Еврокомиссия заявила о взятом курсе на биоэкономику, которая заменит углеводородную экономику. В связи с этим мировые лидеры ЛПК инвестируют миллионы долларов в создание топлива на основе древесной массы. Россия игнорирует глобальные тенденции, продолжая вкладывать средства в разработку новых месторождений нефти.
Современная экономика основана на добыче полезных ископаемых, таких как нефть. Углеводородные производства пагубно влияют на окружающую среду. Чтобы выжить, человечество должно выбрать источник энергии, созданный на основе возобновляемых ресурсов. 13 февраля 2012 г. Еврокомиссия утвердила стратегию по снижению зависимости экономики Евросоюза от нефти, тем самым заявив о взятом курсе на биоэкономику. Задача документа – расширить сферы использования возобновляемых ресурсов. В основу стратегии легли доклады и предложения международных организаций по охране природы и профессиональных сообществ.
На сегодняшний день оборот биоэкономики ЕС составляет около 2 млрд евро. Пока это капля в море. Для сравнения: ежегодный оборот европейского энергетического сектора – 900 млрд евро. Однако к 2050 г. доля экономики будущего должна вырасти в разы благодаря поддержке правительств развитых стран.
Самое важное место в биоэкономике занимает энергетика. Ученые с переменным успехом ищут аналоги нефти – низкоуглеродное топливо на основе возобновляемых ресурсов. В качестве таковых рассматриваются все органические вещества сельскохозяйственной продукции и древесина. «Леса играют важную роль в мировой экологии. Спрос на древесину и древесное топливо в условиях роста спроса на возобновляемые источники энергии является мощным стимулом для повышения продуктивности лесов с помощью более эффективного управления ими», – говорится в принятой стратегии.
Конфедерация европейских производителей бумаги (CEPI) предложила заменить нефть продуктами на основе древесной биомассы. Переход от углеводородного сырья к веществу, извлеченному из древесных волокон, рассмотрен в «Дорожной карте низкоуглеродной биоэкономики 2050 г.», составленной специалистами CEPI. Этот документ недавно был направлен на рассмотрение в Еврокомиссию. Эксперты CEPI уверены, что к 2030 г. должна появиться новая технология, которая позволит к 2050 г. сократить углеродные производства на 80% по сравнению с уровнем 1990 г. Также создатели дорожной карты предлагают заменить пластик материалом на основе биомассы.
Вот какую картину будущего рисует в дорожной карте гендиректор CEPI Тереза Пресас: «Утром 2050 г. люди проснутся в своих квартирах в деревянной двадцатиэтажной высотке, вылезут из-под одеял, сделанных на основе древесных волокон… На улице подошел автобус, работающий на биотопливе, поэтому школьники, которые в него садятся, дышат куда более чистым воздухом, чем дышали их родители в детстве. Проезжающие машины, сделанные из биокомпозита, тоже ездят на биотопливе… А на выходных все поедут наслаждаться природой в лес».
Биотопливо уже начало свой путь на рынок. Западные компании инвестируют миллионы долларов в новые разработки. Суть технологии его производства такова: целлюлоза конвертируется в сахар. Полученный целлулоидный сахар перерабатывается в этанол, а на его основе создается биотопливо. Самым сложным процессом является производство целлулоидного сахара. Для этого опилки размалываются, очищаются и затем растворяются в соляной кислоте, проводя кислотный гидролиз.
Гидролиз – это самый дорогой процесс в данной цепочке. Его высокая стоимость не позволяет сделать конкурентоспособное топливо. Американская компания Virdia запатентовала технологию, дающую возможность снизить затраты на данную химическую реакцию. Virdia уже заявила о начале строительства первого в США коммерческого завода, который будет производить древесное биотопливо.
Запуск предприятия запланирован на 2014 г. Завод будет перерабатывать 350 тыс. т древесины в год и производить 150 тыс. т сахара. Virdia собирается инвестировать в проект до $100 млн. В этом же 2014 г. планирует запустить аналогичный завод один из лидеров целлюлозно-бумажного рынка – финская компания UPM. Ориентировочная стоимость проекта – 150 млн евро. Компания намерена производить 100 тыс. т биотоплива в год. «Мы давно инвестируем в исследования в данной области и развитие новых технологий. Подобными разработками в компании занимается отдел из 10 сотрудников. Мы уже вложили средства в строительство завода в Лаппеенранте. Там будет производиться биотопливо, созданное на основе древесного сырья по технологии, разработанной UPM.
