У России вскоре появится Национальная лесная политика, которая должна учесть мнения ученых, экологов и лесопромышленников о развитии лесной отрасли. Сбор и обработка мнений продолжается. Документ должен быть представлен в Правительство в начале 2013 г.
У России вскоре появится Национальная лесная политика (НЛП). Решение о ее создании было принято в конце ноября 2011 г. на заседании Общественного экологического совета Рослесхоза. В октябре документ должен быть представлен на выставке «Лесдревмаш-2012» в рамках форума «Лес и человек», но сбор и обработка мнений продолжаются до сих пор.
Опубликованный законопроект формулирует цели НЛП, однако механизмы их достижений будут прописаны в других документах, и пока не определены.
Нынешний законопроект – не первая попытка сформулировать государственную идеологию в отношении лесов. В 1990-х и начале 2000-х гг. этот вопрос уже поднимался, но так и не был решен. Он увяз в дискуссиях об определении целей и задач, к тому же несколько научных центров-разработчиков так и не смогли согласовать регламент доведения этого документа до одобрения Правительством РФ.
Таким образом, государство, возглавляющее список стран с наибольшей площадью лесов, до сих пор не имеет четкой политики в отношении управления лесными ресурсами. Основными документами, определяющими условия связанной с лесом деятельности в стране, являются Лесной кодекс и «Стратегия развития лесного хозяйства РФ до 2020 г.».
Разрабатываемый документ должен учитывать мнения всех заинтересованных сторон: представителей общественных, научных и государственных организаций, лесопромышленников. Для формирования диалога вокруг законопроекта на сайтах региональных департаментов и министерств лесного хозяйства размещена его преамбула, после прочтения и ознакомления с которой всем желающим предлагается внести свои замечания и дополнения.
В частности, на сайте Департамента лесного хозяйства Вологодской обл. для участия в обсуждении проекта необходимо направить свои предложения на электронную почту ведомства. «По результатам обсуждения будет сформирован пакет предложений по проекту лесной политики России от Вологодской обл. и направлен на рассмотрение в Департамент лесного комплекса по СЗФО», – говорится на сайте.
Заинтересованные лица могут оставить свои замечания на сайте ФБУ ВНИИЛМ, где расположена on-line конференция по этому проекту. Все полученные данные обрабатываются, конструктивные предложения выносятся на обсуждение рабочей группы по разработке лесной политики РФ.
По словам заместителя генерального директора по научной работе НИПИЭИлеспром Виктора Саханова, входящего в состав рабочей группы, широкое обсуждение проекта НЛП в рамках научно-технических конференций, форумов и в Интернете, где было получено около двух тысяч отзывов, показало, что абсолютное большинство считает создание такого документа необходимым и одобрило основные положения, а также внесло отдельные поправки в текст.
Члены рабочей группы отмечают, что интересы бизнеса слабо представлены в проекте. Это связывают с невниманием бизнес-сообщества к разработке документа. В его создании принимают участие представители Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, но они выражают лишь часть интересов бизнеса.
«Коммерческим компаниям не ставят никаких препятствий в принятии участия в создании документа. Вероятнее всего, проблема в непонимании проекта. Лесная политика может оказать воздействие на отрасль, и у бизнеса сейчас есть шансы изменить, откорректировать ее курс», – отмечает координатор по лесной политике Всемирного фонда дикой природы России (WWF) Николай Шматков.
По мнению Евгения Шварца, директора по природоохранной политике WWF, наиболее важные и приоритетные вопросы национальной лесной политики в первую очередь касаются дальнейшего развития лесного законодательства. «Законодательные акты, принимаемые в условиях отсутствия понятной и поддерживаемой всеми участниками лесной политики, не носят системного характера», – полагает он. Как отмечает Николай Шматков, законопроект еще может измениться на 30–50% – через сайты собрано много замечаний.
Основными целями Национальной лесной политики провозглашаются обеспечение устойчивого управления лесами, удовлетворение общественных потребностей в ресурсах и услугах леса, достижение лидирующих позиций на мировых рынках лесоматериалов и лесобумажной продукции, повышение вклада лесов в развитие страны, увеличение количества рабочих мест.
