Для продвижения сибирской березы на мировом рынке специалисты «АВА Компани» изобрели новые методы обработки древесины. Западные потребители оценили продукт. Растущий спрос вынудил компанию инвестировать в расширение производства. Однако для российского покупателя береза остается экзотикой.
2012 г. для деревообрабатывающего предприятия «АВА Компани» начался с перемен в руководящем составе. На должность гендиректора завода назначен Армен Бабаджанян. Несмотря на утверждение нового руководителя, что стратегия останется неизменной, компания объявила несколько новостей. До конца года акционеры планируют инвестировать в предприятие 50 млн рублей. Эти средства направят на покупку нового оборудования, чтобы в несколько раз увеличить объемы производства и расширить рынки сбыта. Необходимость срочно повысить производительность в компании объясняют растущими запросами со стороны западных потребителей. «Сейчас наши клиенты готовы заказывать больше, чем мы производим. Если мы не сможем обеспечить спрос в ближайшее время, в какой-то момент может появиться риск, который для клиентов станет непреодолимым. Они просто поменяют свою продуктовую линейку, чтобы избежать зависимости от поставщика, который не дает нужный объем», – говорит Армен Бабаджанян.
Африканская древесина вместо сибирской березы
В прошлом году компания заготовила порядка 70 тыс. м3 древесины. Более 80% произведенной из нее продукции уходит на экспорт в 15 стран мира. Спрос на продукцию из березы высок в тех регионах, где она традиционно росла, за исключением России. Так что основные покупатели продукции «АВА Компани» – это скандинавские страны, Северная Америка, Канада и Азия. Бизнес компании, специализирующейся на глубокой переработке сибирской березы, имеет четыре направления.
Первое – это сортовой пиломатериал, который сертифицирован по американским стандартам NHLA (National Hardwood Lumber Association) и экспортируется на североамериканский рынок. Вторая группа – это паркет, который продается во Французскую Канаду, где клиенты привыкли к подобным продуктам из березы. «АВА Компани» отправляет продукцию в виде паркетозаготовки, в Канаде она покрывается ультрафиолетовыми лаками, тонируется в определенные цвета и продается в изделиях. Третья группа – это ЧМЗ (чистая мебельная заготовка) – беспороковые элементы, узлы разной длины и сечений, которые используются для мебельных фасадов или для самой мебели. И четвертая группа – это мебельный щит. «Мы сейчас прорабатываем варианты выхода на североамериканский рынок с готовым продуктом. Мы общаемся с крупными ритейловыми американскими сетями DIY. Думаю, наш дальнейший рост в первую очередь бу¬дет связан с увеличением добавленной стоимости и конечным продуктом», – говорит Армен Бабаджанян. На рост продаж на российском рынке в компании пока не делают ставку.
«На российском рынке локально продается лишь часть ЧМЗ и щита, все остальное – это полностью экспортная продукция. Сколько мы ни пытались приучить к березе российских потребителей и начать разговор с переработчиками о продаже березового паркета в России, ответная реакция скептическая», – утверждает гендиректор компании. На сегодняшний день объемы продаж березового паркета в России минимальны. «У людей береза ассоциируется с карельской, которая намного мягче, обладает другими характеристиками и считается скорее декоративным материалом. Россиянам ближе дуб, и даже какието редкие африканские породы дерева…» – отмечает Армен Бабаджанян.
Зато в Японии и Китае продукция из сибирской березы не менее популярна, чем в Канаде. Недавно компания начала сотрудничество с японскими производителями. «В прошлом году мы сделали пробную поставку в одну японскую компанию, которая занимается производством шпона из березы. В начале текущего года к нам приехали ее владельцы, это одна из старейших и крупнейших компаний по напольным покрытиям в Японии. Компания строит новый завод, который во многом будет базироваться на использовании нашей березы», – говорит Армен Бабаджанян.
Основная задача – увеличить лесозаготовку
«Сибирская береза, которая растет в Томской, Омской и на юге Тюменской области, в принципе не имеет никакой текстуры. Она абсолютно белесая, у нее очень хорошая цветность, высокая плотность и твердость. Ее плотность – 640 кг/м3, почти как у дуба (670 кг/м3), и намного больше, чем у сосны (520 кг/м3)», – говорит Армен Бабаджанян. В мире есть три места, где растет береза такого качества, – это Канада, Скандинавия и юго¬западная Сибирь. Из данного материала делают полы, мебель и все, что непосредственно контактирует с человеком. «Когда запускалось производство, было понятно, что общий спрос на продукцию будет, однако за последние годполтора мы увидели, что он значительно превышает текущие возможности компании. Сейчас наша основная задача – это удвоение собственной заготовки, – говорит Армен Бабаджанян. – У нас две части бизнеса.
