В марте 2013 г. вступят в силу правила Евросоюза №607/2012, регулирующие экспорт лесной продукции (от необработанной древесины и дров до пиломатериалов, бумаги, столярных изделий, сборных домов и т.д.) в страны ЕС. Новые правила направлены на противодействие торговле незаконно заготовленной древесиной. Согласно им в страны ЕС будет запрещено ввозить лесную продукцию без подтверждения легальности ее заготовки.
Дмитрий Крылов, заместитель генерального директора по ВЭД ЗАО «Лесозавод 25»:
ЗАО «Лесозавод 25» одно из первых в России прошло добровольную сертификацию по стандарту FSC, и мы с уверенностью относимся к любым нововведениям европейских контролирующих органов. Однако для предприятия важно получить абсолютно четкую информацию о требованиях, предъявляемых к оформлению подтверждающей документации.
Мы ждем, что введение новых правил ограничит доступ на европейские рынки мелких предприятий, для которых подтвердить легальность заготовки сложно или невозможно.
Тем не менее на производство в целом по России это вряд ли повлияет, так как для мелких производителей наиболее привлекательным был и остается российский рынок, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Святослав Бычков, директор по внешним коммуникациям компании Ilim Timber:
По нашему мнению, радикального воздействия на цены и объемы поставляемой в Евросоюз продукции новые правила №607/2012, установленные Европейским Союзом и регулирующие экспорт лесной продукции, не окажут.
Это связано с тем, что Россия является страной с высокой степенью проникновения добровольной сертификации FSC. А это подразумевает высокую степень контроля над легальностью происхождения древесного сырья и цепочкой поставок продукции из него.
Нормативные нововведения ЕС теоретически должны позитивно повлиять на сокращение незаконных рубок в России, но посмотрим, как это будет на практике.
Владимир Дмитриев, руководитель прессслужбы ФАЛХ:
В настоящий момент готовится законопроект «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Его суть заключается в обеспечении учета заготовленной древесины и контроля оборота круглых лесоматериалов. Все участники рынка будут обязаны учитывать те материалы, которые они заготовили и которые находятся в свободном обороте.
Разрабатываемые нами нормы позволят сократить объем нелегальной заготовки, а меры ЕС – ее проникновение на экспортные рынки.
Алексей Паньшин, генеральный директор Селенгинского ЦКК:
На данный момент FSC сертификация цепочки поставок и древесины не обеспечивают полного соблюдения требований директивы ЕС 995/2010 в силу того, что участник цепочки поставок, сертифицированный по FSC, обладает только общей информацией о поставщиках и покупателях.
Сбор информации обо всех участниках цепочки поставок в системах лесной сертификации не предусмотрен. Согласно директиве ЕС 995/2010 всю ответственность за легальность заготовки древесины несет оператор, который является покупателем по контракту на поставку продукции из древесины из России в страну – члена ЕС.
Сейчас требование о наличии сертификата FSC у российского поставщика продукции из древесины выдвигают только экологически ответственные покупатели Европы. С 3 марта 2013 г. все европейские покупатели продукции из древесины будут обязаны требовать соблюдения российскими поставщиками Системы должной добросовестности. А для этого у них как минимум должна быть информация обо всех российских участниках цепочки поставок от лесозаготовителей до продавца (экспортера).
Установить происхождение древесины, использованной при изготовлении каждой конкретной единицы продукции, и дать полную гарантию, что она заготовлена легально, просто невозможно.
С учетом этого директивой ЕС 995/2010, как и стандартом FSC по контролируемой древесине (FSC-STD-40-005), ставится задача обеспечить низкий риск использования нелегально заготовленной древесины.
Весьма вероятной является адаптация FSC сертификации для соблюдения требований директивы с предоставлением сертифицированным экспортерам информации обо всех предыдущих участниках цепочки поставок.
Николай Петрунин, генеральный директор Научноисследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования
В первую очередь принятие подобных мер направлено на обязательное подтверждение легальности поставляемой на экспорт лесопродукции. Для нашей страны это вопрос непростой.
На протяжении нескольких последних лет активно обсуждалась проблема внедрения системы учета древесины, включая электронный вариант и создание единой базы данных. Но пока все остается только на словах.

Кроме того, необходимо изменить менталитет российского производителя относительно качества проведения лесозаготовительных работ и соблюдения экологических правил.
Комментарии