Лидирующие позиции на мировых рынках лесоматериалов и лесобумажной продукции могут быть достигнуты за счет увеличения объема экспорта российской продукции. А повышение вклада лесов в развитие страны должно произойти благодаря увеличению доли лесного сектора в общей экономике государства.
В 2011 г. в России, крупнейшей державе мира по объему лесов, вклад отрасли в ВВП страны составил 1,8%. Доля же российской лесопродукции (древесина, пиломатериалы, целлюлоза, картон, бумага) на мировом рынке равна 3,6%.
Причина таких низких показателей – в слишком большом внимании государства к топливно-энергетическому комплексу.
«Здраво оценивая ситуацию, становится ясно, что в ближайшие годы страна не займет лидирующих позиций по экспорту продукции глубокой деревообработки, – считает Николай Шматков. – Ситуация может измениться только после принятия решения на самом высоком уровне, подобно тому, как было с «АвтоВАЗом» и автомобильной промышленностью в целом».
В 2008 г. была разработана и утверждена «Стратегия развития ЛПК РФ до 2020 г.», призванная переориентировать работу российских компаний на продукцию глубокой переработки древесины. Для этого в 2005 г. Правительство РФ отменило импортные пошлины на станки, а в 2007 г. – увеличило экспортные тарифы на круглый лес. В этом документе уже тогда были прописаны индикаторы и показатели реализации стратегии, а также часть целей, рассматриваемых в НЛП. Однако после вступления в ВТО и снижения пошлин экспорт круглого леса может снова стать выгодным для компаний.
«В первую очередь должна быть подготовлена лесная политика, затем стратегия, отвечающая за реализацию целей политики, и Лесной кодекс, регулирующий общую деятельность, – рассказывает Николай Шматков. – В России же, имея «Стратегию развития ЛПК России до 2020 г.» и Лесной кодекс, только сейчас приступили к разработке первоначального документа».
Зачастую стратегии развития несут в себе большую бюрократическую нагрузку, оправдывающую серьезные вложения в ее разработку. При этом достижение результатов отходит на второй план. «Нынешняя стратегия довольно оптимистична, – отмечает Шматков. – Непонятно одно – за счет чего заявленные результаты будут выполнены. Все подобные стратегии должны быть пересмотрены. В них нужно внести ясные и четкие критерии-показатели, которых требуется достигнуть по каждому сегменту».
Однако пересмотр стратегии и создание новых программ для реализации целей НЛП будут возможны только после принятия последней. «Планируется создать наглядный пошаговый сценарий, определяющий направления реализации политики, – поясняет руководитель пресс-службы ФАЛХ Владимир Дмитриев. – Что касается оценок эффективности реализации лесной политики, то существует несколько мнений относительно того, где и в каких документах они должны быть отражены.
В частности, представители WWF, входящие в состав рабочей группы, предлагают внести критерии и индикаторы в виде приложения к политике. Также существуют предложения по формированию отдельного документа и доработке уже имеющегося («Стратегии развития ЛПК России до 2020 г.». – Прим. ред.)».
По мнению руководителя лесного отдела «Гринпис России» Алексея Ярошенко, в России регулярно принимаются разнообразные стратегические лесные документы – концепции, стратегии, государственные программы, планы и т.д., но они, как правило, не влияют на реальную ситуацию в лесном хозяйстве. «Законы и нормативно-правовые акты, а также управленческие решения обычно принимаются без какой бы то ни было связи с этими стратегическими документами. Весьма вероятно, что так же будет и на этот раз, – отмечает он. – Но если есть хоть какой-то шанс с помощью Национальной лесной политики сделать лесное законотворчество и лесоуправление более разумными, его необходимо использовать».

По мнению представителей WWF, лесная политика России должна пересматриваться каждые 5 лет и корректироваться на основе открытого диалога всех заинтересованных сторон лесного сектора, с учетом прогнозной оценки внутренних и внешних социально-экономических и экологических факторов. Срок действия разрабатываемого проекта НЛП установлен до 2030 г. В феврале 2013 г. рабочая группа должна представить документ для утверждения в Правительство Российской Федерации.
Комментарии