• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Жиростойкий картон
Инвестиции

Вагоны: покупка или аренда

С вступлением России в ВТО перед лесопромышленными компаниями открывается возможность увеличить экспорт леса, для этого им придется расширить парк железнодорожных вагонов. Использование оперативного лизинга позволяет снять риск покупки вагонов на пике их стоимости.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Андрей Цыганов
Октябрь 2012, № 10 (54)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

С вступлением России в ВТО перед лесопромышленными компаниями открывается возможность увеличить экспорт леса, для этого им придется расширить парк железнодорожных вагонов. Использование оперативного лизинга позволяет снять риск покупки вагонов на пике их стоимости.

Сегодня перевозки лесных грузов находятся на своем историческом минимуме. Одна из главных причин этого – ввод экспортных пошлин на вывоз леса. Изначально эта мера принималась Правительством РФ для стимулирования обработки древесины внутри страны. Но, как показывает статистика, этого не произошло.

В 2009 г., с вводом пошлин, объем внутренних железнодорожных перевозок упал на 28%, а экспортных – на 25%. Количество ж/д перевозок продолжало сокращаться и в течение последних трех лет. В 2012 г., по итогам семи месяцев, объем перевозок снизился по отношению к аналогичному периоду прошлого года более, чем на 10%. С вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) количество экспортных перевозок леса возрастет. В рамках стандартов ВТО предусматривается ввод квоты на вывоз российского леса, и как следствие, экспортная пошлина будет снижена.

Основным драйвером внутреннего спроса на лес останется строительная отрасль, которая из-за большой капиталоемкости пока не достигла докризисного уровня. В ближайшее время суммарно ж/д перевозки леса в среднем будут увеличиваться на 3–3,5% в год. Однако их потоки перераспределятся. Дело в том, что в целлюлозно-бумажной промышленности происходит общемировой тренд снижения потребления бумаги для изготовления печатной продукции, которая массово вытесняется электронными устройствами. Такое развитие событий приведет к снижению экспорта целлюлозы из России, а грузопотоки будут ориентированы больше на внутреннее потребление.

В настоящий момент около половины всех перевозок леса в России обеспечивается подвижным составом «дочерних» компаний РЖД: «Первой грузовой компанией» (ПГК) и «Второй грузовой компанией» (ВГК). Остальной объем обслуживают парки частных предприятий, которые формируются в основном вагонами, приобретенными в собственность, в том числе и с использованием схем финансового лизинга.

Механизмы оперативного лизинга подвижного состава используются гораздо реже: только 2–3% лесных грузов перевозятся парком, взятым в долгосрочную аренду.

Как правило, задумываясь над расширением собственного парка ж/д вагонов, компания оказывается перед дилеммой: приобретать ли их в собственность или брать в аренду. В зависимости от сделанного выбора включаются разные экономические механизмы. В случае покупки вагонов в собственность интерес может представлять финансовый лизинг. Де-факто это покупка актива в рассрочку, ведь после выплаты всех платежей парк перейдет в собственность компании-лизингополучателя.

При оформлении актива в долгосрочную аренду (оперативный лизинг) компания, во-первых, освобождает свой баланс от фактически непрофильного для него актива и получает возможность вложить освободившиеся денежные средства в развитие основного бизнеса: расширить производство, закупить оборудование и т.п. Во-вторых, российский рынок подвижного состава крайне динамичен: за последние четыре года цены на вагоны падали в три раза, а вырастали в два раза. Использование оперативного лизинга позволяет во многом снять риск покупки вагонов на пике их стоимости, а после окончания срока аренды лизингополучатель может расторгнуть контракт и найти более выгодное для него предложение.

Если у компании уже есть вагоны, но она хочет освободиться от непрофильных активов (причины могут быть разные: расширение основного бизнеса, невозможность обеспечить загрузку всего парка и т.п.), существует механизм «возвратного лизинга». В этом случае лизинговая компания выкупает у собственника вагоны и ему же их сдает в долгосрочную аренду. Как видно, сегодня существует несколько вариантов решения «железнодорожного вопроса». Компаниям остается только выбрать для себя наиболее оптимальный вариант, соответствующий их потребности в железнодорожных грузоперевозках.

Теги: Вагоны
Тема этой статьи Инвестиции
Отслеживать
Еще интересные темы:
  • Менеджмент
  • Стратегии
  • Финансы
Управление финансовыми потоками холдинга
Тема Конкуренция
Итоги 2012 г. для лесной промышленности России
Тема Менеджмент
Опыт оптимизации бизнеса Группы "Илим"

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_n54/Vagoni_pokupka_ili_arenda_544/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте