Правительство РФ недооценивает необходимость развития биоэнергетики в стране. Использование древесной биомассы позволило бы сократить расходы регионов на ископаемое топливное сырье, а так же решить вопрос утилизации древесных отходов.
В России использование древесной биомассы позволит сократить выбросы парниковых газов в атмосферу. К такому выводу пришли авторы исследования «Различия в проведении политики России и Финляндии в области использования древесной массы в биоэнергетике на примере Республики Карелия и Северной Карелии» (Comparison of Wood Based Energy Related Policies in Russia and Finland: Case Study of the Republic of Karelia and North Karelia), опубликованного Научноисследовательским институтом леса Финляндии Metla.
Эмиссии парниковых газов в атмосферу являются одним из двигателей изменения климата. По данным, представленным на сайте UNFCCC (Рамочная конвенция ООН об изменении климата), выбросы газа СО2 в атмосферу от деятельности лесной промышленности составляют 17% (2009 г.). И, несмотря на принятие Рамочной конвенции ООН об изменении климата, они продолжают расти. Главной причиной этого служит увеличение использования энергии и рост глобальной экономики. Дополнением к конвенции выступает Киотский протокол, принятый в 1997 г., который содержит обязательства развитых стран по сокращению количества выбросов парниковых газов и противодействию глобальному потеплению.
Участники системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) в 2011 г. сократили их эмиссию более чем на 2%, что составило 1,889 млрд т СО2-эквивалента. Однако выбросы парниковых газов в России в 2010 г. без учета сектора землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (LULUCF) выросли на 4,27%, то есть до 2,2 млрд т CO2-эквивалента. Об этом говорится в материалах, представленных на сайте Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Россия является важным участником Киотского протокола и одним из самых крупных источников выбросов CO2 в атмосферу. Стоит сказать, что выбросы углекислого газа от сжигания биотоплива по условиям Киотского протокола не учитываются.
Россия vs Финляндия
Финляндия и Россия имеют близкие экономические связи, общую историю, одинаково богатые лесные ресурсы. Однако при этом страны кардинально разнятся в плане проведения социальной и экономической политики. Что касается лесного сектора, то здесь тоже масса различий – от формы собственности (леса в Финляндии в большем объеме принадлежат частным лицам, тогда как в России – государству) до методов лесозаготовки и технологического оснащения.
Для сравнения политики двух стран в области биоэнергетики в исследовании были выбраны три направления: энергетическая политика и климат, стратегия в области использования возобновляемых источников энергии и лесная политика. В России существует два документа, регулирующих развитие климата и энергетики, – «Климатическая доктрина Российской Федерации» и «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.». «Климатическая доктрина РФ» была подписана Президентом России Дмитрием Медведевым в 2009 г. и представляет собой систему принципов государственной политики по вопросам, связанным с возможными глобальными и региональными изменениями климата и их последствиями. О расширении применения возобновляемых источников энергии речь идет только в ст. 23 и 24 доктрины. Также документ предлагает рациональную эксплуатацию лесов. Однако нет уточнения, о каких источниках энергии идет речь и как будет осуществляться их использование.
Другой документ – «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.» был также одобрен в 2009 г. В нем впервые с момента развала Советского Союза зашла речь об использовании возобновляемых источников энергии. Среди государственных приоритетов стратегия определяет снижение потребления энергии, повышение эффективности ее использования, а также государственную поддержку инвестиций в развитие отечественной экономики. Документ не разделяет возобновляемые источники энергии на виды, и они представляют собой единую приоритетную область развития. Тем не менее дается крайне мало информации о том, как стратегия будет реализована.
Глава 10 этого документа посвящена использованию возобновляемых источников энергии и местным видам топлива. Однако о конкретных мерах в ней не упоминается. Согласно стратегии планируется увеличить объем производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) примерно с 0,5 до 4,5%. Как видно, эти два документа не предлагают никаких конкретных решений. По мнению авторов исследования «Различия в проведении политики России и Финляндии в области использования древесной массы в биоэнергетике на примере Республики Карелия и Северной Карелии», роль биоэнергетики, а следовательно, и использования древесных отходов в России остается неясной. Финляндия в отличие от Российской Федерации (РФ) не имеет таких природных ресурсов, как нефть, уголь, природный газ, и зависит от их импорта. Тем не менее это не мешает стране развивать биоэнергетику, используя древесную биомассу.
Биотопливо позволяет полностью или частично отказаться от ископаемого топлива или от энергии, выработанной из него, что приводит к сокращению выбросов парниковых газов. В Северной Карелии процент использования возобновляемых источников энергии (черный щелок, побочные продукты промышленности, пеллеты, дрова, щепа) составляет 63% от общего потребления. По данным Регионального союза Северной Карелии, приведенным авторами исследования, сектор биоэнергетики этого региона Финляндии насчитывает товарооборот в размере 120 млн евро. Политика Финляндии в этом вопросе прописана достаточно четко.
«Долгосрочная климатическая и энергетическая стратегия» (2008 г.) определяет целевые показатели страны в области энергоэффективности и борьбы с изменением климата. Согласно документу к 2050 г. эмиссии парниковых газов необходимо сократить на 80% по сравнению с уровнем 1990 г., а доля использования возобновляемой энергии в 2050 г. должна составить не менее 60%. Цели, поставленные в этом документе, отражают сильное влияние Европейского Союза (ЕС) по вопросам национальной политики в странахучастницах. В основе стратегии лежит энергосбережение и эффективность использования возобновляемых источников энергии.
Планируется отдать предпочтение энергии, получаемой из древесных отходов, а значит, увеличить использование древесной щепы. В 2010 г. правительство Финляндии определило политику в области возобновляемых источников энергии (Finland’s national action plan for promoting energy from renewable sources pursuant to Directive 2009/28/EC). Проект этого документа отталкивается от «Долгосрочной климатической и энергетической стратегии Финляндии». Он предлагает частные решения развития биоэнергетики, направленные на использование древесной массы. Так, например, применение щепы в качестве топлива для комбинированного и раздельного производства электрической и тепловой энергии до 2020 г. должно увеличиться до 13,5 млн м3. В области лесной политики между Финляндией и Россией также существуют заметные различия. Российское лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и нормативно-правовых актов РФ, а также законов субъектов РФ.
Авторы исследования подчеркивают, что в Лесном кодексе не говорится напрямую об использовании древесной массы в энергетике, но оно подразумевается. В ст. 14 этого документа о применении переработанной древесины в биоэнергетике говорится так: «Для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое)».
Однако этого мало, потому что без нормативной базы развиваться согласованно это направление не может. Среди наиболее острых проблем, тормозящих развитие древесной энергетики, авторы исследования выделяют недостаточную эффективность контроля над лесами на региональном уровне, слаборазвитые дорожные сети и низкий уровень технического оснащения лесной промышленности. Лесное законодательство Финляндии состоит из Закона о лесе 1093/1996 и Лесного декрета 1200/1996 (с поправками 987/2001). Помимо этих основных документов существует «Национальная лесная программа до 2015 г.» (принята в 2008 г.), имеющая прямое отношение к древесной биоэнергетике.
Программа включает в себя показатели по развитию древесной энергетики в энергетическом балансе страны. Например, общее использование энергии от древесных отходов будет расти непрерывно, и к 2015 г. объем древесной щепы, используемой для этой цели, составит 8–12 млн м3/год. В программе не только прописаны главные цели страны, но и тщательно разработаны меры, необходимые для их достижения. Рассмотренные в исследовании долгосрочные документы обеих стран по вопросам политики в области климата и энергетики появились благодаря принятию Киотского протокола. Стратегии России и Финляндии освещают важность и необходимость энергосбережения, эффективного использования энергии, а также предлагают использовать возобновляемые источники энергии, которые позволяют снизить выбросы парниковых газов в атмосферу.
