых лесоматериалов (ЕГАИС), цель которой – сделать рынок круглых лесоматериалов максимально прозрачным.
С его вступлением в законную силу 13 марта 2013 г. ввоз продукции из древесины в страны Европейского союза без подтверждения легальности ее заготовки будет ограничен. А пока региональным властям приходится принимать законы местного масштаба.
Так, с 1 ноября 2012 г. в Вологодской обл. был принят закон «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Вологодской обл.», согласно которому оборот незаконной древесины будет караться штрафом в размере до 300 тыс. руб.
Как отмечает Владимир Дмитриев, в 2012 г. в четыре раза увеличилось софинансирование лесохозяйственных мероприятий со стороны регионов. В результате на нужды лесного хозяйства деньги теперь выделяются не только из федерального, но и из региональных бюджетов, а также за счет арендаторов.
«Осуществляется целенаправленная программа государственной поддержки глубокой переработки древесины, – рассказывает Дмитриев. – В перечень приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов сейчас входят 117 проектов с общим объемом инвестиций около 400 млрд руб. и объемом потребляемой древесины 77 млн м3.
Инвестиционные проекты реализуются в 35 субъектах РФ. Только в 2012 г. в перечень приоритетных инвестпроектов включено 23 новых проекта с общим объемом инвестиций 52 млрд руб.».
В «Гринпис России» не считают финансирование отрасли достаточным. На сайте организации приведены сравнительные данные о затратах на ЛПК и грядущие Олимпийские игры.

Так, например, в 2012 г. расходы на подготовку Олимпиады превысили расходы на тушение лесных пожаров в 358,3 раза. А запланированные на 2013 г. затраты на лесное хозяйство в 51,4 раза меньше, чем на проведение игр.
Комментарии