Компания Tajfun Planina, выпускающая сеноворошилки, смогла удачно воспользоваться запретом правительства Югославии на использование тракторов в лесу. Начав в 1979 г. производить лебедки, предприятие сумело сориентироваться на рынке и надолго занять эту нишу.
В 2001 г. на производстве Tajfun был налажен выпуск дровокольных станков, что позволило к 2002 г. увеличить оборот до 5 млн евро. За последние 10 лет компания смогла повысить продажи своей продукции в 4,4 раза, до 22 млн евро. Компания Tajfun была основана в 1967 г. как небольшое семейное предприятие, специализирующееся на изготовлении машин для складирования сена. Тому факту, что позже она занялась производством трелевочных лебедок, предшествовал ряд факторов. Дело в том, что в 1979 г. в Югославии (в которую ранее входила Словения) была принята новая Конституция, повлекшая за собой ряд изменений во всех аспектах законодательства. Коснулись они и лесного сектора страны. В частности, был запрещен въезд гусеничных тракторов в лес.
Это привело к тому, что лесозаготовители, работа которых без использования этих машин усложнилась, были вынуждены обратить свое внимание на трелевочные лебедки. Спрос на них быстро возрос, обеспечив стабильные продажи производителям. Руководство Tajfun быстро отреагировало на эту ситуацию и приняло решение о перепрофилировании организации. В 1979 г. на производстве был налажен выпуск первых лебедок. Изготовление сеноворошилок и агрегатов для складирования сена на заводе осталось, но в меньшем объеме и перестало являться приоритетным направлением деятельности. Со временем их выпуск был прекращен вовсе. В 1994 г., в связи с повсеместным развитием автоматизации, предприятие начало выпуск механических лебедок типа «А», что позволило уйти от ручного труда.
Изток Шпан, пришедший на смену своему отцу и основателю компании Ежету Шпану, перевел работу завода на новую компьютеризированную информационную систему и осуществил техническую модернизацию всего производства. Это стало переломным моментов в развитии организации. Вскоре компания из маленького частного бизнеса выросла в ведущего производителя трелевочных лебедок в Европе (до 60 шт. в день). Опираясь на четкое понимание того, что рост предприятия возможен благодаря расширению ассортимента и выходу на новые рынки, в 2001 г. Изток Шпан принял решение о производстве дровокольных станков. Выбор именно этого направления был связан с ростом потребления возобновляемых энергоносителей в Европе.
Главное – модернизация
Начиная с 2002 г. в течение десятилетней программы модернизации на заводе Tajfun установили новые автоматизированные станки, внедрили лазерные установки и робототехнику. После тщательного отбора поставщиков были выбраны немецкие, шведские и японские производители, сумевшие доказать высокое качество предлагаемого оборудования. Такой подход при выборе партнеров был обусловлен тем, что компания изначально сделала акцент на автономную работу, за счет станков, производящих детали, используемые на предприятии при изготовлении оборудования. А это предполагало высокое качество и бесперебойность работы всех станков. Еще одним фактором успеха стало создание научно-исследовательского отдела и собственного конструкторского бюро. Наличие этих подразделений позволило постоянно обновлять и модифицировать продукцию завода. Тогда, как и сейчас, работой над каждым новым проектом на предприятии занималась отдельная группа проектировщиков. «Завершив программу техперевооружения, мы достигли прекрасных показателей, – считает Изток Шпан. – В частности, годовой оборот компании увеличился почти в 4,4 раза и достиг 22 млн евро. При этом число сотрудников, занятых на производстве, выросло лишь на 30 человек, до 170 работников. Сегодня 75% всех работ в наших цехах полностью автоматизированы и только 25% – это ручной труд». Каждый год компания вкладывает средства в автоматизацию производства, что отражается на качестве конечных продуктов, выпускаемых заводом, и позволяет удерживать высокую планку продаж. Рост выручки компании зависит не только от оптимизации производства, но и от характера ее распространения. Возглавив предприятие, Изток Шпан организовал отдел продаж, который сосредоточил свою деятельность не просто на реализации продукции, а прежде всего на освоении новых рынков, новых перспективных направлений для расширения бизнеса. И такой подход дал свои результаты. Сегодня экспорт в общей структуре поставок предприятия достигает 90%.
Дилерская сеть компании покрывает 40 стран: государства Европейского союза, Канада, Норвегия, США, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Россия, Белоруссия, Чили, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония и др. В России, Сербии и США открыты дочерние предприятия Tajfun. «Нашим представителям мы предоставляем бесплатное обучение на заводе в Словении, позволяющее проводить самостоятельное сервисное обслуживание оборудования, – рассказывает директор филиала компании в России Тина Краньц. – Предлагаем им удобные условия для сотрудничества – от них не требуется наличия складов, преждевременной оптовой закупки продукции. Поскольку в Москве у нас есть свой склад, мы готовы в сжатые сроки собрать для них заказ. Однако в итоге мы столкнулись с тем, что дилер, проработав год-полтора и получив какие-то деньги, уходит, не занимаясь дальнейшим развитием направления». Сейчас представительство обеспечивает спрос на рынках Вологодской, Краснодарской, Красноярской, Московской и Свердловской областей – там сконцентрированы основные потребители продукции компании. Все, что расположено за Красноярском, пока не охвачено. «Мы заинтересованы в работе на всей территории страны, и нам необходимы хорошие дистрибьюторы во всех регионах», – добавляет Тина Краньц. Дилеры могут продавать продукцию Tajfun только в своей стране. Например, если дилер в Германии получает заказ от клиента из Австрии, то он должен передать его дилеру из Австрии.