Такие разные Карелии
Республика Карелия (Россия) имеет все условия для развития древесной энергетики благодаря наличию ресурсов и относительно развитых муниципальных тепловых сетей. Правительство республики активно продвигает программы, нацеленные на повышение социального и экономического развития региона, огромное значение уделяется и лесному сектору. В Карелии приняты две программы, которые напрямую связаны с биоэнергетикой. Первая получила название «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно- энергетических ресурсов на 2007–2010 гг.».
Вторая – это «Региональная стратегия развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов на 2011–2020 гг.». Обе программы нацелены на увеличение использования биотоплива и создание биоэнергетического рынка. При этом планируется достичь следующих целей: снижения зависимости региона от привозного топлива, производства местных энергетических ресурсов, их использования для нужд энергетики республики и осуществления экспортных поставок, создания новых производств и рабочих мест, снижения вредного воздействия на окружающую среду и формирования местной топливно-сырьевой базы в качестве основного условия для модернизации и реконструкции источников тепловой энергии с переводом их на сжигание местных видов топлива.
Как уточнили в Управлении лесопромышленного комплекса Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, в соответствии со стратегией на период до 2020 г. принята модель производства и поставок местных видов топлива. При этом с учетом более высокой калорийности и низкой стоимости предпочтение должно отдаваться энергетическому торфу, а древесину нужно рассматривать в качестве резервного топлива. В связи с плохой инфраструктурой, большими площадями, сложной экономической ситуацией региональные власти и предприятия не имеют достаточных финансовых возможностей, а развитие биоэнергетики в регионе сильно зависит от иностранных и федеральных инвестиций.
Для их притока важно обеспечить долгосрочный доступ к сырью, избавиться от лоббирования нефтяных компаний и положить конец коррупции. А эти вопросы должны решаться уже на национальном уровне, отмечается в исследовании. В Северной Карелии (Финляндия) широко используют возобновляемые источники энергии, и это положительно сказывается на экономике и окружающей среде. Цели региональной политики в области биоэнергетики более амбициозны, нежели цели, поставленные Европейским Союзом для всех странучастниц.
В регионе существует четыре программы по развитию биоэнергетики: «Региональная стратегическая программа до 2030 г.» (Regional strategic programme 2030), «Региональная программа развития до 2014 г.» (Regional development programme – POKAT 2014), «Биоэнергетическая программа Северной Карелии до 2015 г.» (The North Karelia bioenergy programme 2015), «Региональная программа в области климата и энергетики до 2020 г.» (The regional climate and energy Programme 2020).
Последняя является обновлением текущей «Биоэнергетической программы Северной Карелии» и помимо развития лесной энергетики включает в себя также другие источники альтернативной энергетики: солнце и ветер. Эти документы направлены на ограничение влияния человека на окружающую среду и призваны лимитировать выбросы парниковых газов и совершенствовать региональную безопасность. Сравнивая политику в области биоэнергетики двух государств, авторы исследования пришли к выводу, что у обоих регионов достаточно лесных ресурсов, чтобы развивать рынок древесной энергетики.
Согласно им выработка энергии в Республике Карелия обеспечивает только 50–60% спроса, остальное же покрывается за счет импорта. Однако в последние годы заметны значительные изменения в развитии этого направления, а меры кажутся менее расплывчатыми, чем стратегии, разработанные на федеральном уровне. Политика в области древесной энергетики в Северной Карелии является куда более продуманной и ясной. Она предлагает конкретные способы развития для каждого из направлений, будь то древесная щепа, пеллеты, растительная биомасса или биогаз.
Инициативы, связанные с поощрением биоэнергетики в Республике Карелия, наоборот, менее диверсифицированы и касаются главным образом биотоплива и торфа. Но не стоит забывать, что Северная Карелия была пионером в области биоэнергетики еще задолго до создания Европейского союза. Рост биоэнергетического рынка Карелии на территории РФ замедляют неразвитая инфраструктура и отсутствие доступных технологий. Становится понятным, что для развития биоэнергетики мало принимать законы на региональном уровне, нужны изменения в масштабах страны в целом, считают авторы исследования.
