Председатель совета директоров компании SCA в России и СНГ Ингольф Браун считает, что государству необходимо поддерживать сбор макулатуры, как это было в СССР, бороться с бюрократией и упорядочить импортные пошлины.
Председатель совета директоров компании SCA в России и СНГ Ингольф Браун считает, что государству необходимо поддерживать сбор макулатуры, как это было в СССР, бороться с бюрократией и упорядочить импортные пошлины.
– Как давно работает на российском рынке компания SCA? Каковы ваши основные цели?
– SCA вышла на российский рынок через дистрибьюторов в 1994 г. В 1998 г. компания приобрела бумажную фабрику в Светогорске, недалеко от границы с Финляндией. С этого момента рост продаж компании составляет примерно 20% в год. В июле текущего года мы завершили сделку по приобретению в Европе бизнеса американской компании Georgia-Pacific по производству бумажной продукции. В этом секторе компания SCA уже лидирует, мы являемся первыми в Европе и в России на рынке санитарногигиенических бумаг.
– Какой ассортимент продукции выпускает компания?
– Мы производим целый ряд санитарногигиенической продукции: туалетную бумагу, носовые платочки, салфетки для лица, кухонные полотенца, столовые салфетки торговой марки Zewa, а также бумажную продукцию для внедомашнего использования торговой марки Tork, которая предназначена для общественных учреждений, офисов и сегмента HoReCa (отели, рестораны и кейтеринг). Кроме того, мы производим средства женской гигиены торговой марки Libresse, подгузники торговой марки Libero и средства по уходу при недержании торговой марки TENA.

– Какие компании являются вашими основными конкурентами?
– На сегодняшний день SCA – единственная международная компания в сегменте санитарногигиенических бумаг с полным циклом производства в России. Из ключевых российских компаний нашими конкурентами являются Сясьский ЦБК, «Сыктывкар Тиссью Груп», картонно-бумажный комбинат в Набережных Челнах. Эти предприятия используют современное оборудование, изготавливают продукцию высокого качества и развивают торговые марки ритейлеров. Если говорить о наших европейских конкурентах, то это компании Kimberly-Clark и Metsa.
– В чем заключаются конкурентные преимущества продукции SCA?
– Наши торговые марки занимают прочные позиции на рынке сани¬тарногигиенических бумаг. В этом году компания получила три награды «Товар года 2012» сразу в трех категориях – «носовые платочки», «кухонные полотенца» и «туалетная бумага». В этом сегменте у нас много преимуществ. Например, мы существенно развили рынок двухслойной, трехслойной туалетной бумаги. Надо отметить, что SCA постоянно вкладывает существенные средства в модернизацию своего производства. 130 млн евро было инвестировано в расширение нашей фабрики по производству санитарногигиенических бумаг в г. Советске. Кроме того, хотелось бы отметить, что мы инвестируем не только в технику, но и в людей. Мы также являемся социально ориентированной компанией. Мы поддерживаем целый ряд организаций Тульской и Ленинградской обл., где расположены наши фабрики. К нам на экскурсии приходят местные школьники и студенты. Благотворительная помощь в виде продукции оказывается школам, больницам, детским домам, домам престарелых. Еще одно конкурентное преимущество компании: наши производственные мощности – самые лучшие и большие в России.
– Кто ваши постоянные поставщики?
– Для производства бумажных изделий мы используем макулатуру, которую нам поставляют маленькие компании, в основном из Центральной и Северо-Западной России. И контроль над качеством сырья у нас весьма жесткий. Компания SCA требует от своих поставщиков следования глобальным стандартам в области экологии и охраны окружающей среды. Упаковочный материал нам поставляют из Финляндии, так как в России пока нет компании, которая могла бы обеспечить нас упаковочным материалом необходимого качества. Конечно, поиски партнеров среди местных поставщиков идут постоянно. Но пока безрезультатно. Оборудование мы также закупаем за границей, в основном в Европе, Азии или Америке.
