Приоритетный статус дает инвестиционному проекту существенные преференции, но вместе с тем создает юридические коллизии, в которых следует разобраться до вложения первых средств.
Инвесторы, являющиеся арендаторами лесных участков, для выполнения арендных обязательств часто привлекают в качестве подрядчиков сторонние компании. Между инвестором и подрядчиком заключается договор о проведении работ по лесозаготовке, проведению лесохозяйственных или лесоохранных мероприятий.
Однако такое выполнение арендных обязательств может рассматриваться как нарушение российского законодательства. Дело в том, что лесную декларацию и отчет об использовании лесов в соответствии с нормами Лесного кодекса РФ предоставляет арендатор, идеятельность подрядчика может быть истолкована контролирующими органами как самовольная переуступка прав пользования лесным участком, и рубку признают незаконной.
Последствия будут таковы: на арендатора наложат административный штраф до 20 тыс. рублей , а на подрядчика – до 150 тыс. рублей с конфискацией оборудования и полученной продукции . Кроме того, подобный договор в соответствии сост. 168 и 169 Гражданского кодекса РФ могут признать ничтожной сделкой.
Судебная практика в таких случаях весьма противоречива. Негативными последствиями станут доначисление налоговым органом арендатору налога на прибыль организаций в отношении сумм, уплаченных подрядчику и признанных арендатором расходом для целей налогообложения, а также отказ в вычете соответствующей суммы налога на добавленную стоимость.
Чьи преференции?
Крупные инвестиционные проекты часто имеют распределенную организационную структуру. Различные компании одного холдинга могут специализироваться на разных сферах деятельности: лесозаготовка осуществляется компанией–арендатором лесных участков, переработкой древесины занимается производственное предприятие, а торговлей и сбытом готовой продукции – подразделения или отдельные компании.
Иногда такие организации создаются специально для формирования идальнейшего обслуживания объектов лесной инфраструктуры и ведения внешнеэкономической деятельности.
Но как только инвестиционный проект такого холдинга получит статус приоритетного, возникнет вопрос: какое юридическое лицо получит все преференции, например, возможность заключения договора аренды лесных участков без проведения аукциона, применение понижающего коэффициента 0,5 к ставке арендной платы.
Согласно законодательству РФ получить статус приоритетного инвестиционного проекта может только одно юридические лицо. Что в этом случае делать холдингу, если заготовка, переработка и сбыт лесопродукции осуществляются разными юридическими лицами? В случае использования договора подряда могут возникнуть определенные риски.
Оптимальный вариант – передача лесного участка в субаренду. В этом случае риски будут минимальны. Но и здесь есть свои нюансы: увеличится длительность процедур согласования, финансовые потоки будут дублироваться в связи с необходимостью получения арендной платы от субарендатора.
Этих проблем можно избежать, если указать в нормативных документах, регламентирующих статус приоритетных инвестиционных проектов, возможность подачи заявки несколькими заявителями в рамках одного проекта. Также можноуказать конкретных лиц, с которыми в дальнейшем будут заключены договоры аренды лесных участков.
Законодателям следовало бы предусмотреть упрощенную процедуру изменений инвестиционного проекта в части замены участников, относящихся к одному холдингу, не меняяпри этом финансовые показатели. Представленные заявителями поручительства и гарантии, обеспечивающие финансирование приоритетного инвестпроекта, станут дополнительными подтверждениями его реализации.
Чья инфраструктура?
Как правило, освоение лесов сопровождается формированием лесной и, реже, лесоперерабатывающей инфраструктур. Обычно такиеобъекты строятся по инициативе инвестора, но при реализации приоритетного инвестиционного проектаэто становится его обязанностью.
Согласно Лесному кодексу объекты лесной инфраструктуры (лесные склады и т.п.) после того, как в них отпадет надобность, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, – рекультивации . Однако зачастую довольно трудно определить этот момент. Более того, необходимость длительного, в том числе после истечения срока договора аренды, использования некоторых объектов, например лесных дорог, очевидна.
В связи с этим у инвестора неизбежно возникает вопрос о статусе созданных им объектов и правах на них. В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей.
То есть это такие объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. К ним относятся здания, сооружения, а также объекты незавершенного строительства. Так что объекты лесной инфраструктуры также формально можно причислить к ним.
Но прочная связь с землей – вовсе не единственный признак, по которому объект может быть отнесен к недвижимому имуществу. Для этого необходимо, чтобы он был создан как недвижимость: с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Однако строительство объектов лесной инфраструктуры не сопровождается получением разрешительной документации, предусмотренной Градостроительным кодексом (для лесных дорог – Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
А потому юридически признать такие объекты недвижимым имуществом, принадлежащим инвестору, невозможно.
К договорам аренды лесных участков согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса применяются общие положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом. Согласно ст. 623 Гражданского кодекса при использовании арендованного имущества арендатор может создавать как отделимые, так и неотделимые без вреда для имущества улучшения.
Такими вот улучшениями лесного участка и могут признать объекты инфраструктуры, а их стоимость будет подлежать возмещению. Формой примерного договора аренды лесного участка оговорено право создавать лесную и лесоперерабатывающую инфраструктуры.
Следовательно при соблюдении всех необходимых правовых процедур (включение работ в проект освоения лесов и т.п.) соответствующие объекты должны быть признаны согласованными неотделимыми улучшениями.
Как видно, создание благоприятных условий лесопользования и лесопереработки невозможно без решения методологических и практических проблем. И особого внимания заслуживают вопросы, связанныес коммерческим лесопользованием. Это должно стать частью национальной лесной политики, механизмом реализации которой являетсязаконодательство.
Комментарии