В прошлом году из-за пожаров прибыль Зеленодольского фанерного завода сократилась в два раза. Нехватка оборотных средств вынудила компанию взять кредит в размере 20 млн руб. Но несмотря на прошлогодние проблемы, ЗФЗ в 2012 г. планирует увеличить объем производства и расширить линейку выпускаемой продукции, чтобы удовлетворить растущий спрос зарубежных компаний, – об этом говорит генеральный директор компании Михаил Антонов.
В прошлом году из-за пожаров прибыль Зеленодольского фанерного завода сократилась в два раза. Нехватка оборотных средств вынудила компанию взять кредит в размере 20 млн руб. Но несмотря на прошлогодние проблемы, ЗФЗ в 2012 г. планирует увеличить объем производства и расширить линейку выпускаемой продукции, чтобы удовлетворить растущий спрос зарубежных компаний, – об этом говорит генеральный директор компании Михаил Антонов.
- Какими активами владеет компания?
– На сегодняшний день в состав компании входят два деревообрабатывающих предприятия: Зеленодольский фанерный завод и Поволжский фанерно-мебельный комбинат (ПФМК, г. Зеленодольск, Татарстан). Последний был приобретен в декабре 2010 г. и выполняет для Зеленодольского фанерного завода стратегическую функцию по усилению конкурентных позиций на рынке фанерной продукции. К сожалению, подробной информации о деятельности комбината я не могу предоставить, так как управление им не входит в мою компетенцию.
– Какова производительность Зеленодольского фанерного завода?
– В 2011 г. мы произвели 42 тыс. м3 клееной фанеры. В настоящее время загруженность производственных мощностей завода составляет 100%.
– Каким был для завода 2011 г.?
– Прошедший год был для нас трудным, чистая прибыль компании сократилась в два раза. Мы столкнулись с нехваткой оборотных средств для создания оптимального количества запасов сырья.
– Как вы решили эту проблему?
– В декабре 2011 г. было принято решение о привлечении кредита в размере 20 млн руб. в ОАО «Банк «Казанский». Полученные средства будут направлены на расширение производства, ассортимента продукции и обеспечение бесперебойных поставок сырья. В 2010 г. сырьевой рынок из-за массовых пожаров практически не работал, это привело к двум вынужденным остановкам производства. Помимо нехватки сырья возникли проблемы с его поставками из удаленных регионов. Реформа РЖД не только не упростила работу с поставщиками леса, а наоборот, полностью ее парализовала. Учитывая печальный опыт 2010 г., в 2011 г. была пересмотрена программа сырьевого обеспечения производства, и в настоящее время у завода нет никаких проблем с древесиной. Несмотря на сокращение чистой прибыли, во втором полугодии 2011 г. мы индексировали зарплату работников и приступили к модернизации отдельных участков производства.
– Что было сделано для нормализации поставок сырья? Вы стали использовать автотранспорт вместо железнодорожных вагонов?
– Мы привлекли новые ресурсы из удаленных регионов, осуществляющих поставки железнодорожным и водным транспортом. Дополнительные объемы сырья на этот раз решили получать водным видом транспорта из Пермского края. Это удобно, так как наше предприятие находится на берегу Волги. Для перевозки древесины использовались баржи с различной грузоподъемностью. В 2012 г. мы полностью сохраним наработанную структуру поставщиков сырья из Пермского края. Использовать автопоезда при доставке сырья на завод пока практически невозможно. Причин несколько. Прежде всего это неготовность наших дорог к искусственным покрытиям и большегрузным машинам. На сегодняшний день существует огромное количество запрещающих законодательных актов на уровне РФ и регионов, ограничивающих автоперевозки по временам года и по весу груза. В странах Европы и Скандинавии такие ограничения отсутствуют. Когда эта проблема будет решена на уровне Правительства РФ, лесозаготовители смогут экономически правильно осуществлять поставки древесины на предприятия.
– За счет чего вы планируете погасить кредиты?
