За свою почти 80-летнюю историю ДОК «Красный Октябрь», чтобы выйти из сложных ситуаций, не раз менял направления деятельности, трансформировался, но при этом постоянно двигался вперед.
Комбинат «Красный Октябрь» был создан в Тюмени 1 мая 1933 г. Однако еще с конца XIX в. на его месте существовали деревообрабатывающие мастерские. За свою историю предприятие неоднократно меняло производственный профиль: изготовление стандартных домов в 30-е гг., производство лыж и ящиков для снарядов в 40-е, более чем полувековое производство мебели и мебельных полуфабрикатов.

В 70-е годы началась модернизация комбината, и в 1976 г. была запущена в эксплуатацию первая очередь цеха по производству мебельных щитов. В 1981 г. на линии Homag была налажена обработка кромок мебельных щитов, а в 1982 г. организован участок отделки и присадки мебельных щитов. Сегодня «Красный Октябрь» – это мебельный холдинг, развивающий три бизнес-направления: розничную сеть «Мебельвилль», производство мебели и производство плит. Компания активно растет и постоянно ищет новые направления деятельности.
Шоколадные ассоциации
Несмотря на то, что мебельное направление на комбинате появилось достаточно давно, среди предприятий ЛПК «Красный Октябрь» больше известен как производитель ЛДСП и недорогой мебели. «Мы провели исследование, и выяснилось, что для потребителей из восточной части России бренд «Красный Октябрь» еще както ассоциируется с мебелью, а для потребителей из западной части – только с шоколадной продукцией», – делится генеральный директор «Красного Октября» Владимир Артановский.
В 2008 г. было принято решение: бренд «Красный Октябрь» оставить как корпоративный, а для мебельного направления создать новый бренд – «Мебельвилль». Так появилась необходимость в организации собственной сети торговых домов по продаже мебели. До этого времени название «Мебельвилль» носил только торговый дом компании. «Стандарты работы персонала, ассортиментную политику, мероприятия по его продвижению мы создавали сами, используя уже свой накопленный опыт розничной торговли, – рассказывает Владимир Артановский. – Конечно, без ошибок не обошлось, но в итоге все получилось».

«Мебельвилль» как проект никогда не был монобрендовым, он изначально создавался как мультибрендовая мебельная розничная сеть. Именно благодаря этому появился костяк «закупочного» союза, куда вошли ведущие производители мебели России, и именно тогда появился термин «клуб «Мебельвилль». Основной проблемой и на старте проекта, и сейчас является поиск подходящих площадок, ведь формат магазинов «Мебельвилль» предполагает достаточно большую торговую площадь (от 2000 м2), желательно в отдельно стоящем здании. Найти их оказалось непросто.
Открытие нескольких крупных магазинов в сжатые сроки потребовало серьезных вложений в товарные запасы. А потому для наращивания оборотного капитала предприятию пришлось обратиться к заемным средствам. В 2008 г. согласно годовому отчету компания получила кредит на один год от «УРСА Банка» в размере 20 млн руб. На тот момент чистая прибыль комбината составляла 3,93 млн руб. Вскоре возникла идея создать франчайзинговую сеть. Проект оказался успешным: под маркой «Мебельвилль» было открыто 17 франчайзинговых магазинов. «Механизм внедрения любых стандартов во всем мире един – «Обучить – проконтролировать – внести коррективы – проконтролировать еще раз – перейти на штатный мониторинг», – делится Артановский. – То же самое и с франчайзи.
Были проведены выездные сессии наших специалистов на места для обучения и контроля, партнеры приезжали к нам в Тюмень для обмена опытом. Организовывали регулярные дилерские конференции и полуформальные встречи клуба «Мебельвилль». Причем интерес проявили не только российские предприниматели – четыре магазина было открыто в Казахстане. «Мы убеждены, что на рынке можно продавать только качественный продукт. Все остальное не стоит внимания покупателей и партнеров, – уверен генеральный директор комбината. В 2008 г. выручка комбината выросла почти на 300 млн руб. и составила 1,5 млрд руб. Для сравнения – в 2007 г. доля комбината на мебельном рынке, по данным компании, составляла около 1%, а доля на рынке плитных материалов – на 1,8%.
Не слабое звено
Для мебельной промышленности 2008 г. в целом оказался вполне благополучным – прирост объемов производства составил более 20%. Влияние кризиса на мебельщиков стало сказываться лишь в декабре 2008 г. Однако уже в I квартале 2009 г. компании его ощутили в полной мере. Объемы производства мебели в России на тот момент снизились более чем на 20%. По итогам 2009 г. выпуск мебели в стране составил 77% к уровню 2008 г. (произведено мебели на 24,4 млрд руб. меньше). В это же время впервые за многие годы сократился и импорт мебели. Сложная экономическая ситуация в стране не могла не отразиться и на деятельности комбината. Снижение произошло по всем направлениям.
Выручка от продажи ДСП снизилась на 57,3% и составила 50,18 млн руб., выручка от продажи ЛДСП снизилась на 53,12% и составила 194,786 млн руб., выручка от продажи мебельной продукции снизилась на 43,23% и составила 399,738 млн руб. По итогам 2009 г. общий объем реализованной продукции и услуг комбината по сравнению с 2008 г. уменьшился на 34% и составил всего 987 млн руб. Основными причинами спада выпуска продукции стали низкая покупательская активность, непрогнозируемость спроса и недостаток оборотных средств для закупки материалов. Кроме того, производство мебельной продукции осуществлялось исходя из оперативной потребности. Фактически горизонт планирования составлял не более одного месяца.