Стоимость литра еще не просчитывалась, так как завод начнет работать лишь через 2 года, – рассказал директор направления «Биотопливо» в UPM Петри Кукконен. – Кроме того, мы разрабатываем еще один способ производства биотоплива. Главное его отличие в том, что в качестве сырья будут использоваться древесные отходы – кора, сучья и т.д., тогда как на заводе в Лаппеенранте топливо будет производиться на основе отходов производства целлюлозы».
Он надеется, что к моменту запуска завода биотопливо будет конкурентоспособно. «У нас есть отличные инновационные технологии. Думаю, что данный проект очень скоро начнет приносить прибыль», – уверен эксперт. Канадская Enerkem заявила о строительстве очередного завода по производству жидкого биотоплива. Первое предприятие компании появилось в 2003 г. На нем перерабатывались 20 видов сырья, в том числе твердые отходы и древесные стружки. За 20 лет эксперты компании сумели разработать новые технологии, которые планируют опробовать на строящемся заводе. Enerkem собирается производить 38 млн литров биотоплива. По их расчетам, это сократит выбросы парниковых газов на 110 тыс. т в год.
Инвестиции в новый проект должны составить $27 млн. В России тоже есть аналогичные проекты, однако они носят скорее научно-исследовательский характер. В этом году госкорпорация «Ростехнологии» пообещала возобновить приостановленный в 2009 г. из-за кризиса проект по созданию Восточно-Сибирского комбината биотехнологий в городе Тулун (Иркутская обл.). В него уже было инвестировано более 500 млн руб. Предприятие создают на базе Тулунского гидролизного завода. Там будут производить биотопливо и биопродукты, в частности биобутанол из отходов лесопереработки. Этим моторным топливом можно заправлять автомобили и самолеты.

ОТ НЕФТЯНОЙ ДЕРЖАВЫ К ПРОИЗВОДИТЕЛЮ БИОТОПЛИВА
Эксперты Еврокомиссии уверены, что процесс замены нефтепродуктов на продукцию из биомассы будет идти очень медленно, поэтому государственные власти должны по возможности его активизировать.
«Промышленно развитые страны ставят перед собой задачу изменить баланс потребления. По двум причинам. Во-первых, биотопливо является возобновляемым, во-вторых, экология сгорания биотоплива более благоприятная. Евросоюз добился уровня включения биотоплива в структуру потребления на 5%. 10% и более процентов – ближайшая перспектива для США и Канады. Оценка использования биотоплива в Бразилии показывает, что до 50% применяемого там топлива составляет биоэтанол. В России, как всегда, мировые тенденции ждут своего осмысления», – говорит зав. каф. химии и биотехнологии МГУлеса, доктор хим. наук Андрей Иванкин.
Россия сильно отстает в этом вопросе от западных коллег, хотя у нашей страны есть многолетний опыт работы в данном направлении. «С середины 50-х гг. прошлого столетия в СССР было построено более пятидесяти гидролизных заводов, задача которых заключалась в переработке отходов древесины в технический спирт. Технология была передана Бразилии, где она с успехом до сих пор применяется, в том числе и на растительных отходах сельского хозяйства», – говорит Андрей Иванкин.
Несмотря на то что запасы нефти в мире сокращаются, а стоимость ее добычи растет, для российских компаний вопрос инвестиций в биотопливо не стоит на повестке дня.
Наша страна настолько прочно сидит на нефтяной игле, что лесопромышленники не надеются создать конкуренцию «Лукойлу» и «Роснефти». Одни только инвестиции «Лукойла» в добычу нефти в ближайшие годы должны составить $12 млрд. Большинство компаний вынуждены применять новые, более дорогие интенсивные методы добычи.
Например, «Роснефть», ТНК BP и другие лидеры отрасли в России перешли к разработкам месторождений в Восточной Сибири, где условия работы намного тяжелее, чем в Западной ее части. Все это приводит к росту цен на нефть.
«Век дешевой нефти подходит к концу. Речь о 2–3 десятилетиях, потом предложение не сможет удовлетворить спрос», – уверен руководитель энергетического отдела «Гринпис России» Владимир Чупров. Однако для перехода на возобновляемые ресурсы нужна серьезная законодательная и финансовая поддержка регулятора.
«Технологии есть. Нет только господдержки в отличие от господдержки той же нефти в Арктике», – говорит Владимир Чупров. «Первая нефтяная буровая скважина на арктическом шельфе «Приразломная» будет производить до 6,6 млн т нефти в год. Всего, по прогнозам, из нее добудут 72 млн т нефти за 20 лет. Тот же проект с биобутанолом в Тулуне позволит получить такое же количество топлива за 36 лет, однако после этого деревья не перестанут расти, а нефть в «Приразломной» закончится», – добавляет эксперт.