– Мы делаем основную ставку на сокращение внутренних затрат за счет автоматизации производства и последующей оптимизации численности персонала. На рынке фанерной продукции существует определенный ценовой ценз, который сам регулирует рынок. По этой причине повышение цен для увеличения прибыли мы не рассматриваем. Если сравнивать наш завод с современными фанерными производствами, которые строятся с нуля, автоматизация Зеленодольского фанерного завода составит 50%. Если же для сравнения брать европейское фанерное производство, к примеру, в Финляндии, то по автоматизации мы отстаем процентов на 60. Оптимизация определенных технологических процессов позволит увеличить автоматизацию производства и сократить численность сотрудников. На сегодняшний день на предприятии работает около 950 человек. Средний возраст сотрудников – 34 года.
– Значит, кадровый вопрос не стоит остро на вашем заводе, раз вы сокращаете штат?
– Многие предприятия отрасли, и мы в том числе, сталкиваются с проблемой подбора персонала. Государство не занимается подготовкой рабочих по основным профессиональным специальностям ЛПК в необходимом объеме. Естественно, в сложившихся условиях мы должны сами решать вопросы профподготовки. Уже не первый год на предприятии работает внутренняя программа обучения персонала. Она предусматривает теоретическую подготовку работника и последующую стажировку на производстве под руководством опытных наставников. Помимо этого, мы привлекаем к сотрудничеству студентов и выпускников с кафедры деревообработки высших и средних специальных учебных заведений, таких как Казанский государственный технологический университет, Марийский государственный технический университет, Зеленодольский механический колледж. Студенты проходят практику и получают представление о реальной ситуации в отрасли.
– Проводили ли вы модернизацию производства на заводе?
– В 2009–2011 гг. проводили модернизацию лущильных станков для повышения качества березового шпона. В этом проекте мы сотрудничали с отечественным производителем ООО «НаучФанПром» (г. Санкт-Петербург). В модернизацию линии были вложены собственные средства компании – это порядка 50 млн руб. В это же время была проведена модернизация паросилового хозяйства. Она обошлась компании в 55 млн руб. Мы полностью обновили котельное оборудование и автоматику к нему. Реконструкция котельной предусматривала замену трех котлов с автоматической загрузкой топлива, золоудаления, подогрева воздуха. Была решена задача по обеспечению бесперебойной работы турбогенератора с помощью подачи пара с необходимым давлением.
– Какова основная продукция, выпускаемая на заводе?
– Это березовая фанера в формате 5х5 футов. Кроме того, есть планы расширить линейку продукции. В 2012 г. мы намерены приобрести и установить лущильную линию для выпуска большеформатной фанеры. Этот проект позволит увеличить объем выпускаемой продукции на 15–20 тыс. м3 в год. Предполагаемые инвестиции составят около 80 млн руб. Сейчас, выбирая оборудование, мы ориентируемся на финского производителя Raute, но рассматриваем и другие компании: итальянские, малазийские, немецкие. Новую продукцию завод начнет выпускать во второй половине 2013 г. Это позволит увеличить конкурентоспособность Зеленодольскго фанерного завода на внутреннем рынке. Скорее всего, поставлять новый товар мы будем уже на традиционные для нас рынки стран Европы и СНГ.
– Назовите ваши основные рынки сбыта?
– На экспорт уходит 80% нашей продукции. Основным импортером на протяжении долгого времени оставался Египет, но в прошлом году поставки на Ближний Восток сократились на 20–25%. Нам пришлось заниматься корректировкой бюджета и плана отгрузок. В результате чего поставки в страны СНГ выросли на 15%, на внутренний рынок – на 5–10%. В IV квартале 2011 г. объемы поставок на внутренний рынок достигли 36,5%. Это связано с политической обстановкой в Египте. Но сейчас ситуация в регионе стабилизируется, так что, возможно, мы вернемся к прежнему раскладу. Вторым нашим рынком сбыта являются страны СНГ. Они активно развиваются и ведут строительство, поэтому для нас это перспективный рынок. Спрос на многие продукты в странах СНГ растет гораздо быстрее, нежели потребности Европы, которая переживает последствия финансового кризиса.
– Как организована дистрибуция продукции Зеленодольского фанерного завода?
– Клееная березовая фанера – один из основных материалов в строительной и мебельной промышленности. Востребованность данного продукта на внутреннем рынке невелика, поэтому мы не рассматриваем дистрибуцию своего продукта в сетевых магазинах. Сегодня основная его реализация идет через оптовых покупателей, которые представляют интересы строительного и мебельного бизнеса.
