Лесное законодательство сочетает в себе инструменты правового регулирования земельного, градостроительного, гражданского, административного законодательства с элементами правовых механизмов закупок для государственных нужд. Все это требуется учитывать при разработке инвестиционного проекта.
Комплексный характер регулирования оказывает значительное влияние на тенденции правоприменительной практики. В результате возникает необходимость учитывать ряд аспектов при планировании и реализации инвестиционных проектов в сфере лесопользования, лесозаготовки и переработки леса.
Специфические проблемы при реализации проектов лесной отрасли условно можно разделить на несколько групп. К первой относятся вопросы соотношения различных отраслей права и соответствующих формулировок нормативных документов. Прежде всего это проблема соотношения норм земельного, гражданского и лесного законодательства. Кроме того, действующая система нормативного регулирования не содержит базовых понятий, в частности единого понятия «лес».
В результате возникают курьезные несоответствия: леса отсутствуют на особо охраняемых природных территориях (Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»), землях обороны и безопасности (Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне»), но чудесным образом сохранились в пограничной зоне (статья 18 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730¬1 «О Государственной границе Российской Федерации»).
Ко второй группе проблем можно отнести вопросы лесопользования. К третьей группе относятся проблемы обеспечения функций охраны и восстановления лесов. Например, это вопросы, связанные с необходимостью детальной регламентации полномочий в сфере охраны лесов, механизмов взаимодействия органов власти и источников финансирования.
Аренда лесных участков
Реализация инвестиционного проекта в лесной отрасли зависит от возможности обеспечить производство качественным сырьем в нужных объемах. По этой причине вопрос аренды лесных участков является одним из ключевых. Таким образом, создание стабильной системы лесопользования является одной из стратегически важных для инвестора задач, поскольку в противном случае не гарантирован результат проекта и усложняются контрольные мероприятия, проводимые уполномоченными органами.
В результате растут риски издержек.
Лесной кодекс и принятые в соответствии с ним нормативные акты устанавливают специальный порядок заключения договоров аренды лесных участков посредством аукционов и специфические нормы в отношении лесопользования. Тут следует обратить внимание на особенности, с которыми сталкиваются участники аукциона и арендаторы лесных участков: административные, то есть связанные с проведением аукциона и признанием его результатов, регуляторные и юридико¬технические.
Приводя пример административных аспектов, можно отметить, что в последнее время наметилась тенденция существенности нарушений. То есть если нарушение существенно повлияло на права кого¬либо из участников правоотношения, то это следует рассматривать как непременное основание для признания недействительными результатов аукциона.
Однако, как показал один из недавних прецедентов, отсутствие протокола приема заявок на участие в аукционе не является существенным нарушением порядка проведения аукциона, если в нем принял участие единственный участник. Поскольку в материалах указанного дела отсутствовали доказательства наличия возможных потенциальных претендентов на участие в аукционе, а также доказательства уплаты и возврата задатка лицам, не допущенным к участию в аукционе, судом правомерно был сделан вывод о том, что единственным потенциальным участником аукциона являлась компания, с которой был заключен договор аренды.
К сожалению, в некоторых случаях выигрыш инвестором аукциона не является гарантией того, что он получит права на лесной участок. В Саратовской обл. произошел следующий весьма показательный случай. Хозяйственное общество было признано победителем аукциона на право заключения договора аренды лесных участков. Однако через некоторое время выяснилось, что на лесных участках расположены объекты недвижимости: здания и сооружения, право собственности на которые зарегистрировано за другим лицом – индивидуальным предпринимателем.
По иску индивидуального предпринимателя окружной арбитражный суд признал недействительными проведенные торги на право заключения договора аренды. Этот пример – иллюстрация приоритета гражданского и земельного законодательства над положениями Лесного кодекса Российской Федерации.
Избежать подобных неприятных ситуаций потенциальным арендатораминвесторам помогло бы внесение параметров лесных участков в государственный кадастр недвижимости и установление на уровне законодательного регулирования механизмов сопоставления данных кадастрового учета и Государственного лесного реестра.