Топливо будущего в России появится не раньше чем через 20–30 лет, когда запасы нефти заметно уменьшатся, уверены опрошенные участники рынка. «Полагаю, что Россия может достаточно долгое время использовать бензин: нефтяных запасов на несколько десятков лет вперед хватит. Тем не менее известно, что ряд ведущих российских нефтяных и газовых компаний активно ведут разработки в поисках альтернативных источников энергии. Это и солнечная энергия, и мини-гидроэлектростанции, приливные электростанции, ветряные и т.п», – говорит генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин.
МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ЛПК

Россия постепенно вовлекается в мировые процессы, и это внушает надежду на то, что мы успеем занять нишу в экономике будущего.
Вступление в ВТО уже сейчас заставило многие компании задуматься о необходимости переходить на экологичное производство. Лидеры ЛПК пришли к пониманию того, что внедрение новых технологий экономически выгодно. «Повышенное внимание наших потребителей, в первую очередь в Европе, к экологическим стандартам производства продукции деревообработки превращает уровень экологичности производства в конкурентное преимущество на рынке.
В этом контексте новые технологии комплексной переработки древесного сырья вплоть до создания новых категорий конечной продукции, безусловно, находятся в центре внимания компаний – лидеров отрасли», – говорит директор по внешним коммуникациям «Илим Тимбер» Святослав Бычков. По его словам, в прошлом году «Илим Тимбер» потратил 10 млн рублей на научно-исследовательские работы в области новых разработок.
Директор по информации и общественным связям Группы «Илим» Артем Савко добавляет: «Экологически эффективные технологии должны внедряться на всех этапах – от лесозаготовки до производства готовой продукции, поэтому мы проводим систематическую работу по всем направлениям: приобретаем лесовосстановительное оборудование, внедряем новые методы – постепенно переходим к посадке саженцев с закрытой корневой системой».
По его словам, компания закрывает старые, самые экологически неэффективные производства, проводит модернизацию существующих мощностей и строит новые экологически эффективные линии. Так, в 2009 г. в Коряжме было закрыто производство вискозной целлюлозы и построен самый большой в мире завод по выпуску нейтральной сульфитной полуцеллюлозы.
«Большое внимание экологической составляющей уделяется и при реализации инвестпроектов – Большой Братск и Большая Коряжма. Благодаря применению новейших технологий при общем увеличении объемов производства экологическая нагрузка не только не возрастет, но даже уменьшится», – говорит Артем Савко.
Однако инвестировать в производство биотоплива представители отрасли пока не планируют. Причина в высокой себестоимости данного продукта. «Актуальной тема биотоплива стала, когда цена на нефть приблизилась к отметке $100 за баррель. Lufthansa уже в прошлом году начала полеты на топливе с добавлением керосина, произведенного из талловых масел – продукции лесохимии. Ограничением на настоящий момент является отсутствие индустриальной технологии для производства дизеля из древесины. Вопрос и в мощности установок, и в себестоимости готового продукта», – говорит Святослав Бычков.
Отсутствие целевой аудитории также делает продукт экономически невыгодным. В России не только предприниматели, но и потребители живут сегодняшним днем, не думая о последствиях. А чтобы технологии будущего прижились, каждый человек должен почувствовать ответственность за процессы, происходящие в окружающей среде.
«Мы уверены, что в 2050 г. люди будут гордиться тем, что смогли внести свою лепту в борьбу с последствиями глобальных изменений на планете», – полагает Тереза Пресас.
Процессы, происходящие в окружающей среде, рано или поздно обратят на себя внимание. Это приведет к переоценке ценностей и иному подходу к потреблению и природопользованию. Поиск возобновляемых ресурсов выйдет на первый план, когда запасы полезных ископаемых начнут истощаться.
У России как у страны с огромными территориями лесных угодий есть шанс занять достойное место в биоэкономике будущего. «На мой взгляд, эта тема перспективна для России, как гигантской лесной державы с огромными запасами биомассы в виде древесины. Вопрос в экономической целесообразности и технических возможностях производства рыночных объемов синтетического дизеля или авиакеросина из низкосортного древесного сырья. Целевым рынком в среднесрочной перспективе является Евросоюз», – говорит Святослав Бычков.

«Уверен, что компании, которые будут работать с возобновляемыми ресурсами и внедрять новые технологии, найдут свое место на рынке. Переход на альтернативные источники энергии – это глобальная тенденция, которая с каждым годом набирает обороты», – уверен Петри Кукконен. Если отечественные производители не учтут эту тенденцию и не будут смотреть на несколько шагов вперед, мы можем остаться на периферии.
Комментарии