Долгое время, несмотря на мощную сырьевую базу и большое количество целлюлозно-бумажных комбинатов в России, туалетная бумага была едва ли не единственным продуктом отечественного рынка санитарно-гигиенических изделий. Однако, согласно прогнозам аналитиков, уже в ближайшее время в России произойдет значительный рост потребления салфеток и высококачественной туалетной бумаги. Этому будет способствовать повышение благосостояния населения и общее движение общества вперед в области культурных инноваций.
Российский рынок санитарно-гигиенической бумаги в последние годы растет на 7-9% ежегодно. Емкость рынка санитарно-гигиенической продукции определяется уровнем доходов населения, урбанизации, образованием и возрастной структурой населения, а также особенностями розничной торговли.

Производство СГИ в России оценивается в $120-130 млн в год. В 2004 году в России было произведено 1061 млн рулонов туалетной бумаги, рост производства этой продукции составил 17%. Всего в России насчитывается около 100 производителей туалетной бумаги, три из которых занимают около 60% рынка - Светогорский завод гигиенической бумаги, Набережно-Челнинский КБК и сыктывкарское ООО «Папирус», принадлежащее Полотняно-Заводской бумажной фабрике (Таблица 2).

На рынке преобладает тенденция плавного перехода потребления частного сектора с продуктов низшей ценовой категории к более дорогим бумажным изделиям. Потребление туалетной бумаги и остальных продуктов рынка санитарно-гигиенических изделий в России остается стабильным с тенденциями некоторого роста. Несмотря на прогнозируемое в ближайшие годы сокращение населения страны, рост благосостояния людей положительно скажется на объемах потребления бумаги.
Производители, оценившие внутренний российский рынок СГИ как перспективный, в течение последнего года заявляли о новых проектах развития производственных мощностей и строительстве новых производственных объектов. Так, ведущий российский производитель СГИ Светогорский завод гигиенической бумаги (объем производства в 2004 году составил 300 млн рулонов туалетной бумаги), принадлежащий шведской SCA Hygiene Products, в июне 2004 года заявил о намерении построить в Тульской области с нуля завод по производству туалетной бумаги.
Стоимость проекта шведы оценили в 260 млн евро. Новое тульское предприятие будет самым крупным производителем СГИ в России с годовым объемом продаж 11 млрд рублей. Продукция компании, выпускаемая на европейских и российских заводах SCA, известна российским потребителям по таким брендам туалетной бумаги, как Zewa и «54 метра», подгузникам Libero и женским прокладкам Libresse. Сегодня часть этих продуктов производится компанией на предприятии в Ленинградской области.
До 1998 года российские производственные линии SCA были частью Светогорского ЦБК. Затем новый владелец Светогорского комбината - компания International Paper, выкупившая акции предприятия у Terra Laval, выделила производство санитарно-гигиенических изделий в отдельное направление и продала этот бизнес SCA за $26 млн.
Цеха фабрики располагаются в двух населенных пунктах: производство бумажной основы - в г. Светогорске, выпуск конечного продукта - рулонов туалетной бумаги - в 30 км от нее. в г. Каменногорске. SCA всю туалетную бумагу изготавливает из собственной макулатурной основы. Бумага марки «54 метра» является одной из самых популярных в России. Она занимает доминирующее положение в низшем ценовом сегменте рынка туалетной бумаги Санкт-Петербурга (более 55%) и значительную часть (более 25%) - на рынке Москвы. Около 80-90% производимой компанией туалетной бумаги приходится на эту торговую марку. Интересно, что большинство марок туалетной бумаги в России носит «метрическое» название - «37 метров», «45 метров» и так далее.
Полотенца и салфетки на светогорском заводе гигиенической бумаги не производятся. Продаваемые под маркой «Zewa» полотенца и салфетки поступают с комбинатов компании SCA. расположенных в Австрии. Германии и Польше. Запуск тульского завода позволит SCA прекратить импортные поставки и поставлять yа российский рынок продукцию местного производства. Второй по величине производитель СГИ в России Набережно-Челнинский КБК расположен в республике Татарстан. В 2004 году предприятие выпустило около 250 млн рулонов туалетной бумаги, или 36 тысяч тонн.
ООО «Папирус», до февраля 2004 года входившее в состав Сыктывкарского ЛПК, сегодня является активом акционеров Полотняно-Заводской бумажной фабрики, расположенной в Калуге (Московская область), и стоит на третьем месте по количеству выпускаемой продукции СГИ. На его долю приходится чуть больше 6% российского рынка санитарно-гигиенической продукции (65 млн рулонов туалетной бумаги). Основа для санитарно-гигиенической продукции предприятия изготавливается исключительно из беленой древесной лиственной целлюлозы и макулатуры высшего качества без применения при производстве туалетной бумаги бытовой, полиграфической макулатуры и красителей.