– Что изменится в вашем бизнесе после вступления России в ВТО?
– Сегодня мы платим дополнительные деньги за присутствие на европейском рынке. Со вступлением в ВТО, мы полагаем, что условия поменяются. Отмена дополнительных пошлин за ввоз продукции в страны ЕС повысит нашу конкурентоспособность. На мой взгляд, почти все российские фанерные заводы конкурентоспособны по отношению к европейским производителям. Некоторые отечественные участники рынка ни в чем не уступают иностранным конкурентам. На протяжении семи лет, до октября 2010 г., я работал в крупной компании United Panel Group, имеющей определенный вес в мировом сообществе поставщиков клееной фанеры, и могу с уверенностью сказать, что ассортимент продукции, выпускающейся на Жешартском фанерном комбинате (Республика Коми, входит в United Panel Group), очень широк. Хотя, конечно, не каждое предприятие сегодня готово заниматься производством такой линейки продукции. Естественно, требуется модернизация производств, повышение привлекательности и расширение ассортимента. Производителям следует ориентироваться на микс продуктов. Это означает, что предприятие должно выпускать различные виды фанеры по размерам, по толщине, по физико-механическим характеристикам. Для покупателя это удобно – не нужно искать разных производителей, простота в оформлении документов и выполнении заказов – вот что привлекательно. В целом вступление в ВТО мы рассматриваем как сигнал бизнесу за рубежом. Россия получает дополнительные возможности для сотрудничества. Наши компании смогут привлечь стратегических инвесторов, провести масштабные проекты по модернизации и реализовать новые проекты в деревообработке и сопредельных отраслях.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка фанеры?
– На сегодняшний день стоимость фанерно-клееной продукции сильно снизилась. В то же время себестоимость возросла за счет увеличения основных тарифов и ставок. Несмотря на это, на мой взгляд, потребление фанерной продукции в России будет расти, так как наш внутренний рынок продолжает развиваться. Для удовлетворения как внутреннего спроса, так и внешнего фанерные заводы должны решить ряд задач, связанных со снижением себестоимости продукции, повышением качества и скоростью исполнения заказов. Российское производство березовой фанеры составляет 67% от европейского объема производства березовой фанеры. Ожидается, что доля России на мировом рынке будет возрастать, так как сырьевые ресурсы огромны. Наша страна является единственным регионом мира, где имеются значительные запасы березы и их прирост превышает текущее потребление. Это важнейшее конкурентное преимущество российской фанерной промышленности. Прогнозируемое увеличение производства фанерной продукции в России, согласно данным ЦНИИФ, к 2015 г. должно составить примерно 85%. Причем около 52% из этих 85% будет достигнуто за счет технического перевооружения и реконструкции предприятий. Фанерная отрасль в РФ сильно фрагментирована. 61% всего объема производства выпускают 10 крупнейших компаний из 50 участников рынка. Более 80% производства фанеры сосредоточено в Европейской части РФ. При этом доля производства березовой фанеры превышает 90% от общего объема. Основными игроками этого рынка остаются «Свеза», UPG и «Сыктывкарский фанерный завод». Каждая компания занимает свою нишу на рынке сбыта.
– В 2012 г. в России откроется несколько заводов по производству OSB плит, составят ли они конкуренцию вашей продукции?
– Выпуск OSB внутри страны, возможно, позволит снизить конечную цену продукта, и он станет более доступным за счет отсутствия транспортных расходов. Но тем не менее сравниться с фанерой OSB не сможет, так как это другая ниша. OSB применяется в домостроении, и не более.
– Какие меры следует принять на государственном уровне для поддержки предприятий ЛПК?
– Государству надо вкладывать деньги не в банковский, а реальный сектор экономики. Возможно, некоторые компании отрасли стоит освободить на какой-то период от налогов либо сделать льготное налогообложение. Сегодня есть определенные программы поддержки на государственном уровне, в которых Зеленодольский фанерный завод мог бы участвовать, но это участие затянет решение текущих задач производства, поэтому мы предпочитаем брать кредиты и гасить их за счет сокращения численности персонала.

Комментарии