Однако пока этого механизма не предусмотрено, поэтому инвестор несет риски, связанные с наличием зарегистрированных объектов недвижимости на лесных участках. Практическая рекомендация в этой связи может быть только одна: как можно более тщательно проверять параметры лесных участков, выставляемых на аукцион.
Реализация договоров аренды лесных участков
Еще одним важным аспектом являются вопросы изменения и исполнения условий договоров. Долгое время господствовала практика, позволяющая арендаторам лесных участков, заключившим договоры до 01.01.2007 г., то есть до вступления в силу Лесного кодекса РФ, вносить по согласованию с арендодателем изменения, например, связанные с увеличением срока аренды, без какихлибо дополнительных процедур. В декабре 2011 г. подход судей к этой проблеме изменился. В феврале 2012 г.
Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации было рассмотрено дело о применении последствий недействительности ничтожной сделки – дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка. Арендатора обязали возвратить Министерству лесного комплекса Республики Карелия арендованный лесной участок. Поводом к предъявлению сторонней компанией иска стало заключение действующим арендатором дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.
Следует обратить внимание на тот факт, что и договор аренды, и дополнительное соглашение к нему были надлежащим образом зарегистрированы органом, осуществляющим государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом. Несмотря на то что суды апелляционной и кассационной инстанций поддерживали позицию арендатора лесного участка, Президиум Высшего арбитражного суда пришел к противоположному мнению и, отменяя решение предыдущих инстанций, передал дело на новое рассмотрение.
На практике арендаторы лесных участков нередко сталкиваются с проблемой изменения арендной платы за пользованием лесным участком. Тут необходимо учитывать, что положения Лесного кодекса Российской Федерации в данном случае имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства о возможности изменения арендной платы. Именно поэтому только при наступлении чрезвычайной ситуации, такой как пожар, наводнение, инвестор-арендатор имеет возможность уменьшить арендную плату согласно статье 53.7 Лесного кодекса РФ.
Никакого освобождения инвесторов от внесения арендных платежей в полном объеме в связи с неиспользованием участка или его несоответствием условиям договора аренды законодательство не предусматривает. Это в полной мере подтверждается судебной практикой. Кроме того, нарушение арендатором условий договора может являться основанием для расторжения договора аренды лесного участка.
В последнее время особое внимание стало уделяться практике расторжения договоров аренды лесных участков в связи с невыполнением инвесторамиарендаторами лесохозяйственных работ и лесоохранных мероприятий. Формальным основанием для расторжения договора в этом случае является невыполнение проекта освоения лесов, предусмотренное пунктом 3 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации.
Показательная история произошла с главой крестьянского фермерского хозяйства из Вологодской обл., который не обеспечил выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке, несмотря на неоднократные письменные претензии уполномоченного органа.
Департамент лесного комплекса Вологодской обл. вынужден был обратиться в арбитражный суд для того, чтобы расторгнуть договор аренды лесного участка и взыскать неустойку за ненадлежащее выполнение предусмотренных договором аренды работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Требования уполномоченного органа были удовлетворены.
Таким образом, можно сделать вывод, что ключевыми принципами при внесении изменений в существующие положения законодательства и принятии новых нормативных актов должны выступать обеспечение стабильных условий для инвесторов, реализующих проекты в области освоения лесов и лесопереработки, упрощение процедур контроля за их деятельностью и повышение ответственности за нарушение требований законодательства.
Если такие принципы не будут закреплены или не будут установлены механизмы их реализации, невозможность осуществления эффективного коммерческого лесопользования будет приводить к незаконным действиям, например, несанкционированным рубкам, халатному отношению к лесным насаждениям. Знание особенностей действующего законодательства инвесторами поможет им избежать рисков при осуществлении проектов и будет способствовать налаживанию конструктивного диалога с властью для изменения законодательной базы.
Комментарии