Первая часть – это лесозаготовка, которая реализована в филиале в 350 км от завода на севере Омской области, вторая – это переработка на заводе в Омске. Основные инвестиции на сегодня сделаны в лесозаготовку. Необходимости инвестировать в завод пока нет. Главная задача – обеспечить его максимально качественным сырьем». Особенность березы в том, что у нее по сравнению с сосной меньше выхода, около 30% идет на дрова. Деловая древесина в ней имеет меньший процент, чем в других породах. Соответственно, чем более качественный продукт компания сможет поставлять на завод, тем в результате будет большая коммерческая выгода от переработки этого изделия.
Бизнесплан, созданный в момент запуска завода, полагался на старый Лесной кодекс. Был расчет на то, что много мелких заготовителей станут поставлять компании круглый лес. Однако кризис и появление нового Кодекса внесли свои коррективы. Количество мелких лесозаготовителей резко сократилось. Перед компанией остро встала проблема снабжения завода лесом. Так как у «АВА Компани» имелась вся необходимая инфраструктура, нижние склады и арендная база, было принято решение наращивать объемы лесозаготовки. «В 2012 г. мы планируем заготовить 120 тыс. м3, я думаю, что в следующем году мы увеличим эти цифры. Наши разрешенные заготовки – это 277 тыс. м3 в рамках арендного договора и тех деклараций, которые у нас на сегодня есть», – говорит Армен Бабаджанян.
Чтобы удвоить лесозаготовку, компания осуществила программу инвестиций, вложив в покупку оборудования 50 млн рублей. За время своего существования компания не пользовалась заемными средствами, рассчитывая на собственные силы и поддержку акционеров. «Мы не приобретали дополнительные валочные машины. Валочная техника у нас такой же мощности, как она и была. Наша задача – усилить вывозку, поэтому были куплены погрузчики¬манипуляторы на базе экскаватора Volvo», – говорит Армен Бабаджанян. Кроме того, компания приобрела процессорную головку. Ее в первую очередь используют для обработки сучьев и производства сортиментов на верхнем складе. Был куплен новый вахтовый поселок, чтобы обеспечивать людей на делянах. Приобретен парк жилых и бытовых комплексов. Также компания закупила бульдозеры и другую технику для подготовки территории.
«Важно то, что мы перевели заготовку и производство сортиментов на верхний склад. Если раньше была необходимость вывозить с деляны хлысты и разделывать их на нижнем складе, то есть накручивать дополнительно 100 км с грузом, 30% которого идет на дрова, то теперь ситуация изменилась. Сейчас мы производим сортименты на деляне, соответственно, мы имеем возможность везти на нижний склад для сортировки и пиления именно сортимент. Так мы увеличили эффективность и количество полезного продукта, который вывозим», – говорит Армен Бабаджанян. Отходы производства, оставшиеся на делянке, рубятся на дрова и распространяются среди населения близлежащих деревень. «В принципе, продажа дров – это скорее утилизация. Конечно, дрова продаются как коммерческий продукт, но его задача максимум – окупать инвестиции. Кстати, учитывая, что мы не везем дрова, их себестоимость упала», – рассказывает Бабаджанян.
Береза в отличие от сосны растет на болотистых почвах, так что основная заготовка происходит зимой.
В межсезонье заготовители делают перерыв и летом снова приступают к работе. Самая большая проблема в летней заготовке – это вывозка и сопряженная с ней подготовка лесных дорог. Участки необходимо готовить для проезда техники. «Известно, что сезон апрель¬май – это таяние снегов, соответственно, вероятность 99%, что бесполезно заниматься даже строительством дорог, поскольку их смоет в ближайшую неделю, потом идут сухие месяцы – июнь, июль и август, когда, в принципе, можно рассчитывать на достаточно эффективную вывозку. Далее начинается осенний период дождей – опять же у нас нет вывозки. Но заготовка при этом может продолжаться, машина может работать, если обеспечить ее топливом и жизнеобеспечением», – говорит Армен Бабаджанян.
Таким образом, главная статья расходов компании связана именно с логистикой на всех ее этапах. Груз перевозится в основном с помощью автопоездов. «В России подход к тарификации перевозки грузов отличается от существующего на Западе. Автомобильный транспорт помимо того, что он сам по себе дорогой, не имеет достойной альтернативы – железнодорожный и водный транспорт не намного дешевле. Мы не настолько крупный лесозаготовитель, чтобы содержать флот. Нам достаточно сложно, как клиенту, находить конкурентные услуги по транспортировке, – говорит глава компании. – И чем более высокого передела продукцию мы везем, соответственно, тем меньше это составляет в процентах от себестоимости. И наша задача – перерабатывать максимально, чтобы перевозить меньше отходов».
Производство детской мебели
Одно из новых направлений, которое развивает компания, – производство высокоэкологичной мебели, в частности детской. «Я верю в это направление. Даже в кризис единственная отрасль в России, которая не пострадала, – это детские товары. И в самые тяжелые времена родители никогда не ограничат своего ребенка в чемто. И слава богу, люди понимают, что детская мебель, сделанная из опасных материалов, – риск для ребенка. И эта тенденция перехода на массив, на натуральное дерево в детской мебели – отличный повод для нас предложить свою продукцию», – говорит Армен Бабаджанян.