Компания обладает правами на брэнд «56 метров», под которым продается крепированная с перфорацией туалетная бумага. По оценкам экспертов качество этой бумаги является лучшим в низшем ценовом сегменте. На четвертом месте среди крупнейших производителей санитарно-гигиенической бумаги России стоит ЗАО «Джорджия-Пасифик» (Ивантеевка, Московская область). Учредителем предприятия является компания Georgia-Pacific Finland Oyj. Сясьский ЦБК производит около 56 млн рулонов в год и считается самым быстрорастущим производством в России. На рынок санитарно-гигиенической бумаги комбинат вышел в 2001 году и со своим брэндом «Мягкий знак» сумел занять четвертую позицию в рейтинге крупнейших производителей СГИ. Сегодня предприятие производит бумажные полотенца, туалетную бумагу и салфетки.
Импорт санитарно-гигиенической бумаги в Россию в 2004 году достиг 60 тысяч тонн, что на 7% выше, чем в 2003 году. Доля импортной продукции на российском рынке составляет 25% и играет важную роль в формировании потребительского спроса. Крупнейшими поставщиками СГИ в Россию являются Украина, Финляндия, Китай, Польша и Германия. Самый крупный экспортер санитарно-гигиенической продукции - Киевский КБК, лидер целлюлозно-бумажной промышленности Украины, входит в российскую группу «Титан».
Санитарно-гигиеническую бумагу здесь начали производить в 1987 году. Если не учитывать российские производственные мощности, то киевский комбинат является крупнейшим производителем СГИ на территории СНГ. Самый известный брэнд Киевского КБК - туалетная бумага «Обухов 65 м», которая выпускается без сердечника. В структуре экспорта украинской туалетной бумаги в Россию эта марка занимает 90%. Кроме бумаги, Киевский КБК поставляет в Россию и гильзы для намотки туалетной бумаги. Подобные гильзы импортируются также из Китая и Финляндии. Основным потребителем финских гильз является расположенное в московском регионе предприятие компании Georgia-Pacific, выпускающее бумагу под маркой Lotus.
Емкость российского рынка санитарно-гигиенической бумаги напрямую зависит от предпочтений потребителей. Выбор - покупать дешевую однослойную бумагу или дорогую многослойную - обычно зависит не только от дохода (туалетная бумага даже самых дорогих марок не потребует значительных затрат семейного бюджета), но и от психологической готовности покупателей перевести туалетную бумагу в более высокую ценовую категорию.
Тем не менее, до сих пор около 80% потребляемой в России туалетной бумаги находится в нижнем ценовом сегменте. Двухслойную бумагу, чуть более дорогую, потребляет около 15% населения. На увеличение потребления более дорогой высококачественной туалетной бумаги в России в ближайшие годы будет влиять развитие цивилизованных форм торговли: розничных сетей, супер- и гипермаркетов, маркетинговые усилия производителей.
Около 77% продаж санитарно-гигиенической бумаги в России приходится на частные маленькие магазины и оптово-розничные рынки. На такие торговые сети, как «Ашан», «Перекресток», «Седьмой континент», «Рамстор» и «Патэрсон» в общей сложности приходится лишь около 4% продаж СГИ. В московском регионе сегодня наблюдается самый высокий в стране уровень жизни населения и продвинутость в области культурных инноваций, что приводит к повышенной доле потребления импортной туалетной бумаги и готовности покупать высококачественную отечественную.
Потребление салфеток частным сектором также больше всего зависит от уровня жизни населения. За этим товаром в сознании массового потребителя не закреплена принадлежность к низшей ценовой группе: потребление салфеток считается показателем культуры, а также доходов. Этому способствует чрезвычайно большой разброс цен, наличие на рынке очень качественных дорогих салфеток с плотным рисунком. Разброс цен может достигать 20 и более раз.
Тем не менее, средний уровень розничных цен на туалетную бумагу и гигиенические изделия из бумаги в России сопоставимы с ценами в Европе. В магазинах московского региона, особенно в самой Москве, очень хорошо представлены изделия высшего ценового сегмента, как правило, немецкого производства. Бумажные одноразовые платки мало различаются по цене, емкость этого рынка определяется физическим объемом их потребления, что в высокой степени определяется уровнем жизни. Емкость рынка бумажных полотенец, простыней и скатертей также полностью определяется объемами потребления, готовностью переходить на одноразовую продукцию.
Согласно исследованию компании Jaakko Роугу, потребление СГИ в России к 2015 году ежегодно будет расти на 5,5%. Среднедушевое потребление соответственно повысится с нынешних 1,5 до 9 кг СГИ в год. В массовом сознании туалетная бумага все еще остается дешевым товаром, покупка которого не учитывается в семейном бюджете. А рост потребления бумаги в ближайшие годы будет происходить в среднем и высшем ценовых сегментах. в основном, за счет роста благосостояния россиян.
Комментарии