На Архангельском ЦБК в 2007 г. была принята инвестиционная программа стоимостью 13 млрд руб., окончание которой запланировано на 2017 г. Генеральный директор комбината Михаил Папылев считает, что ежегодные капиталовложения в размере от 2 до 4 млрд руб. (21,2% от выручки за 2011 г.) позволят повысить конкурентоспособность компании
Каждое действующее предприятие требует ежегодных вложений на поддержание производства в размере 10–12% от стоимости оборудования. Но нельзя считать инвестиции в развитие предприятия в процентном соотношение от выручки, так как конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от продукта, который оно выпускает.
Например, цена на клееный брус, который выпускает наш завод, формируется из себестоимости, НИОКР и сервиса. Тогда как к стоимости продукта «дом из клееного бруса» к упомянутым затратам добавляются еще затраты на проектирования и стоимость торговой марки. Так что цена на конечную продукцию складывается из многих составляющих.
Павел Билибин, генеральный директор ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»:
Это всегда очень индивидуально. Если предприятие новое, оборудование современное, то и инвестиции можно свести к минимуму, хотя бы в течение какого-то периода времени. С другой стороны, следует различать текущие затраты и долгосрочные инвестиции.
К текущим затратам можно отнести ремонт, модернизацию отдельного оборудования или процессов с целью снижения себестоимости и/или повышения цены продукции за счет роста добавленной стоимости.
И с другой стороны – глобальные инвестиционные затраты, т.е. запуск новой продукции, существенное увеличение объемов производства, выход на новые рынки и т.п. Лесосибирский ЛДК №1 сейчас реализует проект строительства нового лесопильного комплекса.
Общий объем инвестиций, которые мы планируем освоить за два года, составляет около 75% от нашей годовой выручки. Но это инвестиции на перспективу.
Святослав Бычков, директор по внешним коммуникациям Ilim Timber:
Инвестиции в развитие предприятия весьма опосредованно зависят от оборота или прибыли на текущий момент. Так, довольно часто модернизация проводится в момент циклического спада на рынке, а спрос на новые продукты или сервисы подталкивает к внедрению новых технологий.
При высокой волатильности рынков пиломатериалов и низкой маржинальности менеджмент должен быть очень аккуратен в планировании вложений и определении инвестиционных приоритетов. Формальный подход «процент от вала» в нашей отрасли на настоящий момент неуместен.
Мартин Херманссон, генеральный директор Русфорест-Менеджмент
На этот вопрос нет однозначного ответа. Для каждого предприятия этот процент будет индивидуален. Для понимания того, сколько следует вложить в развитие компании, необходимо проанализировать рынок, на который ориентировано ее производство. Также сумма существенно зависит и от износа оборудования.
Что касается заводов компании Rusforest, то в ближайшее время мы не планируем вкладывать какие-либо средства в их модернизацию, так как они являются новыми и высокотехнологичными.
Наталья Куплинова, финансовый директор ЗАО «Новоенисейский ЛХК»
Процент может быть разным. Он зависит от потребностей компании и состояния производства. Если завод новый, вложения могут быть в размере 5–10% и даже еще меньше.
На данный момент «Новоенисейский ЛХК» ведет модернизацию лесопильного комплекса, которая предполагает замену старого оборудования. В развитие предприятия мы вкладываем порядка 30% от выручки.
Большая часть денежных средств идет на повышение конкурентоспособности компании. По предварительным данным, модернизация лесопильного комплекса будет завершена в первом полугодии 2013 г.
Виктор Калачев, директор ООО «Оланд-ИФ»:
Объем вложений зависит от отрасли, в которой работает компания. Но если говорить об инвестициях в процентах от выручки в различные периоды времени для строительного сектора, то при условии устойчивого роста рынка и благоприятного состояния экономики они могут варьироваться с 7 до 10%.
Во время стагнации и кризиса процент на развитие предприятия будет зависеть от его стратегии. Если компания намерена переждать сложные времена, то говорить об инвестициях не имеет смысла.
Если же кризис воспринимается руководством как переворот на рынке, то вложения в развитие новых направлений могут достигать 20% от выручки.
Денис Волгин, директор Green Fuel Rus:

Размер инвестиций, вкладываемых в развитие предприятия, зависит от отрасли бизнеса, в которой оно работает. Сложно сказать о проценте от выручки, но убежден, что для того, чтобы компания была конкурентоспособной, необходимо вкладывать около 1/3 от прибыли. Безусловно, в зависимости от состояния рынка.
Комментарии