– Куда поставляется готовая продукция?
– Мы поставляем нашу продукцию во все крупные торговые сети по всей России. Помимо этого мы экспортируем в Казахстан, Украину и другие страны СНГ. Но экспортировать в страны Западной Европы нам невыгодно, так как это слишком большие расстояния.
– Сегодня все компании уделяют много внимания оптимизации затрат. Что для этого делает ваша компания?
– В настоящее время SCA проводит большую программу в этом направлении. Во-первых, мы оптимизируем стоимость закупок сырья, договариваемся с поставщиками о скидках. На сегодняшний день SCA – крупный закупщик целлюлозы в Европе и самый крупный закупщик макулатуры в России. Во-вторых, мы повышаем эффективность производства. За последние несколько лет продажи компании выросли на 20%, и это не связано с увеличением персонала (количество сотрудников, работающих на предприятии, выросло на 5%). Наоборот, оптимизация производственных линий, повышение эффективности оборудования позволяют использовать наши человеческие и производственные ресурсы максимально эффективно. И третья мера – оптимизация затрат на маркетинг и рекламу. В настоящее время мы увеличиваем свое присутствие в Интернете и вкладываем средства в продвижение брендов в социальных сетях.
– Сталкиваетесь ли вы с трудностями при подборе персонала?
– Постоянно. С трудностями мы сталкиваемся по большей части в России. Надо сказать, что в России, по крайней мере в тех регионах, где у нас есть производства, очень низкий уровень безработицы, поэтому найти квалифицированных рабочих, даже на должность водителя¬погрузчика, крайне трудно. Конкуренция среди предприятий за сотрудников большая. Приведу простой пример. В Тульской обл. у нас есть склад. Там же российская компания-ритейлер открывает большой дистрибьюторский центр и набирает персонал, поэтому у нас идет борьба за таланты. Тяжело не только найти высококвалифицированных людей, но и удержать их.
– Какое финансирование вы привлекаете для развития бизнеса?
– Даже в России, несмотря на значительные инвестиции, у SCA достаточно денежных средств для их финансирования. У компании стабильное финансовое положение. Финансирование прибыльных инвестиций не является для нас проблемой.
– Планируется ли расширение направлений деятельности компании?
– Да, несомненно. В 2009 г. производственные мощности компании в России составляли 40 тыс. т бумаги в год. Когда мы построили фабрику в г. Советске и модернизировали нашу фабрику в г. Светогорске, производственные мощности увеличились до 80 тыс. т. Летом 2012 г. началось строительство второй очереди производства фабрики по выпуску санитарно-гигиенических бумаг в г. Советске, объем инвестиций составил 130 млн евро. К 2014 г. мы запустим вторую бумагоделательную машину, что увеличит производственные мощности до 140 тыс. т в год. В настоящее время одной из главных задач является укрепление на рынке позиций в категориях «кухонные полотенца», «салфетки для лица» и «премиальная туалетная бумага», потребление этих товаров в России невелико. Потребление бумажной продукции в России составляет примерно 3 кг в год на человека, в Европе этот показатель равен в среднем 15 кг. Это означает, что здесь у нас есть огромный потенциал для развития. Ежегодно этот рынок увеличивается в объеме на 7–8%.
– Какие финансовые результаты были у компании в 2012 г. и каковы прогнозы на 2013 г.?
– В 2012 г. наши продажи увеличились примерно на 20% и достигнут 380 млн евро в России и странах СНГ. В 2013 г. мы ожидаем примерно такой же рост.
– Какие задачи стояли перед компанией в 2012 г.?
– Наши две основные задачи – это рост и увеличение доли рынка с одновременным выполнением планов по прибыли. В 2012 г. начался наш крупнейший инвестиционный проект по расширению фабрики в г. Советске, который нам необходимо завершить в срок и в рамках запланированного бюджета.
– Как изменилась компания за то время, как вы стали в ней работать?