Биоэнергетические тенденции
Руководитель Рабочей группы по вопросам изменения климата и регулирования выбросов парниковых газов Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Михаил Юлкин прокомментировал сложившуюся ситуацию в области древесной энергетики России.
Он рассказал, что главные проблемы для ее развития – это несовершенное законодательство, неурегулированность вопросов обращения с отходами, отсутствие стимулирования со стороны государства. По мнению Михаила Юлкина, существенную роль в этом играет и неконкурентоспособность российского оборудования. Сегодня все предприятия, утилизирующие древесные отходы и использующие выработанную при этом электроэнергию для собственных нужд, закупают европейскую или американскую технику.
В настоящее время утилизацией древесных отходов для собственных нужд занимаются в основном предприятия ЦБК. Они стали закупать оборудование и использовать технологию кипящего слоя. И это оказалось экономически оправданно. Особенно на фоне постоянного повышения тарифов на топливо и железнодорожные перевозки. К тому же предприятиям удается снижать выбросы парниковых газов в атмосферу. Финские предприятия древесные отходы сжигают, и при этом у них остается излишек, который они продают. В России же другая ситуация. Это связано с тем, что у нас очень энергоемкое производство, российские производства потребляют на 2/3 больше энергии, чем финские или шведские.
Что касается лесосечных отходов, то в Финляндии лес от них полностью очищают, везут на ближайшее лесоперерабатывающее производство и там сжигают в котле. В России же отходы после рубок никуда не вывозятся, а сжигаются прямо на месте. В Республике Карелия одним из предприятий, с 2008 г. реализующих программу перехода на энергию древесных отходов, стал «Сегежский ЦБК» (входит в Группу «Инвестлеспром»). Внедрение проекта «Реконструкция энергетического котла №7 по технологии «кипящий слой» обеспечило замещение использования мазута кородревесными отходами.
Кстати, эту же технологию в рамках ст. 6 Киотского протокола используют располагающиеся в соседней области «Архангельский ЦБК», «Соломбальский ЦБК», «Соломбальский ЛДК». Если же говорить об использовании древесной энергетики в жилищнокоммунальном хозяйстве, то, по данным Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, применение местных видов топлива в годовом потреблении топливно-энергетических ресурсов для теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы составляет 11,2%. Если же учесть потребление дров для печного отопления населением региона, то этот показатель увеличится до 24%. А это уже сопоставимо с долей потребления местных видов топлива Финляндии (26%).
В последнее время в Карелии, а также в других областях растет производство пеллет, которые являются улучшенным видом древесного топлива. По данным Росстата, за январь–июль 2012 г. объем производства топливных гранул в России увеличился на 87,9% (до 74,8 тыс. т). Как сообщили «Лесной индустрии» в Управлении лесопромышленного комплекса Карелии, древесные пеллеты и брикеты производятся в регионе четырьмя компаниями: ООО «Сетлес», ООО «Карельский лес», ООО «Биогран» и ООО «Сведвуд Карелия».
Предполагается, что в республике будут созданы дополнительные мощности по производству данного вида топлива – ООО «Костомукшская строительная компания» и ООО «ЮБор». Главное условие для таких предприятий – доступность древесных отходов, которых у нас достаточно, но мало кто занимается их сбором. Даже несмотря на существующие трудности, такие как неразвитое законодательство, слабая инфраструктура, отсутствие надежного отечественного оборудования, в Республике Карелия древесная энергетика приобретает популярность, и, наверное, в первую очередь потому, что есть природные ресурсы и отличный пример в лице Финляндии, где процесс получения биоэнергии налажен уже давно.
Программой социальноэкономического развития Республики Карелия на период до 2015 г. определено, что дальнейшее привлечение инвестиций в лесной комплекс республики будет направлено на глубокую переработку древесины и комплексное использование лесных ресурсов, вовлечение в производство лиственной и низкотоварной древесины, отходов лесозаготовки и лесопереработки, развитие биоэнергетики.
Комментарии