У компании есть собственный фирменный магазин – шоурум в Омске, где представлена мебель из сибирской березы. «Детская мебель пользуется хорошим спросом. Но задача магазина не только приносить доход, но и тестировать новые изделия с конечными потребителями. Чтобы убедить мебельные фабрики работать с нашей заготовкой, мы сами производим готовую продукцию, смотрим реакцию потребителя, чтото дорабатываем, потом заготовки вместе с чертежами передаем производителям мебели, – отмечает эксперт и добавляет: – Собственных мощностей для производства мебели у нас недостаточно, и мы не мебельная фабрика». Однако компания планирует развивать и это направление. «Или это будет white label производство, что называется, для кого¬то, под маркой других производителей, или мы будем делать свою линейку», – утверждает глава компании.
Кроме того, компания производит чистую мебельную заготовку – ЧМЗ. Одним из основных покупателей данного товара стала скандинавская Swedwood, которая делает кухни для «ИКЕА». Заготовка попадает сначала в европейские страны, обрабатывается, потом превращается в кухонный фасад и приезжает обратно в российские магазины «ИКЕА». Сейчас компания также работает в направлении производства собственных фасадов. «Понимая, что из нашего продукта получаются качественные фасады, мы ведем переговоры с производителями кухонь. Потому что в России, кроме «ИКЕА», в принципе фасады из березы никто не продает», – говорит руководитель компании.
Методом проб и ошибок
«АВА компани» не боится конкурентов, потому что вход в данный сегмент, по словам Армена Бабаджаняна, стоит очень дорого. Так как компания оказалась, по сути, единственным производителем, занимающимся переработкой сибирской березы в России, многие технологии обработки ее специалистам пришлось придумывать самим. «Сушка березы до продуктового качества – это 8 ± 2%, в отличие от хвойных, у которых 14–16%, а переход от 14–16 к 8% с точки зрения технологии сушки это достаточно серьезный процесс. У нас ушло несколько лет для того, чтобы добиться максимального качества и минимума брака», – говорит гендиректор компании. Кроме того, технологии по самой обработке и пилению тоже отличаются. «Например, мы покупаем установку, комплекс у иностранных производителей, конечно же, берем у них технологические карты и расчеты.
В процессе эксплуатации за полгода полностью переделываем технологию, предлагаемую поставщиком», – отмечает Армен Бабаджанян. Особенности пиления березы связаны с высокой плотностью материала. Специалистам компании приходилось переделывать пилы на оборудовании. «Углы, заточка, скорость вращения – все это дорабатывалось в процессе эксплуатации, – рассказывает Армен Бабаджанян. – К сожалению, специализированного оборудования для работы с березой просто нет.
Производители говорят: «Вот этот станок может иметь производительность столькото кубов в час. Но это только для хвойных пород, а что будет на вашей березе, не знаем». Привозим оборудование, ставим, начинаем эксплуатировать – первые 10 смен получается 50%. Потом мы начинаем вносить изменения: «Так, здесь подправим скорость, а там – линию подачи». И постепенно увеличиваем производительность до 70–100%». «Я с уверенностью могу сказать, что сейчас только мы обладаем необходимым оборудованием и технологиями для обработки сибирской березы. Многие лесопереработчики березу заготавливают, но для них она – побочный продукт переработки хвойных. Мы единственное в России предприятие, которое занимается в больших объемах одновременно и заготовкой, и переработкой. «АВА Компани» понадобилось около трех лет, чтобы показать миру, что в России есть качественная сибирская береза и мы можем работать с таким сложным материалом», – подытоживает Армен Бабаджанян.
Биография
Армен Бабаджанян: С 2011 г. был исполнительным директором «АВА Компани», работал в международных компаниях, таких как G2 Capital Advisors Ltd., ООО «АБС ЭПИ¬Сахалин», ООО «АББ Автоматизация», международной межправительственной организации «ИНТЕРЭЛЕКТРО», а также как генеральный директор ряда промышленных предприятий, таких как ЗАО «Группа Промышленные Решения», ОАО «Завод Электроники и Механики (ЗЭИМ)». С февраля 2012 г. – генеральный директор «АВА Компани».
Справка о компании
ЗАО «АВА Компани» – компания, владеющая деревообрабатывающим заводом, который находится в городе Омск и ориентирован на заготовку и переработку березы. Завод является единственным в мире, специализирующимся на глубокой переработке березы и имеющим полный цикл производства – от заготовки леса до выпуска готовой продукции под торговой маркой Russian Birch. Открытие завода состоялось в ноябре 2007 года. На данный момент его продукция экспортируется в 15 стран мира. Предприятие было включено в реестр приоритетных федеральных программ Министерства промышленности и торговли РФ. На сегодняшний день «АВА Компани» арендует около 22% лесного фонда области, или 77 тыс. га. Акционеры компании – группа частных инвесторов.
Михаил Ахмеджанов 26.05.18 21:52
Хороший, достойный пример развития, вопреки всему...