России необходимо стратегическое планирование развития сети лесных дорог, такой вывод сделали аналитики Научно-исследовательского института леса Metla (Финляндия) в исследовании «Лесозаготовки и логистика в России».
На протяжении трех лет начиная с 2008 г. специалисты группы изучали возможности заготовки деловой и энергетической древесины на cеверозападе России и особенности логистики в регионе. В проекте приняли участие как научные институты, так и крупные лесопромышленные компании. Финское агентство по технологиям и инновациям обеспечило 85% бюджета проекта через Европейский фонд регионального развития.
НИИ Metla отвечал за общую координацию проекта и совместно с университетом г. Хельсинки (UH), Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ), Шведским университетом сельскохозяйственных наук (SLU) и Санкт¬Петербургским государственным лесотехническим университетом (СПБГЛТУ) выполнял исследовательские работы.
Компании Stora Enso, John Deer, UPM и другие предоставили оставшиеся 15% бюджета, необходимые данные и поддержку полевых исследований. Плохо развитая инфраструктура и, в частности, логистика являются одним из сдерживающих факторов для иностранных инвесторов, желающих инвестировать в российский ЛПК.
«Основной проблемой в лесозаготовках является плохое состояние дорожной сети, и в частности нехватка всесезонных дорог. Это было особенно заметно в последние годы с теплыми зимами, которые вызвали значительные сложности с поставкой древесины», – говорится в исследовании Metla.
Однако прежде чем инвестировать в строительство лесных дорог, западные специалисты советуют тщательно изучить ситуацию в регионе. Они предложили поэтапную систему стратегического планирования строительства дорожной сети. Вначале необходимо провести обработку данных инвентаризации лесов.
На основании этой информации выбираются возможные участки лесозаготовок, которые разделяются на зимние и летние лесосеки. Следующая фаза включает непосредственное планирование сети лесных дорог и лесосек. «После планирования дорожной сети летние лесосеки распределяются по зоне влияния дорожной сети.
Вне этой зоны распределяются только зимние лесосеки, к которым планируются только временные зимние дороги. Зона влияния дорожной сети – это территория, прилегающая к лесной дороге, к которой возможна трелевка древесины форвардером», – говорится в исследовании.
Далее необходимо оценить затраты на строительство дорог. На разных участках цена будет сильно варьироваться, в зависимости от близости песчаного карьера, сложности работ, особенностей местности и требований к дороге в конкретном месте.
«Средние затраты на строительство обычной лесной дороги меняются от 15 200 до 19 400 евро/км, а затраты на улучшение дорог составляют в зависимости от сценария 9000–14 300 евро/км. В сценариях с небольшими вложениями в дорожное строительство дороги в основном запланированы к ценным участкам, что объясняет меньшие средние затраты. Средние затраты на строительство простой лесной дороги равны 6200 евро/км. Стоимость строительства зимних дорог – 3000 евро/км», – говорится в обзоре.
Подобные грамотно сделанные инвестиции оправданы. Производители значительно больше тратят на транспортировку продукции в нынешних условиях, о чем свидетельствуют данные за последние 20 лет. Однако для разработки стратегии необходима точная информация о ситуации в регионе.

Операционное планирование должно объединять затраты на заготовку, строительство дорог и вывозку древесины, чтобы минимизировать общие затраты, а разделение территории лесозаготовок на зоны разной интенсивности лесопользования может быть одним из вариантов подходящей для России стратегии.
Комментарии