Особенности штучного производства
Производство лебедок и дровокольных станков на заводе Tajfun сродни изготовлению швейцарских часов. Каждое готовое изделие перед отправкой заказчику проходит обязательное тестирование и получает свой идентификационный номер. А сервисная служба компании ведет электронный учет запчастей, что помогает оперативно исправлять неполадки. «Безусловно, после продажи/отгрузки мы не теряем контакта с клиентом, – рассказывает Изток Шпан. – А идентификационный номер позволяет отслеживать продавца-дистрибьютора машины». Функционирование завода выстроено сообразно производственной логистике, что не всегда свойственно частным предприятиям. Соблюдение данного правила позволяет полностью оптимизировать временные затраты персонала и получить максимальный эффект от его труда. К примеру, определенный комплект расходных материалов находится в непосредственной близости от работника на каждом из этапов сборки станка, сами этапы распределены в соответствии с технологией производства. За одну смену на заводе изготавливается порядка 20 лебедок и 4 дровокольных станков. Поскольку мощности загружаются только под заказ, количество смен варьируется в зависимости от характера спроса. Обычно с сентября по июль сотрудники предприятия работают в три смены.
Структура продаж
Вся продукция Tajfun поставляется с завода в Словении. Цены на оборудование в разных странах примерно одинаковы: в России стоимость дровокольного станка начинается с 15 тыс. евро, а в Германии она на 450 евро ниже. Небольшая разница в стоимости обусловлена расходами при транспортировке изделия. Однако в компании полагают, что для оптимизации цен на конечную продукцию необходимо делать акцент на низкую себестоимость ее производства, а не на сокращение транспортных расходов. На сегодняшний день дровокол Tajfun окупается в течение года, при условии его 20-часовой работы в день. Средняя производительность станка составляет 6–7 м3 в час. В качестве сырья подходит любая древесина, так как давление цилиндра 15 т. В 2011 г. компания произвела 6088 лебедок (что составляет 58% в общей структуре дохода), из них 54% – механические и 46% – гидравлические. Почти половина доходов предприятия (42%) обеспечены продажами дровоколов – за 2011 г. их было реализовано порядка 926 шт.
В Центральной Европе спрос на дровокольные станки достаточно стабилен, что обусловлено высокими ценами на газ, в связи с чем отопление жилья дровами более доступно. В Словении оборудование компании зачастую покупают частные лица и небольшие предприятия, ведущие лесозаготовительные работы. В такие страны, как Норвегия, Канада и др., поставляется до 23% всех станков и 7,3% лебедок. В России потребителями продукции Тайфун являются не только крупные предприятия, но и небольшие компании, индивидуальные предприниматели и частные лица. Основные направления использования оборудования – лесозаготовка, вывозка и санитарные рубки леса (трелевочные лебедки), производство дров и древесного угля (дровокольные станки). Подавляющая часть проданного оборудования используется в европейской части России, на Урале, в Западной Сибири. Однако общие продажи компании в РФ пока не превышают 2%, в то время как в Европе они достигают 82%. «Динамика продаж в России в период с 2009 по 2011 гг. показывает медленный рост», – отмечает Тина Краньц. Если рассматривать структуру продаж по сегментам, то 74% всех дровокольных станков и 92,1% лебедок поставляются в страны Евросоюза. Продажи станков в России составляют 3%, лебедок – 0,6%. Такой низкий показатель обусловлен тем, что российские потребители предпочитают более дешевые механические лебедки. «Здесь еще не до конца осознали, как много видов работ можно выполнить с помощью лебедки, – считает Изток Шпан. – Интерес к нашей продукции начал расти после пожаров 2010 г., но все равно продажи в России ниже, чем, к примеру, в Германии».
Инвестиции в будущее
Производство трелевочных лебедок и дровокольных станков – не единственные направления деятельности компании. Предприятие старается постоянно расширять свой ассортимент. В начале июля 2012 г. Tajfun приобрел за 500 тыс. евро 50% акций производителя гидроманипуляторов и кранов Liv Hidravlika. В компании считают, что гидравлические краны прекрасно дополнят существующий ассортимент. «Но прежде всего мы начнем модернизацию данного производства. На это нам может понадобиться около 10 лет. Не исключено, что изменится вся технологическая цепочка Liv Hidravlika, – рассказал Изток Шпан. – Сейчас оборот этой компании составляет 6 млн евро и, по нашим ожиданиям, будет расти». В 2013 г. Tajfun планирует создать дочернюю компанию в Бразилии. Руководство предприятия смотрит вперед: намеревается расширять производство и увеличить объемы поставок своей продукции в Россию, Украину и Белоруссию. По мнению директора компании Tajfun Planina, эти рынки являются довольно перспективными.
Биография
Изток Шпан родился в 1968 г. Окончил факультет машиностроения University of Ljubljana (Словения). С января 1999 г. по настоящее время является директором Tajfun Planina d.o.o.
Комментарии