Чтобы выйти из сложной ситуации и минимизировать потери, на комбинате ввели в эксплуатацию стружечное отделение со станком фирмы Hombag (Германия) в цехе ДСП, позволившее снизить себестоимость готовой продукции (ДСП) за счет потребления низкосортной древесины, изменили ассортимент товаров для розничной торговли. Тогда же начинается производство мебели по индивидуальным заказам покупателей.
Были в этой непростой ситуации и свои плюсы: фурнитура стала доступнее и отчасти дешевле, тогда как в период активного «некризисного» сезона случались перебои с поставками, а отношения с партнерами подверглись настоящему испытанию. «Несмотря ни на что, изменений в матрице стратегических поставщиков не произошло, наши отношения выдержали испытания кризисом, – рассказывает Владимир Артановский. – К тому же в силу разной сезонности направлений сработал эффект «яиц, разложенных по разным корзинам», что помогло пройти этот период относительно безболезненно».
По мнению генерального директора «Красного Октября», рецессия сильно ударила по отрасли в целом, оказала она свое влияние и на работу комбината. «По некоторым оценкам, падение в российской мебельной отрасли составило до 40%, – вспоминает Владимир Артановский. – Не обошла эта тенденция и нас. Объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилых объектов значительно упали, а мебельная промышленность (как и многие другие) сильно зависит от этой отрасли. Так что пришлось вносить коррективы в наши бизнес-процессы, пересматривать ассортиментную и ценовую политику, подходы к маркетингу».
В 2009 г. из-за отсутствия спроса компания закрывает собственный торговый дом «Мебельвилль» в Нижнем Тагиле и один из двух – в Новосибирске (франчайзинговый).Тем не менее франчайзинговая сеть продолжала работать. «Мы не закрыли этот проект, да никогда и не задумывались над этим, – говорит Артановский. – Проект «Мебельвилль» был успешен и до кризиса, и в годы рецессии показал свою жизнеспособность. Новые франчайзи и сегодня пополняют клуб «Мебельвилль». 2010 г. компания закрыла с неплохими показателям.
Согласно данным ежегодного отчета компании общий объем реализованной продукции и услуг составил 1,11 млрд руб., доля на мебельном рынке составила 0,5%, на рынке плит – выросла до 1,98%. Объемы производства плитной продукции увеличились – ДСП на 15,7%, а ЛДСП – на 7,4%. Однако объем производства мебельной продукции по сравнению с 2009 г. снизился на 3,1%.
Основными причинами такого снижения можно назвать низкую покупательскую активность, дефицит оборотных денежных средств для поддержки продаж и производства, высокую стоимость заемных ресурсов. Все это приводит к тому, что компании по-прежнему трудно планировать свою деятельность. В это время руководством комбината было принято решение об унификации технологических схем производства, а также ориентированность на производство мебели по индивидуальным заказам. Кроме того, согласно
классике маркетинга на предприятии постарались сконцентрировать¬ся на сильных сторонах и избавиться от слабых. Ускорили обновление ассортимента (в год выпускается до 10 новых линеек продукции), на 30% сменили декоры плит. В то же время отказались от ряда «нестержневых» компетенций: транспорта, некоторых коммунальных служб и других немебельных вспомогательных подразделений, передав их на аутсорсинг. Это оказалось гораздо выгоднее – затраты за последние три года сократились на треть.
Руководство компании занялось созданием собственной дилерской сети. По мнению генерального директора, франчайзи и дилерство – разные способы продвижения и торговой марки, и продукта. «К тому же ряд дилеров у нас одновременно являются франчайзи, и «поделить» между ними процент продаж сложно, – рассказывает он. – Единственное, что можно сказать, что те дилеры, которые получили статус франчайзи, в разы приросли по продажам и сейчас в своей рознице продают значительно больше, чем через оптовый канал».
Новый мебельный цех
В 2011 г. позиции комбината «Красный Октябрь» остались на прежнем уровне: доли на рынках не изменились, а общий объем реализованной продукции сохранился на уровне 1,1 млрд руб. В первом полугодии 2012 г. выручка компании составила 386,82 млн руб. У комбината сохранилось 15 франчайзинговых и 5 собственных магазинов под маркой «Мебельвилль». В июле 2012 г. новый торговый дом открылся в Перми. «Мебельвилль» стала практически единственной крупной региональной мебельной торговой сетью на территории Урала и Сибири как по размеру торговых площадей, так и по обороту.
В ее ассортименте представлена продукция 80 производителей, так что конкуренты есть только среди местных компаний на локальных рынках. По мнению директора комбината, «эффект масштаба» является для предприятия основным конкурентным преимуществом, который в компании стремятся использовать по максимуму. В планах компании – строительство нового мебельного цеха в Тюмени. Как говорит генеральный директор «Красного Октября»: «Идея - создать «идеальный» цех, т.е., образно говоря, не перестраивать избу в коттедж, а сразу строить по правильному проекту, «идеальному» с точки зрения организации мебельного производства. Как говорят умные люди, невозможного не существует, бывает только недостаток воли. У нас она есть!».
Биография

Владимир Артановский родился 17 мая 1974 г. В 1996 г. окончил Тюменский государственный университет по специальности «психофизиология», в 1998 г. – Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «психология в социальной сфере». В 1999 г. завершил обучение в аспирантуре Тюменского государственного университета (кафедра физиологии человека). С 2007 по 2008 г. прошел обучение в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. С 2007 г. по настоящее время – генеральный директор и председатель правления ОАО «ДОК «Красный Октябрь».
Ромуальдас Бартошевичус 06.10.17 20:50
Спасибо!