– Когда я начинал свою работу в SCA, то компания присутствовала лишь на региональном рынке. Это был небольшой бизнес в Скандинавии. Но постепенно SCA заняла лидирующие позиции в Европе и в настоящий момент занимает вторую позицию в сегменте санитарно-гигиенических бумаг в мире. Два наших бренда, Tork и TENA, известны по всему миру. Торговый оборот SCA составляет примерно 11 млрд евро в год.
– Насколько эффективны сегодня инвестиции в ЦБП?
– Если говорить о сегменте санитарно-гигиенических бумаг, то мы единственная западная компания, которая построила фабрику в России с нуля. Но если раньше на рынке бумажной продукции не было компаний, выпускающих качественную продукцию, то в настоящий момент ситуация изменилась: российские производители стали инвестировать в производство, появились значимые игроки на рынке. Создать производство бумаги с нуля – очень дорогостоящее предприятие. У нас это получилось, хотя потребовало много средств и усилий. Для этого нужно найти землю под строительство, необходимы большие вложения в развитие инфраструктуры. Желательно, чтобы рядом с производством проходили железнодорожные пути. Сегодня рынок санитарно-гигиенических бумаг в России оценивается в 400 тыс. т, ежегодный рост составляет около 8%. К 2014 г. из-за того, что многие компании вкладывают средства в строительство новых бумагоделательных машин, возможно, произойдет избыток производственных мощностей, а это приведет к снижению цен. На сегодняшний день цены в России выше, чем в странах Западной Европы, но ситуация скоро изменится.
– Какие проблемы стоит решить на государственном уровне для поддержки отрасли?
– Во всех отраслях приходится сталкиваться с бюрократией, особенно при строительстве фабрики. Государство не поддерживает сбор макулатуры, как это было в СССР. Например, наша компания для производства туалетной бумаги использует макулатуру, и мы хотели бы закупать ее еще больше, чем сейчас. Другая проблема – импортные пошлины. Если импортировать уже готовые подгузники, то в этом случае пошлины на импорт не платятся, поскольку данная продукция рассматривается как социальная. Для собственного производства подгузников нам необходимо сырье, которое мы не можем найти в России, а потому нам его приходится импортировать. Соответственно, в этом случае нужно платить налог, и тогда себестоимость товаров, произведенных здесь, получается дороже, чем импорт готовой продукции. Согласитесь, это странно.
– В августе этого года Россия вступила в ВТО. Как это может отразиться на бизнесе компании?
– Если будут снижены импортные пошлины на сырье и готовую продукцию, то это будет значимым преимуществом для развития компании. Но в настоящий момент непонятно, когда ждать эффекта от новых таможенных правил.
Биография
Ингольф Браун родился в г. Дармштадте в 1959 г. Окончил Университет Манхайма (Германия) и получил степень доктора экономики. В индустрии санитарно-гигиенических бумаг он работает с 1990 г. В 1995 г. начал работу в компании SCA. Проработал шесть лет в Азии. С 2007 по 2010 гг. он возглавлял в SCA бизнес потребительских бумаг в Восточной Европе. C 2010 г. Браун руководит деятельностью SCA в России и СНГ.
Справка
SCA – международная компания в сфере производства санитарно-гигиенических товаров. Продажи осуществляются в 100 странах. У SCA много известных торговых марок, включая мировые торговые марки Tork и TENA. В 2011 г. продажи составили 11,7 млрд евро. В SCA работают 37 тыс. сотрудников. В России SCA начала работу в 1994 г. В 1998 г. компания приобрела фабрику по производству санитарно-гигиенических бумаг в Светогорске/Каменногорске. В 2010 г. была открыта фабрика по производству санитарно-гигиенических бумаг в г. Советске, в Тульской обл., а также фабрика по производству товаров личной гигиены (детские подгузники Libero и продукция по уходу при недержании торговой марки TENA). В российском подразделении компании работает около 1200 сотрудников.
Комментарии